назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [ 13 ] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40]


13

□ Не соблазняйтесь бухгалтерскими хитростями. Помните, что продажи относятся к периодам, в которые они были совершены и завершены, а вовсе не к тем, в которых они лучше смотрятся.

□ В отчете о доходах есть всего несколько ключевых цифр продажи, валовая прибыль, прибыль от основной деятельности или ПВПНА и чистая прибыль. Эти цифры чаще всего ис-пользуюта для измерения рентабельности всеми, кто проявляет интерес к компании.

□ Отчет о доходах является самым распросфаненным мерилом достижений компании за период времени. Его ценность значительно возрастет, если сравнить его с точками отчета -бюджетом, отчетом за предьщущий месяц или год. Сравнение позволит вам лучше судить о достижениях

,0: £ I-;; ex 141 b ll )с с р ед ст е; в 4eivi разница и почему это важно?

lie прибыли и бысфый роа - не всегда повод для праздника. Я рассказываю им историю компании «Чудо-Штучка».

Эта компания развернула свою деятельносп., имея 100 ООО долларов денежных средств и самый современный продукт на рынке, удивительную «Чудо-Штучку». В первый же месяц после начала продаж продукта собственнию! получили рынок сбьпч и прибыль! Все, что им оставалось - изготовлять продукцию и отсылать ее ожидающим клиентам, которые покупали ее по достаточно высокой цене, чтобы «Чудо-Штучка» получала приличную чистую прибыль с самого первого дня. Поэтому они арендовали и оснастили фабрику (первоначально без каких-либо денежных затрат), взяли в аренду производственное оборудование и обстановку (по-прежнему никаюк денежных затрат), приобрели материалы, наняли рабочих, произвели продукцию и отправили Ю1иснтам. Затем они разослали клиентам первого месяца продаж счета-фактуры на общую дмму 50 ООО долларов Потрясающе!

Собственные счета они оплачивали вовремя и в нормальном деловом темпе собирали деньги с клиентов. Иногда клиенты, конечно, запаздывали, но не чрезмерно, оплачивая счета через 40-50 дней, что сейчас характерно для большинства компаний. И продажи продолжа-



ли расти, увеличиваясь каждый месяц на 50 ООО долларов без падения чистой прибыли и без серьезной конкуренции. Прибыли увеличивались постоянно. Собственникам не нужно было создавать значительных запасов, потому что всем был нужен один и тот же продукт. Поэтому они просто делали сто и рассылали так быстро, как мотли. Такой бизнес понравился бы вашей матушке!

Но странная вещь случилась по дороге в банк Собственники неожиданно в ужасе обнаружили, что у них недостаточно денег для оплаты счетов. Скоро они узнали, что больше не могут купить материалы для изготовления новых Штучек, затем они не смогли выплатить зарплату, и, наконец, кредиторы подали на них в суд и практически добились ликвидации компании. Первоначально доходная «Чудо-Штучка, через шесть месяцев после открытия бьиа объявлена несостоятельной!

Теперь, полагаю, вы спросите, как это могло случиться? Хороший вопрос. Попытаемся на него ответить.

Для этого нужно узнать, каким образом деньги обычно движутся ять примером будет < Чудо-Штучка >.

Оборот денежных средств

в начале денежного цию1а почти каждое предприятие начинает -i уже догадались! - с денежных средств. Но с этого момента главной целью предприятия становится превратить эти деньги в

ном итоге - превратить их обратно в деныи, но в бйль-шие деньги, чем при начале дела Этот процесс продолжается бесконечно и повторяет-

Однако в конечном счете, когда компания закрывается, единственно реальной мерой ее финансовото успеха является разница между суммой денет, с которой она начинала, и суммой, с которой она закончила, за вычетом денет, полученных собственниками в течение жизни компании. Однако пока компания существует, мы не можем точно оценить, сколько денет осталось бы у нее после закрьпия и ликвидации. Поэтому успех следует измерять, исходя из того, насколько успешно компания ведет деятельность, производащую в конечном итоге денежные средства, что обычно измеряют с помощью прибыли и других финансовых показатмей, включенных в ежемесячные отчеты, которые мы обсуждали в главах 3 и 4.

