назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [ 109 ] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303]


109

Перерывы и паузы в работе. Частота, длительность и выбор времени для перерыво] может иметь существенное воздействие на производительность труда и качество про дукции. Пример отношений между эффективностью работы и перерывами приведе( на рисунке 7-5. Он показывает, что эффективность в целом снижается в течение дня, но также показывает, как перерыв на обед и паузы для отдыха могут поднять эЩ, тивность.

Важная переменная, определяющая уровень снижения эффективности и потенци. альные результаты перерывов - количество физических и/или умственных усилий необходимых для данной работы. Сталелитейщики, например, могут нуждаться в перерывах для отдыха по 15 минут каждый час-из-за тяжести своего труда. Физические усилия - не единственный фактор, определяющий необходимость в перерывах Рабочие производств высоких технологий не меньше нуждаются в перерывах, студен-там и школьникам необходимы перемены.

Безопасность. Безопасность работы - одна из основных задач в планировании рабочего процесса. Эта область требует постоянного внимания руководства, сотрудников и проектировщиков. У рабочих не может быть мотивации к эффективному производительному труду, если они чувствуют физическую опасность.

С точки зрения работодателя, несчастные случаи нежелательны потому, что они дороги (оплата страховки и выплата компенсации). Они обычно связаны с нанесением ущерба оборудованию и/или изделию. Они требуют найма и обучения новых рабочих и восстановления оборудования. В общем, они прерывают рабочий процесс. С точки зрения работника, несчастные случаи означают физическое и нравственное страдание, потенциальную потерю заработка, нарушение установившегося хода работы.

Причины несчастных случаев. Существуют две основных причины несчастных случаев - неосторожность рабочего и неоправданный риск. Неосторожность - это небезопасные действия. Примеры неосторожности - это вести автомобиль с чрезмерно высокой скоростью или в нетрезвом состоянии, не использовать защитного оборудования, не принимать во внимание сигналы системы безопасности, не соблюдать меры предосторожности, неправильно использовать инструменты и оборудование, не принимать необходимые меры предосторожности в зонах повышенной опасности. Опасные условия - это, например, незащищенные шкивы, цепи, оборудование для погрузочно-разгрузочных работ и т.д. Также представляют опасность плохо освещенные пешеходные дорожки, лестницы и грузовые доки. Токсичные отходы, газы и излучения должны быть изолированы. В большинстве случаев они не могут быть обнаружены без специального оборудования, поэтому не заметны для сотрудников и

70 -

Утром в среднем 91,7 Днем в среднем 85,8

.jI I I L

7:30 8:30 9:30 10:30 11:30 12:30 1:30 2:30 3:30 4:15

Время суток

Рис. 7-5. Типичное соотношение между эффективностью труда рабочего и временем суток



аварийных бригад. Предотвращение несчастных случаев включает в себя использование надлежащего освещения, четкое выделение зон повышенной опасности, использование защитного оборудования (комбинезоны, противогазы, шлемы, наушники, перчатки, тяжелые ботинки и т.п.), использование защитных устройств (предохранители кашин и механизмов, двойные рычаги контроля, требующие от оператора использования обеих рук), использование аварийного оборудования (огнетушители, пожарные выходы, аварийные душевые) и проведение инструктажа по соблюдению мер безопасности и использованию рабочего и аварийного оборудования. Действия обслуживающего персонала (чистые полы, открытые проходы, удаление мусора и отходов производства)- также важный фактор безопасности производства.

Эффективная программа безопасности и контроля несчастных случаев требует сотрудничества рабочих и руководства. Рабочие должны быть обучены надлежащим рабочим операциям и отношению к трудовому процессу, они могут способствовать сокращению несчастных случаев, указывая руководству на потенциальную или реальную опасность. В свою очередь, руководство обязано усилить меры предосторожности и обязать к использованию аварийного оборудования. Если непосредственное начальство позволяет рабочему самому игнорировать меры безопасности или не замечать, как это делают другие, - едва ли можно ожидать, что рабочие будут соблюдать меры предосторожности. Некоторые фирмы устраивают соревнования по итогам отчетов о безопасности различных секторов и отделов. Однако несчастные случаи не могут быть полностью исключены, и подобная случайность может серьезно повлиять на моральный дух рабочего и даже способствовать дальнейшим несчастным случаям. Плакаты могут быть эффективным средством воздействия, особенно если они подсказывают как именно избежать несчастного случая. Например, призыв «будь осторожен!» далеко не так эффективен, как «носи шлем!», «ходи, а не бегай!» или «держись за поручень!».

