назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [ 19 ] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100]


19

ссудных капиталов, однако, отказался реагировать, потому что налоговая политика сдерживала экономичесютй рост. Иными словами, как я только что объяснил, предпринимательский компонент общерыночной процентной ставки был настолько высок, что у кредитных учреждений так и не появилось желания вьщавать ссуды, какой бы ни была номинальная ставка.

Как побочный эффект считаю это ободряющим событием. Меня особенно радует, что рынок государственных облигаций неуклонно сохранял доходность выше 7,5% независимо от краткосрочных процентных ставок. Это говорит мне, что рынки становятся мудрее в восприятии политики инфляционного экспансионизма. Но с другой стороны, я наблюдал взлет фондового рынка в декабре 1991 года после неожиданного сокращения учетной ставки на целый пункт до 3,5%, крупнейшего отдельного процентного сокращения в истории. Рынок продолжал ползти вверх вплоть до октября 1992 года в ожидании, что новый период роста неизбежен, особенно при исторических минимумах процентных ставок.

А это, как я понимаю, создает проблему В корне неправильно называть любую номинальную ставку процента «минимумом» или «максимумом» без учета экономических условий, в которых эта номинальная ставка существует. Всегда необходимо рассматривать такое важное отношение: отражают ли номинальные ставки истинный уровень «обычного» процента, а это уже вопрос суждения.

Если вызванная государством кредитная экспансия искусственно занижает общерыночную ставку процента (следовательно, и «обычный» процент), последует бум, и наоборот А ключевым индикатором является темп роста денежной массы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теперь у вас есть по необходимости краткое и несколько абстрактное резюме моего взгляда на экономический цикл. Подводя итог, скажу, что основная причина экономического цикла - это государственные усилия уменьшить общерыночную ставку процента кредитной экспансией. Когда это происходит, предприниматели думают, что имеется ббльшее количество основ-



ного капитала, чем есть на самом деле. Основывая свои подсчеты и прогнозы на иллюзорных данных, они втягиваются во многие предприятия, обреченные с самого начала. Но огромный инновационный потенциал людей на рынке часто смягчает последствия, позволяя в течение каждого цикла производить новое чистое реальное богатство.

Тем не менее ничто из того, что люди проделывают с деньгами и кредитными рынками, не может изменить тот факт, что новому производству должно предшествовать усиленное накопление капитала. Кредит не может создавать новое богатство страны. Доверие не может создавать новое богатство. Увеличенный совокупный спрос не может создавать новое богатство. Увеличенное потребление и другие подобные факторы уменьшают потенциал создания нового богатства. Только капитальные накопления - результат производства - могут вести к новому богатству.

Экономический цикл - порочный круг, бесконечная игра в кошки-мышки, планируемая и осуществляемая правительственными «экспертами». Их намерения обычно хороши, но результаты всегда те же самые. Пока существуют центральные банковские системы, пока государство пытается регулировать экономический рост или его снижение, управляя общерыночной нормой процента, будут бумы и спады, и непрерывный рост цен. К счастью, в последующих главах показано как можно использовать знания, изложенные в данной главе, чтобы понять игру, оседлать волну ложных представлений и пожинать в будущем больше прибылей на этих «возможностях Сороса».



Влияние политики

на экономический цикл

Чтобы точно предсказывать будущее экономической деятельности, следовательно, и движение цен на финансовых рынках, надо уметь идентифицировать и объединять результаты воздействия денежно-кредитной и бюджетной политики на экономический цикл. В Главе 3 рассмотрены некоторые последствия денежно-кредитной политики. Мы видели, что денежно-кредитная политика, нацеленная на поощрение кредитования, стремится вызвать экономический рост, но только ценой неизбежного спада. Дешевые кредиты, полученные под низкий процент и сравнительно легко, имеют тенденцию стимулировать экономический рост Но экономический цикл определяется не одной лишь денежно-кредитной политикой. Другой фактор - бюджетная политика государства - налоги, бюджетные расходы и государственное заимствование. В данной главе показано действие государственной экономической политики - начиная с того, что я считаю ее основной целью. В конце концов, если экономическая наука - это изучение «средств, применяемых для достижения выбранных целей», то цели, выбираемые нашим государственным руководством, критически важные элементы данного уравнения.

В действиях и заявлениях наших выборных должностных лиц я вижу их базовую философию: экономическая деятельность должна запускать в действие тенденцию к уравниванию доходов. Объединяющая идея новых налоговых предложений - «справедливость». Наши избранные представители стремятся

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [ 19 ] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100]