назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [ 3 ] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40]


3

с ОПБУ. Мы также поговорим о дру-к отчетах, которые могут оказаться более полезными для внутренних целей руководства компании. Наши комментарии всегда будут предполагать использование ОПБУ, за ,1Х случаев.

Отношение финансового отдела и бу>:галтерии к другим отделам

новные сферы ответственности:

< Беречь активы компании путем их арогого учета, устанавливая процедуры внутреннего контроля для предотвращения нецелевого использования или утраты активов, а также в общем наблюдая за их правильным использованием. В этой своей роли финансовый отдел становится чем-то вроде полиции, следя за тем, чтобы другие не вредили компании своими действиями.

* Организовать все собранные сведения об операциях компании и представить их в такой форме, чтобы каяадый сотрудник компании мог использовать их для более эффективного выполнения собственных функций и для компании в целом. В этом смысле финансовый отдел обеспечивает информацию, помогающую другим отделам - его клиентам - выполнять свою работу.

Хотя эти функции должны в идеале обладать равной значимостью для руководства компании, они не всегда с равным энтузиазмом выполняются финансовыми отделами. В некоторых компаниях финансовые отделы больше известны напористой полицейской деятельностью, чем услугами, которые о)

вой у

г Основной заботой таких бухгалтеров кажута le ограничения и процедурные лабиринты, что вызывает

неприятные ощущения у многих, кто в финансовом отделе не работает. В то же время в других компаниях строгие указания захлестнутого оперативной работой руководства могут привести к тому, что финансовый отдел будет заниматься только удовлетворением непре-

информацию за счет защитной •о не работает в финансовом отделе, получают свое, но аудиторы и другие третьи лица могут испытывать беспокойство по поводу сохранности активов компании и эффективного использования ее ресурсов.

В совершенном же мире эти функции должны бьпъ сбалансированы таким образом, чтобы лучше всего служить интересам владельцев компании. Финансовый отдел, который в адекватных масштабах устанавливает механизмы внутреннего контроля и затем применяет их с приемлемой степенью энтузиазма, должен также иметь время и ресурсы для обслуживания разумных потребностей предприятия в информации. Однако в реальности поиск этого баланса является одной из самых сложных задач управления компанией.

Контрольный список менеджера к главе 1

□ Менеджеры должны понимать правила бухгалтерского учета и границы правильного ведения финансов достаточно хорошо, чтобы не попасть впросак при агрессивньк попьпках достичь своих целей.

□ В большинстве компаний финансовый отдел фактически должен выполнять две совершенно разные работы: распоряжение финансовыми ресурсами компании (.финансы.) и регистрация и фиксирование в отчетах всех ее финансовых операций («бухгалтерский учет.).

□ Ставдартный формат регистрации и фиксирования в отчета операций изложен в принципах ипи прави-

IX под

Обще

го учета - ОПБУ. □ Одной из труднейших задач ут

учета и контроля за их использованием и организац формации об операциях и ее представления таким of чтобы менеджеры могли работать более эффективно.



Структура

и вззммоотношекр/!Я финансовых отчетов

/момента своего о L»ho долгую жизш

егнеопределен-

корпорации право на бесконечное существование, чтобы дать админисфации возможность ц стратегические шаги, которые будут оказывать долгосрочное воздействие на выживание и роа компании. Это включает возможность заключать долгосрочные кошраиы, возможносгь выпускать бессрочные сертификаты собственносга (акции) и т. д.

Однако, как многим стало ясно с течением времени, на самом деле это лишь юридическое определение В реальности большинство компаний проходит стадии рождения, быстрого роста, замедления роста, стабильности или нулевого роста, упадка и ликвидации.

Компании, эффективно реагирующие наперемены,,могуг свести упадок к минимуму или даже избежать его и не допуоип, ликвидации, но оба явления все же представляют естественные фазы жизненного цикла.