Важность соображений безопасности в проектировании рабочих систем была подчеркнута введением в действие в 1970 году Закона «О Профессиональной Безопасности и Здоровье» (OSHA) и созданием специальной Администрации по Профессиональной Безопасности и Здоровью. Закон должен был гарантировать рабочим всех предприятий здоровые и безопасные рабочие условия. Он предусматривает введение определенных правил техники безопасности, при этом проверка их выполнения поручена специальным инспекторам. Инспекции проводятся произвольно, а также для проверки жалоб на небезопасные условия работы. Должностные лица OSHA полномочны делать предупреждения, налагать штрафы, и даже обращаться за судебными постановлениями о прекращении работы предприятия в связи с небезопасными условиями работы на нем.

Первые впечатления от деятельности Администрации были неоднозначны. Хотя в целом OSHA вызвала улучшение условий труда, сверхтребовательные инспектора иногда требовали строгого следования ряду инструкций, которые большинство работодателей считали чрезмерно детализированными и нереалистическими с точки зрения затрат и полученных результатов. Впоследствии Конгресс постановил, чтобы OSHA устранила обременительные требования и была бы более реалистична в своем подходе к введению федеральных мер регулирования.

OSHA должна считаться основным фактором, влияющим на оперативные решения руководства во всех областях, касающихся безопасности труда. OSHA способствовала развитию благосостояния и безопасности рабочих, действуя как катализатор, заставляющий компании производить изменения, о необходимости которых они знали и все время собирались и не находили времени их осуществить.

Измерение работы

Разработка производственного процесса определяет содержшшгработы, а системный анализ методов определяет, каким образом работа должна выполняться. Измерение работы определяет отрезок времени, необходимый для полного завершения работы.



BpeiMH работы - жизненно важный показатель для планирования трудовых ресурсов для оценки затрат труда, составления графиков, бюджета, и для создания систем по! ощрения. Кроме того, с точки зрения рабочего, временные нормативы обеспечивают критерий оценки ожидаемого выхода продукта. Временные нормативы определяют срок, за который средний рабочий выполняет определенную производственную операцию, работая в обычных условиях. Временные нормативы учитывают собственно время работы плюс допуск на вероятные задержки.

Нормативное время - это количество времени, которое необходимо квалифицированному рабочему на выполнениеопределенной производственной задачи, работая с определенной скоростью, используя определенные методы, инструменты и оборудц. вание, с определенным количеством сырья и при определенной организации рабочего места.

Когда для рабочего процесса определяют временные нормативы, совершенно необходимо иметь полное описание всех перечисленных параметров, потому что фактически сроки выполнения работы очень чувствительны ко всем этим факторам - изменение одного из них может существенно повлиять на временные показатели. Например, изменение в проекте изделия или изменение критериев оценки работы вследствие системного анализа должны вызвать пересмотр нормативного времени.

Однако на практике в рабочем процессе могут проис-

. " ..... ходить незначительные изменения, которые не оправ-

, "ZZVeTspLeHnKoTopoe расходов на проведение нового анализа всего

: необходимо квалифициро- процесса. Соответственно, временные нормативы для ванному рабочему на завер- н многих рабочих процессов могут быть несколько не-шение определенной произ- точными. Время от вре.мени их .можно анализироватьи , водственной задачи, при пересматривать. заданной скорости, мето- ,,

дах, инструментах, оборудо- Нормативное время можно определять по-разно-

i вании, количестве сырья и . му. Некоторые мелкие предприятия и сервисные орга-; организации рабочего низации полагаются на субъективные оценки - одна-й места. , чаще используются следующие методы измерения

".--а., ii,,: ..;<,<! временных Параметров рабочсго процссса:

1. Хронометрирование

2. Анализ статистических данных за определенный период

3. Заранее установленные данные

4. Выборочные исследования

Каждый из этих методов описан подробнее в последующих разделах.

Хронометрирование

Впервые этот метод был официально применен Фредериком Уинслоу Тейлором в конце 19 века. В настоящее время это самый распространенный метод измерения времени рабочего процесса. В особенности он подходит для коротких, повторяющихся операций.

Метод хронометрирования рабочего процесса ис- Г -i-- *

пользуют для определения нормативного времени на ;.: iTeZlTZlZTnsHZo I основе серии последовательных наблюдений за рабо- времени на основе последо- той одного рабочего на протяжении нескольких ЦИК- звательных наблюдений за i лов. Затем полученные показатели соотносят с ра- деятельностью одного рабо- ботон всех остальных работников предприятия, 7кольки1 циоГ" \ выполняющих такую же производственную опера- -

цию.

Основные этапы этого метода таковы:

1. Определить, какая операция будет подвергнута изучению, и сообщить об этом рабочему, который был выбран как объект изучения.

2. Определить число циклов в серии наблюдений.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [ 109 ] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303]