назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [ 8 ] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39]


8

Глава 3

На пороге модернизации

Отчизна в упадке. Насколько - ты видишь сама. И мысли о доме покинутом сводят с ума.

Нам близкий раздел угрожает!... Трясет меня страх. Бессмысленно вирши слагать о цветах, лепестках...

ЦюЦзинь (1875-1907)

3.1. Экономический рост Китая в эпоху Цин « (1644-1911)

S Сын ,

Копошится в земле. Отец

На земле проливает пот. Дед

В земле уж который год.

Цзан Кэцзя (род. 1905 г.)

У нас нет достаточно надежной статистической информации об экономическом росте китайской экономики с середины XVH до середины XX в. По некоторым оценкам, доход на душу населения во время правления династии Цин (1644-1911) был очень невысок и, вероятно, практически не возрастал на протяжении всего периода. По мнению Р. X. Мейерса, на протяжении правления династии Цин среднегодовой доход на душу населения составлял около $55 (в ценах 1975 г.), увеличившись к 1933 г. до $61.

Гипотетически тренд экономического развития Китая династии Цин можно, на наш взгляд, изобразить следующим образом (рис. 3.1).

См.: Муек R. Н. The Chinese Economy. Past and Present. - Belmont, 1980. P. 5.

3.1. Экономический рост Китая в эпоху Цин (1644-1911)

1644 г.

1690 г.

1820 г.

1860 г.

1911г.

Рис. 3.1. Гипотетический тренд экономического развития Китая в эпоху династии Цин(1644-1911)

От потрясений народных восстаний середины XVII в. и маньчжурского нашествия экономика страны оправилась к 1690-м гг., переживая оживление на протяжении всего XVIII в. Однако с 1820 г. ситуация вновь ухудшилась. Период 1860-1911 гг. был эпохой нового оживления вплоть до Первой мировой войны.

Что касается начала современного экономического роста, то по этому поводу существуют различные точки зрения. К примеру, ученый из КНР Чжу Цзянчжен считает, что процесс индустриализации Китая начался после 1842 г., а собственно китайский промышленный капитал стал формироваться в 1860-е гг. Р. X. Майерс считает, что ранний современный экономический рост в стране начался не ранее 1895 г.

Среди синологов-экономистов определенное распространение получила периодизация раннего современного развития, предложенная китайским ученым Кун Чунем.

1) 1862-1877 гг. - период создания китайской военной промышленности для противостояния Западу;

2) 1878-1894 гг. - возникновение и развитие торговых и промышленных предприятий, находящихся под контролем и покровительством государства. Данная форма организации производства была преобладающей, хотя существовали и другие формы;

3) 1895-1902 гг. - начало западного экономического проникновения, а в ряде случаев и доминирования иностранного капитала в Китае. Иностранные деловые круги осуществляли крупномасштабные инвестиции в страну;

См.: Чжу Цзянчжен. Новая теория китайской индустриализации в современный период Цзинцзи кэсюэ. 1989. № 4. С. 73. См.: Myers R. Н. Ор. Cit. Р. 27.

См.: Кун Чунь. Чжунго сш1ь гунъе фачжа}Ц1ьши дако}1. Очерк по истории развития современной промышленности Китая (на кит. яз.). - Шанхай, 1933. С. 13-14,49-50,65-69.



4) 1903-1911 гг. - укрепление частного сектора при сведении роли государства к поддержке частных инициатив.

В последние годы правления династии Цнн п правительство, и передовое общество страны проявляли явный интерес к экономическому развитию. Однако первые совместные предприятия в судостроении, телеграфы, текстильная промы1Пленность, банки - все это рассматривалось правительством в больше ii мере как источники дохода для казны, нежели средство экономического роста. Владельцы предприятиГг и управляющие, как правило, не были склонны к иппциатпве и риску. Обычно, вместо того чтобы направлять избыточные до.ходы в материальное производство, китайская буржуазия предпочитала С(1)еру ростовщичества.

