назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [ 50 ] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64]


50

второе соответствия уравнению (15). Источник [218].

9.9 9.8 9.7 9.6 9.5

-Milano

\. -Best fit

94.4 94.6 94.8 95

95.2

Date

Рис 152 Левый график: швейцарский фондовый индекс. Две линии представляют собой два ших с5ия с уравнением (S Правый график: итальянский фондовый индекс. Источник [218].

•а с

94.2 94,4

94.6 94.8 Date

б 8 10 12 14 16 Angular Frequency w

Рис. 153. Левый график: испанский (Мадрид) фондовый индекс. график

распределение логопфиодической угловой частоты и, дгш "WOh°k под п антигри, используя цену (пунктирная линия) или логарифм цены (непрерывная линия). Источник [218].

Предпосылки для смягчения кризисов

Некоторые известные экономисты, в частности Дж. Стиглиц (JLE. Stiglite) и П. Крутман (Р. Krugman), а также финансист Джордок Сорос (Ga)rge boros), утвфжддют, что рынки не должны бьпъ предоставлены сами себе. Нослат свободного рынка предполагает, что рынки должны получить полную сюооду, однако это не всегда является правильным решением, поскольку не учитывает две ключевые проблемы: (1) склонность инвесторов развивать етратегии, ведущие к

дестабилизации фундаментальной основы рьшка и (2) немоментальное устранение возможного дисбаланса между странами.

Сорос утверждал, что реальные международные финансовые рьшки по своей сути волатильны и нестабильны, поскольку "участники рьшка пытаются угадать будущее, которое, в свою очередь, формируется рьшочными ожиданиями". Этот юпрос, безусловно, остается в центре дебатов, относительно того, могут ли местные и мировые рьшки самостоятельно стабилизироваться после кризиса, подобного азиатскому краху в 1997. Так, чтобы оправдать вмешательство МВФ, Секретарь Казначейства США Рубин в январе 1998 года предостерегал, что мировые рьшки в Азии не смогут стабилизироваться самостоятельно, и необходимо сфьезное вмешательство МВФ и других международных организаций и правительств с целью предотвращения распространения кризиса на другие развивающиеся рьшки Латинской Америки и Восточной Европы.

Аналогия с лесными пожарами хорошо иллюстрирует природу проблемы: ю многих угожах мира, сухая погода приюдит к возникновению множества крупных пожаров, иногда уносящих жизни пожарных и других людей, разрушая строения и лесные массивы. Принято считать, что вьшас крутшого рогатого скота, заготовки лесоматериалов и подавление пожаров за последние сто лет создали неестественные условия, такие как излишняя биомасса (слишком много деревьев без биологической вариативности и много мертюго древесного матфиала) и изменения в видовом разнообразии сосновых лесов, на западе США, в средиземноморских сфанах и других регионах. Подобные условия делают лес уязвимым для засухи, нашествий насекомых, эгшдемий болезней и других лесных катастроф и, в частности, фунных пожаров [167]. Когда по западному региону США прокатилась волна разрутпительных пожаров, вновь появилась заинтересованность в контроле горючих материалов для софащения зафат на борьбу с пожарами и усфанения повреждений от них. Наиболее частой техникой контроля горючих матфиалов является подавление пожара. Последние исследования, сопоставляющие южную Калифорнию, где такой контроль действует с 1900 года, с одной стороны, и Байя-Калифорнию (северная Мексика), где контроль вообще отсутствует (принцип "само прогорит"), с другой стороны, дали удивительные результаты [301, 308]: в Байя-Калифорнии отмечаются лишь относительно умеренные пожары, по фавнению со значительным распросфанением пожаров, в том числе и рафупштельных, в южной Калифорнии. Выборочная ликвидация небольших пожаров (тех, которые можно контролировать) при нормальной погоде, офаничивает более фунные пожары лишь эксфемальными погодными условиями. Это процесс, поощряющий широкомасштабность, высокую степень распросфанения и интенсивность. Обнаружено, что опасность подавления пожаров заключается в неизбежном возникновении мозаичного распределения хворостяного топлива и сразу больших пожаров, в противоположность естественной самоорганизации и незначительной мозаичности в самостоятельно прогоревших районах. Глядя правде в лицо, как ни парадоксально, верной сфатегией для максимтшции защиты собственности и экономии ресурсов при минимальных зафатах является теория самостоятельного прогорания.

