назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [ 108 ] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303]


108

Хотя подробное описание терблигов не предусмотрено в этой книге, список некоторых наиболее употребительных терблигов поможет проиллюстрировать природу основных элементов движения:

Поиск-попытка найти объект руками и/или глазами.

Выбор означает выбор из группы объектов.

Захват означает взять объект.

Удержание относился к удерживанию объекта после того, как его взяли. Перемещетегруза - изменение положения объекта после взятия. Освобождение от груза означает отпустить объект.

Некоторые другие терблиги: проверка, размещение, планирование, отдых и задержка.

Описание работы с использованием терблигов часто оказывается довольно трудоемким процессом. Тем не менее, для кратковременных и повторяющихся операций анализ на основе терблигов бывает оправдан.

Франк Гилбрет и его жена Лилиан, промышлен- .- .п--- , ы.. иый психолог, разработали также форму графическо- S Изучение микродвижения го анализа для изучения движений рабочего процесса, cпoльзoввниe съемок ч

которая называется изучением микродвижении. ч воспроизведения для

Этот подход применяется не только в промышлен- Л изучения движений, слиш-ности, но и во многих других областях человеческой ком быстрых для анализа. г деятельности, таких как медицина и спорт. Использо- » - - з;: , s,

ваиие кинокамеры и последующего замедленного воспроизведения движения позволяет аналитикам изучить такие виды движений, которые иначе оказались бы педоступны.ми для анализа из-за своего слишком быстрого темпа. Кроме того, отснятые пленки обеспечивают материал, который можно использовать не только для обучения рабочих и аналитиков, но также при решении спорных вопросов, касающихся методов трудового процесса.

Так как этот метод достаточно дорог, его использование связано в основном с анализом повторяющихся операций, когда даже незначительные усовершенствования трудового процесса могут сэкономить значительные денежные средства, из-за частого повторения отдельных элементов движений (этот метод используется также в тех случаях, когда его использование оправдано другими соображениями, как, например, в случае с хирургическими операциями).

Аналитики часто используют диаграммы и графики как инструмент анализа и записи движений. Графики активности и графики процесса, вроде описанных ранее, для них весьма полезны. Кроме того, для изучения одновременных движений рук могут использоваться таблицы одновременных (синхронных) движений. (И.цтересно, что даже если человек выраженный левша или правша, как это обычно и бывает, он не испытывает никаких трудностей в использовании обейте рук для выполнения поставленной задачи.) Эти диаграммы неоценимы для изучения таких одновременных действий, как машинопись, шитье, хирургические и стоматологические операции и определенные виды монтажа и сборки.

Рабочие условия

Рабочие условия - важный аспект планирования трудового процесса. Физические факторы, такие как температура, влажность, вентиляция, освещение, цвет и шум, - могут иметь существенное воздействие на процесс труда: производительность, качество продукции, несчастные случаи на производстве.

Температура и влажность. Хотя человеческий организм может функционировать в довольно широком диапазоне температур, выход температуры за довольно узкие границы комфорта, как правило, неблагоприятно воздействует на трудовой процесс. Зона комфорта зависит от тяжести работы: чем тяжелее работа, тем более узок диапазон комфорта.

Отопление и охлаждение воздуха представляют гораздо меньшую проблему в офисах, чем на заводах и в других рабочих помещениях, где высокие потолки позволя-



342 : [iaeaj

ют теплому воздуху подниматься вверх, и где часто существует постоянный поток гру зового и прочего транспорта, перемещающего грузы и оборудование через постоянно открытые высокие двери или ворота, В таких условиях трудно поддерживать постоян-ную температуру. Решения проблемы могут варьироваться от выбора подходяще одежды до установки особых обогревательных приборов или систем охлаждения воз-духа.

Влажность также важна для поддержания комфортной рабочей среды, хотя, как правило, выбор температурного уровня зависит от уровня влажности, потому что люди обычно более чувствительны к изменениям в температуре при высокой влажности. Таким образом, в помещениях с высокой влажностью потребуется большее охлаж-дение в теплый день и большее обогревание в холодный, чем в помещениях с низкой влажностью.

Вентиляция. Неприятные и вредные запахи и испарения могут быть опасны для рабочих. Крометого, если дым и пыль периодически не удаляются из воздуха, то он быстро становится неприятным или непригодным для дыхания. Чтобы восстановить и обновить атмосферу, обычно используются большие вентиляторы и специальное оборудование для кондиционирования воздуха.

Освещение. Степень освещенности в значительной степени зависит от вида выполняемой работы; чем более тонкой является работа, тем более высокий уровень освещения необходим для ее качественного выполнения. Следует принимать также во внимание контрастность и недостатки слишком яркого слепящего света. С точки зрения безопасности, важно хорошее освещение в вестибюлях, на лестницах и в других потенциально опасных местах. Однако учитывая высокую стоимость освещения, нет необходимости одинаково ярко освещать всю рабочую площадь.

