настолько выше, чтобы гарантированно привлечь новый капитал для инвестиций в расширение или запуск производства. Например, компания, в течение пяти лет приносяшая своим акционерам среднюю ежегодную прибыль до налогообложения в 25%, не будет иметь проблем с привлечением нового капитала для финансирования своего бизнеса. А вот новое предприятие, обешающее новым акционерам среднегодовую прибьшь в 10 или даже 15%, вряд ли покажется привлекательным, когда вы учтете воздействие налога на прирост капитала. Каждое очередное увеличение налога на прирост капитала приводит к последующему, вероятно, пропорциональному увеличению числа инвестиций, которые инвесторы относят в разряд «критиче-ских», следовательно, привлекающих меньшее количество инвестиционного капитала, чем могли бы без налога.
Рассмотрим, к примеру, вероятность капитализации посредством продажи акций нового предприятия, обещающего темпы роста дохода в 10% при различных ставках налога на прирост капитала. Рассмотрите перспективы этого предприятия в свете инвестиционных альтернатив, показанных в Таблице 4.1, и спросите себя, с точки зрения «среднего» инвестора, имеющего 10.000 долл., при каких условиях вы вложили бы капитал в такое новое предприятие.
Кажется очевидным, что средние инвесторы поместят свои деньги в акции компаний с высокими темпами роста. Это не так. Существуют множество инвесторов, понимающих, что акция с коэффициентом цена/прибыль (РЕ) 40 может легко упасть на 25 или более процентов в результате даже одного плохого отчета о доходах. В текущей экономической среде при чистой ставке налога на прирост капитала в 33% я предположил бы, что большинство инвесторов выберут смесь из акций со средними темпами роста и облигационных фондов.
Вопрос, однако, зачем кому-то нужно вкладывать деньги в новое предприятие, обещающее доходность только на 2,17% выше практически лишенных риска акций фонда муниципальных облигаций? Новое предприятие означает существенный риск - инвестор может потерять все! Но при ставке налога на прирост капитала в 15% потенциальное превышение прибьши над муниципальными облигациями поднимается до 4,69%. Этого, пожалуй, достаточно, чтобы склонить к участию допол-
нительное число инвесторов. При нулеюй процентной ставке налога на прирост капитала потенциальная прибыль оказывается почти вдвое выше доходности муниципальных облигаций, а этого уже более чем достаточно для привлечения некоторых наиболее склонных к риску инвесторов.
Чтобы продемонстрировать, как прямо и драматично налоги на прирост капитала разрушают перспективы «критических» новьк предприятий, рассмотрим гипотетическое частное предприятие. Джо Смит владеет процветающей компанией по междугородним автотранспортным перевозкам и мечтает стать «Макдональдсом» парковок для дальнобойщиков, предлагая водителям грузовиков и другим проезжим недорогую, но высококачественную еду, В основе его плана строительство на недорогой земле вдоль перегруженных движением междуштатных шоссе. Он просчитывает свой бизнес-план и решает, что реально начать со строительства 100 точек. Позднее, за 10-15-летний период, он надеется расширить бизнес до 1,000 точек.
После детальной оценки затрат Джо решает, что на запуск каждой единицы потребуется 500.000 долл.; чтобы войти в бизнес - 50 миллионов долл. Частный банкир Джо даст ему 25 миллионов долл. под залог его автотранспортного предприятия. Чтобы сделать предприятие жизнеспособным, Джо нужно больше капитала. Поэтому он решает зарегистрировать фирму «Услада дальнобойщика» и встречается с менеджером инвестиционного банка, чтобы подписать у него вьшуск своих новых акций. Он уверен, инвесторы охотно примут участие в его проекте, который, как ему известно, «дело верное».
Он подготавливает для инвестиционного банкира детальное предложение, включая хорошо проработанные прогнозы движения денежных средств. В итоге получается, что средняя точка будет иметь объем продаж по крайней мере 500.000 долл. и чистую текущую прибыль 15%. Он оценивает, что по мере расширения предприятия и включения в него все большего числа точек экономия за счет масштабов может увеличить его прибыль до 20%. Он планирует оставить половину компании себе и предложить оставшиеся 2,5 миллиона акций по 10 долл. за штуку, чтобы собрать необходимый дополнительный капитал. Оценивая акцию на уровне примерно 6,67 РЕ, он уверен, что инвестиционный банкир отнесет новую акцию к категории «быстрорастущих» и легко подпишет ее.
Таблица 4.1. Сравнительный анализ инвестиционных альтернатив при различных ставках налога
на прирост капитала
Базис: 1. Первоначальная инвестиция в размере 10.000 долл.
2. Цель - удвоить первоначальную инвестицию.
3. Рост корпоративных доходов учтен (минус диввденды). Описание инвестиций:
1. Яовое предприятие. Новая компания, планирующая темпы роста доходов 10%, предлагающая обыкновенные акции по цене 10 РЕ.
2. Акции компании с высокими темпами роста. Обыкновенные акции существующей компании, имевшей за последние пять лет непрерывные среднегодовые темпы роста доходов 25%, не выплачивающей дивидендов.
3. Акции компании со средними темпами роста. Обыкновенные акции известной компании, включенной в S&P 500, со среднегодовыми темпами роста доходов 15%, выплачивающей дивиденды в размере 3,3% годовых.
4. Фонд муниципальных облигаций. Фонд муниципальных облигаций в настоящее время имеет доходность 7%, выплачиваемых ежегодно.
| | | | | | | | Средшш |
| | | Годы, необ- | | | | | ежегодная |
| | | ходимые | | | | | прибьшь за |
| | | для удвое- | | | | | вычетом на- |
| | | ния перво- | Средний ежегодный при- | Средняя ежегодная при- | лога после |
| Темп роста | | начальной | рост за вычетом налога | быль за вычетом налога | выплаты |
Тип инвестиции | доходов | | инвестиции | до дивидендов | до дивидендов | дивидендов |
1. Новое предпри- | | | 7,27 | @33% | $917,01 | | 9,17 | |
ятие | (проект) | (проект) | | @ 15% | $1.169,19 | | 11,69 | |
| | | | | $1.375,52 | | 13,76 | |
2. Акции компании | 25% (исто- | | 2,93 | @33% | $2.275,34 | | 22,75 | |
с высокими темпа- | рические | | | @ 15% | $2.901,02 | | 29,01 | |
ми роста | данные) | | | | $3.412,97 | | 34,12 | |
3. Акции компании | 15% (исто- | | 4,85 | @33% | $1.374,57 | | 13,74 | 15,97% |
со средними темпа- | рические | | | @ 15% | $1.752,58 | | 17,53 | 20,33% |
ми роста | данные) | | | | $2.061,86 | | 20,62 | 23,62% |
4. Безналоговый | | | 10,31 | | $ 700,00 | | 7,00 | |
фонд муниципаль- | (простой | | | | | | | |
ных облигаций | процент) | | | | | | | |