назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [ 11 ] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100]


11

эффициентов цена/прибыль. Был момент, когда Mobil оказалась на уровне доходности в 5%, но из-за падения цен на нефть она также торговалась в районе 11 -кратных коэффициентов цена/прибыль. В то же время «растущие акции» (growth stocks) обеспечивали доходность менее 2%, но торговались на уровнях 30, 40 или даже более высоких коэффициентов цена/прибыль (price/earnings ratios, РЕ). Merck, например, торговалась на 37-кратном коэффициенте цена/прибыль, имела доходность приблизительно 1,5% и находилась около своих исторических максимумов. В то же время Amgen теряла деньги и торговалась на уровне отрицательных 1500-кратных коэффициентов цена/прибыль. Можно привести намного больше примеров, но суть ясна. Участники рынка покупали акции биотехнологических компаний, акции лекарственных компаний, любые акции, демонстрирующие рост доходности или потенциальную доходность, практически игнорируя РЕ или реальную доходность.

Этот тренд до некоторой степени сместился в результате изменения восприятия стоимости рынком. Если рынок упадет, это восприятие изменится полностью и больше всего достанется акциям с высоким РЕ. Рассмотрим случай PSE & G, показанный на Рисунке 2.1. В 1928 году акции PSE & G достигли максимума на уровне 137,5, имели доходность 3,93 долл. на акцию (РЕ = 35) и выплатили 3,40 долл. дивидендов. В 1932 году доходность составила 3,46 долл. на акцию, выплата дивидендов 3,30 долл., а цена - всего 28 долл. за акцию. Компания существенно не изменилась, доходность суш,ественно не изменилась, но очень сильно изменилось представление рынка о стоимости.

Отсюда следует извлечь два урока. Во-первых, каждый раз, когда аналитик присваивает акции «справедливую рыночную цену», помните: единственная истинная мера стоимости - это стоимость, признаваемая рынок. Стоимость субъективна и постоянно меняется. Важно лишь то, верит ли рынок оценке аналитика. Во-вторых, если вы считаете, что акция или группа акций «переоценена», обязательно включите в свой анализ фактор преобладающей оценки рынка. Шарль де Голль говорил: «Договоры похожи на розы и молоденьких девушек, они есть до тех пор, пока они есть». Замените «договоры» на «тренд», и вы получите превосходный трюизм. Старое правило торговли - «когда ничто не изменяется, ничто и не изменяется» - абсо-



Природа экономической стоимости

pu«uc servks ыхсше а ш со.

РИСУНОК 2.1. График Public service electric and gas company.

ЛЮТНО верное. He подставляйтесь, слишком далеко забегая перед рынком. Прислушайтесь к совету Сороса. Двигайтесь вперед на приливе неправды, и покидайте его перед тем, как становится известной правда.

ПРИРОДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТОИМОСТИ

Многие неправильные представления и ошибки - результат неумения признать тот факт, что стоимость субъективна. Одно из наиболее распространенных и вредных представлений - «прибыль одного человека убыток другого». Если бы это было дейст-врггельно так, экономический рост стал бы невозможен. Кроме того, эта ошибка полностью игнорирует сущность богатства. В книге «Трейдер Вик - Методы мастера Уом-стрита» я писал:

Тот факт, что стоимость субъективна - что люди оценивают вещи по-разному - с одной стороны, побуждает людей торговать, а с другой - делает возможным для обеих сторон получать прибыль.

4 ~ 7503



Фермер, имеющий избыток зерна, но недостаточное количество мяса, ценит свое избыточное зерно меньше, чем владелец ранчо. Ему нужно зерно для откорма своего рогатого скота - и это создает возможность для торговли. По мере того, как все больше людей присоединяются и вовлекаются в процесс обмена излишков, торговля усложняется. Взаимодействие многочисленных индивидуумов, социальное устройство производства и торговли через свободное участие называется рынком.

В своем истинном значении прибьшь появляется не в процессе торговли, а при производстве излишков, признаваемых рынком как экономические ценности, или экономические товары. Торговля - это механизм, с помощью которого прибыль максимизируется, но она не является ее источником. Экономическая ценность - это средство удовлетворения испытываемой потребности, признаваемое рынком как таковое и являющееся достижимым; это понятие включает в себя и товары, и услуги. Богатство - это накопление непотребленных экономических ценностей в любой форме, которую они могут принять; это основной источник накопления и, следовательно, экономического роста.

Вы можете поинтересоваться, как я, профессиональный спекулянт, могу вообще заявлять, что, строго говоря, прибыль появляется не в процессе торговли. В конце концов, мой бизнес - делать прибыль исключительно на торговле, причем во многих случаях моя прибыль действительно означает чей-то убыток. Однако прибыль, которую я делаю, появляется вслед за производством излишков; иными словами, я не смог бы ее извлечь, если бы прибыль, как было ранее определено, не была уже получена. Моя задача как спекулянта (если свести ее к основам экономики) - исправлять ошибки других людей, перенаправляя капитал для лучшего использования в соответствии с законом спроса и предложения.

В марте 1992 года, например, я думал, что господствующее мнение в отношении «растущих» акций, особенно упомянутых ранее фармакологических и биотехнологических компаний, должно бьшо вот-вот измениться. Я в значительных размерах продал их коротко, и, будьте уверены, они последовательно дешевели вплоть до ноября 1992 года. По сути дела, я заработал контроль над неудачно вложенным капиталом и направил его

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [ 11 ] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100]