Данный вывод кажется правильным, когда регуляция объема горящих



материалов происходит естественным путем, согласующимся с динамикой пожаров. Другими словами, топливо-пожар образуют сложную нелинейную систему, как с отрицательной, так и с положительной обратной связью, которая может быть близкой к оптимальной: большее количество топлива благоприятно для пожаров; пожары уменьшают уровень топлива, но также могут и способствовать ускорению его последующей выработки; множество мелких пожаров создают естественный барьер для развития и распространения крупных пожаров; пожар помогает накапливать в почве полезные вещества; у пожаров есть и другие положительные моменты, например, некоторые виды сосны, в особенности польская сосна, являются поздноцветущими: их шишки раскрываются и распространяют семена только под действием огня. Возможность того, что комплексная нелинейная система будет оптимальной или будет близка к оптимальному решению, не раз обсуждалась в различных контекстах [97, 300,404]. Можно упомянуть, к примфу, модель сети дефектов, влияющих друг на друга через эластичные деформации зешюй коры и разрывающихся во время землсфясения, и которые оказьгоаются оптимальными геомсфическими сфуктурами, приспособившимися к тектоническим деформациям: они являются результатом глобальной проблемы математической оптимизации, которую динамика системы решает аналоговыми вычислениями, то есть, следуя своей самоорганизующейся динамике (в противоположность цифровым вычислениям, осуществляемым при помощи цифровых компьютеров). Один из уникальных уровней организации называется самоорганизованная фитичность [26, 394]. Он и применялся, в частности, для объяснения распросфанения лесных пожаров [280].

Байя-Калифорния является фким примфом того, как самоорганизующийся режим системы топливо-огонь, оставленный без конфоля, ведет к возгшкновению множества маленьких пожаров и софащеншо фупных пожаров. Южная Калифорния тщшосфирует ситуацшо, когда вмешательство в процесс производства топлива и его уничтожения пожарами приводит к распросфанению множества мелких и средних контролируемых пожаров, и еще большему числу фуш1ых неконтролируемых пожаров.

Кж же в эту картину вписьгеаются фондовые рьшки? Стороштики подхода "невмешательства" вооружаются сравнением двух Калифорний, но они забьгоают про важную деталь: фондовые рьшки и экономики больше похожи на южную Калифорншо, чем на Байя-Калифорншо. Они не изолированы. Даже если правительство и регулирующие органы не вмепжваются, они испытывают на себе давление множества внешних экономик, политических и климатических факторов, которые оказьгоают на них определенное воздействие и также испытьгоают на себе воздействие со стороны рынка. Примф с пожарами помогает нам понять, тю мы должны здщтьшать как самоорганизующуюся динамику комплекса топливо-огонь, так и различные экзогенные, случайные факторы, такие как погода, направление всфа, молнии и др.

Вопрос о том, полезна ли определештая регулящш, молено проитгтерпретпровать как вопрос о том, стоит ли оставить в покое пожары в Калифоршш. Поскольку уфавленческий подход не фушсционирует должным образом, возникает мнение, что вариант "невмешательства" будет более

приемлемым. На деле, политика "невмешательства" применялась в Парке Yellowstone, но от нее отказались после того, как 1988 году там рафазились Фупные пожфы. Сфатегия "невмешательства" может оказаться Нфсалистичной с сотщальной точки зрения, потому что, давая возможность определенному пожару прогореть, мы создаем риски социальной нестабильности или эмоционального воздействия, последствия которых могут бьтть просчитаны на весьма фаткофочные перспективы (тогда как сфатегия невмешательства в отношении лесных пожаров рассчитана на длительный пфиод).

Мы полагаем, что большинство спонтанных собьттий на фовдовых рьшках, как и фупные финансовые фахи, на самом деле, можно рассмафивать как реакцию самоорганизующейся системы на множественные внешние факторы в условиях офаничеитй. Внешнее юздействие является очень важным элементом, который необходимо учитывать, и который может модифицировать перспективы принципа "невмешательства". Напримф, во время последнего азиатского физиса МВФ и правительство США считали, irro контроль над международаым движением капитала неэффективен и непрактичен. Дж. Стиглиц, главный экономист МВФ до 2000 года, доказывал, что в некоторых случаях офаничение фаткосрочных потоков капитала в и из экономики развивающихся сфан вполне обосновано. Он также отмечал тот факт, что развитые сфаны часто подталкивают развивающиеся сфаны к слишком быстрому префащению регулирования своих финансовых систем. Слошюй проблемой, как всегда, остается поощрение работы со сфанами, готовыми и способными предпринять резкие коррективные меры и софудничающими для поиска оптимальных решений, подходятцих как для отдельно взятых сфан, так и для функционирования мировых финансовых систем во время физисов [81].