Посмотрим на этот кругооборот применительно к «Чудо-Штучке», обращаясь к диаграмме (рисунок 5-1), где действие развивается по часовой стрелке в бесконечном процессе деловой

Когда «Чудо-Штучка» приступила к работе, ее первые действия крутились вокруг обустройства - аренды оборудования, подключе-



нитеяьные расходы.

оммунальных услуг и т. д. Почти все это требовало i средствами: задаток за аренду, телефонное обору-.ные услуги и многие другие допол-

ним. Сюда относится офисное оборудование и компьютеры для управленческих целей, а также фабричное оборудование, необходимое для производства Штучек. Для дистрибьюторов, оптовиков или розничных торговцев такие затраты включают оборудование складских помещений для хранения товаров, которые они приобретают с целью перепродажи.

Самым важным активом любого предприятия являются, конечно, люди, и прежде чем начать производство, «Чудо-Штучка, скорее всего нанимала сотрудников постоянно: чтобы отвечать на звонки, работать в офисе, производить и продавать их продукцию. Конечно, это может обойтись в кругленькую сумму. Если у собственников было много денег, они могли заплатить за все это, просто выписав чек. Обычно, однако, бережливые собственники выбирают визит в банк или какую-нибудь финансовую компанию, чтобы отодвинуть время внесения денег за крупные покупки - станки, мебель и здания.

Именно в этот момент компания делает второй шаг в кругообороте, получая кредит. Главная задача кредита для растущего пред-

10% годовых, эа год у вас будет 100 долларов прибыли. Однако если вы займете у банка еще 4000 долларов под 5%, то сможете вложить в дело 5000 долларов при прибыли 10%, то есть за год это будет 500 долларов. Ваша чистая прибыль после уплаты 200 долларов процента составит 300 долларов - значительно больше, чем если --------.....----------""1 долларов. Вы добавили внешние сред-

й 1000 долларов и утроили И)

приятия - позволить собственникам увеличить сумму капитала, имеющегося в обороте, дополнив собственный капитал капиталом креди-тороа Это называется финансовым рычагам, привлечением в бизнес ю в главе 3.

лги по-прежнему уходят, даже если кредит позволит несколько оттянуть выплаты. Мы знаем, что владельцы «Чудо-Штучю1. использовали кредит, чтобы добавить внешних денежных средств к своим, потому что несчастные кредиторы потом потащили их в суд

Теперь «Чудо-Штучка» была готова к началу производства, изготовления Штучек. Они начали использовать свои запасы материалов, прибавляя труд нанятых рабочих и многие димыедля

затраты, необхо-Этот процесс забирает еще боль-

ше денег зарплата рабочих и риалы вместо пошедших в производство, усилия по реализации и маркетингу с целью найти новых потребителей продукции, доставка продукции клиентам, рассылка счетов, администрирование и бухгалтерия и т. д. Это обычно период самых больших затрат денежных средств, так как компания производит вовсю, но денег пока не получает. Она еще ничего не продала, кроме как в кредит, так что клиенты еще не заплатили. В то же время производство и вся дополнительная деловая активность, отмеченная выше, должны продолжаться.

Проходя оставшиеся стадии кругооборота движения денежных средств, компания, наконец инвестировав все средства, начинает что-то реально продавать и переходит к процессу восстановления инвестированных денежных средств. На стадии продаж нашего кругооборота происходит успешная реализация продукции - разумеется, в кредит - и рассылка счетов-фактур с надписью «Нетто 30«. Это означает, что клиенты оплатят их через тридцать дней после даты на счете, верно? Не совсем так

Хотя инкассация может выглядеть чем-то незначительным по

сравнению с производством или продажей, это важнейший этап, без которого не окупятся все остальные Нолан Бушнелл (Nolan Bushnell), основатель ресторанов Atari и Chuck Е Cheese, говорил своим сотрудникам и бесконечным группам будущих предпринимателей, что до тех пор, пока деньги не окажутся в банке, продажа - зто подарок

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [ 13 ] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40]