К несчастью офомное большинсгао новых компаний проходит через эш стадии; в конечном итоге болыштсш из них закрывается. Если в элегарониую эру девяностых вы были даже одюмным инвестором, то, скорее всего, можете а1барабагапъ с поддюжины более не су

названий фирм (надеюсь, не потому, то вы ими владели). Даже вне офе-

пагерпеяи крах. Названия, которые постепенно уходят в историю, включают TWA и, в более недавнее время, Enron, Adelphia и Vfetldcom

Когда писались эти строки, эксперт предсказывали, что 2002-й будет вторым годом рекордов по количеству объявлений о банкротстве фирм. Даже если допустить, что многие такие объявления представляют собой сгратетические ходы, помогающие избавшъся от требований копйейтаных договоров или займовых соглашений, суп. все же в мендрсерах, не способных выполнить некогда добровольно пришлые на себя обязателыта Многие другие компании, на самом деле не закрытые, были куплены другими компаниями и в результате потеряли свой суверенитет, став просто элементами более щтш, более успешных компаний. Такие названия, как Compaq, lime Wtma, Ttxacoi RCA и Chrysler, можно увидел, по-прежнему. Но ни одна из та компаний сегодня не существует как самоспшельная единица

Однако хорошие компании продолжают расга и, похоже, откладывают на неопределенный срок время своей ликвидации, которую так



ноиения, возрождения и

я. Многочисленными примерами такие узнаваемые имена, как IBM, Intel и Apple Computer, касается отличных компаний, они кажутся вечно живыми. И

хотя периодически их движение вперед останавливается, похоже, что на самом деле они никогда не переживают упадка. На ум сразу приходят такие примеры, как General Electric, Southwest Airlines, WalMart и MicrosofL

Основная, возможно первостепенная, разница между компаниями - в их умении реагировать на перемены Перемены влияют на способность компании завоевать свой рынок и удержаться на нем, развивать производство, прибыльно продавать свою продукцию и, в конечном итоге, выжить и процветать.

Мой более чем 15-легний опьи консультанта говорит, что основной тенденцией деловой активности является поиск работающих приемов и их последующее повторение снова и снова, пока они продолжают функционировать. Это считается эффективным и доказавшим свою пригодность методом максимизации прибыльности. Однако в связи с этим каждый менеджер компании или отдела должен научиться отличать те деловые приемы, которые должны эволюционировать - например, исследования и проектные работы, от тех, которые должны оставаться неизменными

смов, которые нуждаются в высоком уровне стабильности.

АРТИСТИЧЕСКИЕ Ф1

законов, защите инвесторов, софудников и клиенте Поэтому те, кто фиксирует финансовые сведения кс сзную ответственность за

1я бухгалтерия - один из тех при- назвать АРТисгической - адекваг

Прослеживание жизненного цикла коглпании

Как мы узнали за послецний год или два, ф

Хотя правила бухгалтерского учета могут меняться со временем, точно отражая меняющиеся модели бизнеса и новые типы деловых

рую бухгалтерия не ность за предостаал

ы увидим, э-

возможно, нуадаегся в большей стабильности и меньшей изменчивости, чем проиаодит в реальности. Иначе пользователи этой ин(1юрма-ции не смогут доверять ей в достаточной мере Принимая деловые решения, менеджеры полагаются на финансовые отчеты, подготовленные на основе бухгалтерских сведений. На те же отчеты полагаются инвесторы, принимая сюи решения об инвестициях. На многие такие отчеты опирается и правительство при сборе налогов, проведении в жизнь

рмации, на которую они могут поло-le всегда так просто, как кажется, но 1жется. Вот почему бухгалтерский учет как деловой прием должен оставаться достаточно стабильным, меняясь только после того, когда будут тщательно продуманы все последствия того, что об операциях будут отчитываться не так, как это делалось прежде. Помните, что главным образом финансовая информация используется в сравнении с подобной информацией, агаосящейся к ранним периодам, чтобы оценить степень изменений. Если методы подсчета меняются, заключения могут быть ошибочны-

[Старт] [1] [2] [ 3 ] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40]