Экономическому развитию в данном периоде препятствовшш и другие факторы: конкуренция иностранных товаров на китайском рынке,, слабость, некомпетентность и безынициативность правительства, дефицит капиталов, техническая отстгиость, низкая деловая мотивация. Импортные тарифы часто были чисто номииалыиьми, и импортируемые иностранные товары - дешевле и качественнее отечественных. Остро не хватало китайских специалистов, и приходилось почти во всем полагаться на зарубежных.

Государство было слишком слабым и безынициативным и пе годилось для проведения широко.масштабной модерни.зации. Да и в обп1естве в целом не сложилась устойчивая мотивация к переменам. Величина капиталов была ничтожной, и огромная часть сбережений направлялась на .земельные спекуляции, покупку недвижимости, ростовнщчсство.

Кроме того, после поражения в войне с Японией в 1894-1895 гг. пришлось выплачивать обременительную контрибуцию, к которой вскоре добавилась контрибуция европейским державам за поражепие в боксерском восстании в 1900 г.

Медлительность Китая в деле модернизации находилась в резком контрасте с Hnonnefi. В Японии в 1867 г. к власти пришла амбициозная элита, которая на деле поставила перед собой :)адачу превратить страну в самое процветающее общество в мире. Молодое японское правительство создало эффективную программу модерни,зации экономики и сосредоточило все силы па экономическом росте как па приоритетной цели государства. Китайское же правительство характеризовалось безволием власти и отсутствием конкретных целей развития. В этом

на него весьма похожи все «реформаторские российские правительства» начиная с 1991 г.

Именно в этом (роль государства в процессе модернизации), а не в каком-то мифическом менталитете и скрыта главная причина неуспехов экономического развития Китая в начале XX в. и России - в конце его.

По словам А. Фейерверкера, возникла необходимость «институционального прорыва», дабы заменить традиционное мышление китайской элиты, связанное с «дележом экономического пирога», на мотивацию элиты к успеху и прогрессу китайской экономики в целом.

3.2. Попытка модернизации в 1912-1949 гг.

Как ход часов неумолим и скор!

О, с rpannibiii измерительпьш прибор,

Ты време1!ем процеживаешь море!

Расцвет, паденье?

Счастье или горе?

«Тик-так, тик-так...» -

Я слышу звуки эти.

Но каково же ныне их значенье:

О прошлом говорят они расцвете Или о будущем паденьи?

ЯэиьЯйо (1899-1946)

Роль такого толчка должна была сыграть революция 1911 г. И действительно, после революции заметно увеличила темпы роста промышленность. По терминологии У. Ростоу, период 1912-1949 гг. может быть определен как take-off (взлет), хотя все-таки справедливее мнение А. Фейерверкера, который считал, что до 1949 г. Китай оставался типичным доиндустриальпым обществом (в 1933 г. инвестиции в экономику не превышали 5% от ВВП). Иа этом историческом отрезке благосостояние населения практически не возрастало. Подавляющее больщинство китайцев поддерживало и воспроизводило собственную рабочую силу на грани физического существования. Во время же Второй мировой войны (для Китая это были 1937-1945 гг.) уровень жизни большинства населения упал ниже границы выживания.

Общие темпы роста китайской экономики были невысокими. Быстрыми темпами росли промышленность и транспорт, но они имели

Подробнее см.: СемищевА. С. Японская акспапсия: люди и идеи. - Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1993.

См.:Реиепе>егкегА. Chinas early industrialization. - Cambridge, 1958. P. 242-243. 2 См.: Feuerwerker A. Economic trends in the Republic of China. 1912-1949. - Ann Arbor, 1977. P. 13.



очень малый удельный вес в экономике и не оказывали существенного влияния на общее положение дел. К этому времени единый общенациональный рынок еще не сложился, а объем внешней торговли с уче-

S том громадной численности населения был незначительным.