Иногда естественный дневной свет может использоваться как источник освещения. Его преимущество не только в том, что он бесплатен, но он также имеет некоторые психологические преимущества. Рабочие в помещениях без окон могут чувствовать себя отрезанными от внешнего мира и испытывать различные психологические неудобства. С другой стороны, невозможность контролировать естественное освещение (например, в пасмурные дни) может привести к излишне резким переменам интенсивности освещения.

Цвет. Цветовые решения имеют две характеристики, которые важны для планирования рабочего процесса. Первая -влияние цвета на настроения и эмоции; второе - визуальное различие объектов.

Во многих случаях цвет оказывает эмоциональное и психологическое влияние. Вот некоторые хорошо известные воздействия различных цветов:

Красный передает тепло и активность, оказывает стимулирующее действие. Это

цвет высокой видимости.

Желтый также является цветом высокой видимости. Он может дать ощущение бодрости и свежести.

Синий- цвет низкой видимости. Он может создавать ощущение прохлады и стимулировать работу мысли.

Зеленый - также цвет низкой видимости. Он часто ассоциируется со спокойствием и расслабленностью.

Коричневый- естественный цвет. Оттенки и тона земли передают естественное, мирное ощущение. Это - цвет низкой видимости.

Оранжевый- цвет высокой видимости, который привлекает к себе большее внимание, чем любой другой цвет. Он стимулирует и создает ощущение тепла. Значения цвета для проектировщиков связаны с созданием именно того типа атмосферы и эмоций, которые в наибольшей степени отвечают характеру работы. Например, красный цвет практически запрещен к использованию в больницах, - а вот зеленый там широко используется. Яркими цветами окрашиваются помещения для работы с высоким уровнем творческой активности; коричневые цвета используются для создания спокойной мирной обстановки, синие и голубые оттенки больше уместны при тихом умственном труде. Конечно, это широкие обобщения, - но суть в том, что определение цветовых решений должно быть частью планирования рабочего процесса.



Цвета также используются для выделения безопасных или опасных условий или ест. При этом существуют некоторые традиционные цветовые решения:

Красный часто используется для противопожарного оборудования, контейнеров j для Хранения горючего, знаков предупреждения об опасности, аварийных сигна-

лов, горячих труб.

Желтый сигнализирует предостережение, осторожность. Он часто используется • для выделения пешеходных дорожек, краев лестницы, углов и т.п. Тяжелое обору- дование, школьные автобусы и автокары обычно бывают желтого цвета из-за его я высокой видимости.

Синий цвет иногда используется для обозначения контрольных приборов, водопроводных труб, шлюзовых клапанов.

Зеленый используется для определения зоны безопасности или спасательного оборудования.

фиолетовый используется в случае радиационной опасности.

Оранжевый часто используется для выделения опасных частей оборудования, а

также кнопок и рычагов включения аварийной системы безопасности.

Цветное кодирование является средством идентификации в электропроводке, особенно там, где в пучке проводов необходимо отследить один или несколько проводов, проходящих через разъем или оборудование.

Типичные звуки

Шепот

Спальня Кондиционер Поезд

Большой винтовой самолет

Шлифовальный станок

Реактивный самолет

о 10

Порог

слуха

20 30

Очень тихий

40 50 60 70 Тихий Назойливый

80 90 100 110 120 130 140 150 160

Очень раздражающий Невыносимо

громкий

Рис. 7-4. Уровень некоторых обычных звуков (в децибелах)

Шум и вибрация. Шум - это нежелательный, ненужный звук. Он вызывается вибрацией при работе машин и механизмов или оборудования, и людьми. Шум может раздражать или отвлекать внимание, приводя к ошибкам и несчастным случаям. Он может также повредить слух, если его уровень достаточно высок. Рисунок 7-4 показывает уровень громкости некоторых типичных звуков.

Успешный контроль уровня шума начинается с его измерения. При проектировании нового процесса, успешный выбор и размещение оборудования может устранить или свести к минимуму большое количество потенциальных проблем. В том случае, если оборудование уже установлено, возможно его перемещение или замена. В некоторых случаях источник шума можно изолировать от остального рабочего помещения. Если это невыполнимо, то может оказаться полезным использование шумопоглощающих стен, потолков или перегородок. Иногда единственно возможное решение состоит в том, чтобы обеспечить защитными устройствами всех находящихся в непосредственной близости к источнику шума (например, персонал, ведущий реактивный самолет на посадку, носит защитные слуховые устройства).

Вибрация может существовать как самостоятельный фактор даже без шумового компонента, поэтому не всегда достаточно просто устранить источник шума, чтобы заодно избавиться и от вибрации. Колебания могут возникать от инструментов, машин и механизмов, транспортных средств, деятельности человека, работы систем кондиционирования, насосов и других источников. Корректирующие меры включают установку поглотителей, стабилизаторов и резиновых подушек и покрытий.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [ 108 ] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303]