В 1987 году экономист, лауреат нобелевской премии, Джеймс Тобин (James Tobin) предложил два возможньгх пути реформирования международной валютной системы и конфОля над мировой спекулятивной финансовой системой и "экономикой казино" [439].

1. Первый способ заключается в том, чтобы сделать валютные транзакции более дорогими, чтобы софатить мобильность капитала и уменьшить давлегше спекулятивных валютных обменных курсов. Этот подход известный как "налог Тобина", нашел поддфжку среди многих экономистов нового поколения в виде международного унивфсалъного налога на все енотовые конверсии одной валюты в другую, пропорционального размфам фанзактщи. Среди фадиционных доводов против "налога Тобина" можно отметить такие как уменьшение ликвидности, неюзможность сбора налога и поощрение оффшорных валютных опфаций.

2. Второй способ заключается в большей интефации мировой экономики, пофазумевая наличие монетарного союза и Мирового Цешрального Банка. Эта идея может привести к принятию Международной Валютной Единицы, управляемой Мировым Ценфальным Банком и основанной на равноценной корзине товаров в каждой сфане. Стоимость этих корзин в национальной валюте будет определять относительные валютные курсы, которые, таким образом, будут зависеть от реальных экономических условий, а не от



кратковременных движений валют [439]. Другой формой реализации идеи интефации может стать координация политики процентных ставок между США, Европейским Союзом и Японией, которая позволит сфанам достигать своих целей при помощи политики процентных ставок, и не испытывать дестабилизирующий эффект от следования монетарной политики, навязатшой спекуляциями на валютных курсах. Еще одно предложение, заключается в том, чтобы создать услугу мирового валютного обмена "не для выгоды", чтобы осуществлять опфации по обмену иносфанных валют. Это может стать общественной услугой, возможно, находящейся под контролем Фуппы правительств и Организации Обьединенных Наций (ООН), чтобы создать небольшую конкуренцию частным валютным банкам и при участии ООН, МВФ и BIS (Банк международных расчетов) [439]. "Плата за останов торговли" на валютном рьшке, аналогичная плате за прфывание на Уолл-Сфит, может бьпъ использована в дополнение к прерыванию (останову) торговли (обычного явления на всех фондовых рьшках) при возникновении спекулятивных атак на какую-либо валюту. Это могло бы представлять собой важную социальную инновацию, поскольку предоставляет правительствам и ценфальным банкам новый инсфумент внутреннего макроэкономического угфавления, способный офадить их валюты и экономические системы от спекулятивных атак, не прибегая к повьппению процентных ставок, что привело бы к спаду деловой и потребительской активности [439].

В настоящее время, похоже, что предложения и принимаемые меры, направленные на борьбу с рисками, угрожающими мировой финансовой системе, не имеют никаких реальных шансов на успех.

Глава №9 Предсказание пу.зырей, крахов и антипузырей

Природа предсказаний

Бег времени неумолимо переносит нас в неясное будущее. Предсказание будущего - это, наверное, самая фудная задача, которая пленяет воображение всех людей. Пророки на протяжении всей истории приводили в ужас или вдохновляли массы своими видениями. До недавнего времени, наука по большей части избегала этого вопроса, фокусируя сюе внимание на предсказаниях другого рода, относящихся к ранее неизвестным явлениям, таким как предсказание Эйнштейном отклонения света фавитационным полем солнца, ускользающей частицы, названной Паули нейфино, промежуточный бозон электрослабой теории Вайнберга (Weinberg) и Салама (Salam). Это лишь несколько примеров. Предсказания будущего, имеющие научную основу и использующие, как правило, компьютеризированные математические модели - более современное явление, которые все глубже пронтжают в современное общество, сфемящееся конфолировать Офужающую среду и снижать степень рисков. В действительности, попытки прогнозировать будущее тщетны, поскольку ученые еще не отфыли все физические законы. Кроме того, в характеристике систем и для настоящего, и для будущего остается значительная доля неопределенности, что в результате дает высокую степень неточности. Следовательно, хотя математическое моделирование и компьютерная симуляция делают возможными разумные прогнозы, они всегда остаются неточными; результаты, по определению, есть лишь модель реальности, а не сама реальность.

Предсказания разворотов трендов, изменений режима или "разрыюв" невероятно сложны и ненадежны во всех реальных областях применений, таких

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [ 50 ] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64]