К 1949 г. до 90% населения было занято в традиционном аграрном секторе, который давал не менее 65% ВВП. Однако и несельскохозяй-

6 ственный (городской) сектор отождествлять с «современным» было весьма затруднительно. В начале XIX в. к нему относилось примерно

!э 12 млн человек, или 3-4% от общего количества населения (примерно

С 350 млн).

к На протяжении всего XIX в. городское население росло такими же А темпами, что и общее население страны. Ускорение началось лишь в 1900-1938 гг., когда темпы прироста городского населения в два раза превысили общие. В 1938 г. в городах с населением свыше 50 тыс. человек проживали 27,3 млн человек.

Согласно первой более или менее добросовестной оценке национального дохода Китая (1933 г.), сельское хозяйство давало 65% вновь созданной стоимости, промышленность - 10,5, торговля - 9,4, транспорт - 5,6, сфера услуг - 5,6, управление - 2,8, строительство - 1,2%.

Доля современного сектора составляла 12,6% от национального дохода, на традиционный сектор приходились остальные 87,4%.

Движение валового национального продукта в течение рассматриваемого периода показано в табл. 3.1.

Движение ВНП определялось главным образом нестабильным развитием сельского хозяйства. Если в 1912 г. ВНП на душу населения составлял 113 юаней (в ценах 1957 г.), то в 1933 г. - 123 юаня, а в 1957 г. -115 юаней.

С 1930-х гг. китайское правительство начало разрабатывать программы экономического развития. Это можно оценить как большой прогресс в сфере экономической политики и народного хозяйства в целом.

Многочисленные и грандиозные проекты преобразования китайской экономики имеются уже в работах великого Сунь Ятсена (1866-1925)."* Он предлагал развивать производительные силы страны и впитывать

Таблица 3.1

ВНП Китая (млрд юаней в ценах 1957 г.)

См.: Feuemerker А. Economic trends in the RepubHc of China. 1912-1949. -Ann Arbor, 1977. P. 7-8. Ibid. P 7. Ibid. P. 13.

См.: Суиь Ятпсен. Избранные произведе}Шя. - М., 1985. А

Сектор экономики

1914-1918 гг.

1933 г.

1952 г.

Вся промышленность

11,77

17,23

(в том числе современная)

(1,3)

(4,54)

(11,11)

Сельское хозяйство

29,9

35,23

31,58

Услуги

10,0

12,52

17,07

Амортизация

2,19

48,4

61,71

65,88

Доля в ВНП

Вся промышленность

0,176

0,198

0,262

(в том числе современная)

(0,027)

(0,074)

(0,169)

Сельское хозяйство

0,618

0,592

0,479

Услуги

0,206

0,210

0,259

1,000

1,000

1,000

Источник. Perkins D. Н. Growth and changing structure of Chinas twentieth-century economy Chinas modern economy in historical perspective. - Stanford, 1975. P. 117.

Промышленную мощь иностранных держав: построить 100 тыс. миль железных дорог, 1 млн миль автомобильных дорог, три крупнейших морских порта, сравнимых с Нью-Йорком, сеть каналов, мощную систему связи, развернуть индустриализацию, модернизацию аграрного сектора, производить массированные лесопосадки по всей стране. Планы Сунь Ятсена были величественны, но не слишком конкретны.

Пристальное внимание планированию экономического развития китайское правительство стало уделять с 1931 г. В июне этого года был создан Национальный экономический совет. В его состав входили бюро дорог, бюро гидроинженерных работ, комиссия хлопчатобумажной промышленности, комиссия по кооперации и ряд других.

В мае 1931 г. была провозглашена программа из 10 пунктов, основанная на принципах идей Сунь Ятсена, в которой определялись цели и задачи ряда государственных экономических проектов и детали планов развития промышленности и сельского хозяйства.

В августе 1931 г. был обнародован грандиозный десятилетний план, охватывающий проекты строительства морского флота, создания современной энергетики, сталелитейной промышленности и т. д. Однако

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [ 8 ] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39]