назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [ 4 ] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39]


4

ление к мудрости древних: ведь все продаваемые с огромной скидкой " книги имеют очень товарный вид: краски свежи, бумага превосходна и т. п.

Сейчас применительно к Восточной Азии (и Китаю) можно говорить скорее о неоконфуцианской, чем о конфуцианской, этике. Если в тра- диционном Китайском обществе социальная иерархия имела вид:

(1) ученый (чиновник) (2) крестьянин (3) ремесленник -> (4) торговец,

( то теперь она более сложна:

ученый (чиновник) (1) бизнесмен -> (2) человек свободной -> (3) наемный ->

военный профессии работник

->(4)крестьянин

Если неудивительно, что бизнесмен в современном Китае разделяет первое место по престижности с ученым-чиновником, то прорыв в выс-щую сферу военных - явление довольно новое.

В Древнем Китае говорили: «Из хорошей стали не куют гвоздей - из хороших людей не делают солдат». Однако статус военного в Китае резко повысился после падения последней императорской династии Цин в 1911 г. во время общенациональной смуты.

«Есть, однако, и в Китае явление, которое в своем развитии претерпело общее и глубокое изменение: это - чувство патриотизма... С чувством патриотизма соединяется развитие крайне милитаристских тенденций, что особенно любопытно для классической страны давнего пацифизма. Военное дело, считавшееся еще недавно бесславным и позорным делом, ныне стало предметом страстного увлечения сынов из самых выдающихся семейств. Вся школьная молодежь необъятной желтой империи ходит не иначе, как военным шагом, и мне самому пришлось наблюдать эту новую маршировку в Кантоне во время ежегодного праздника в честь Конфуция, представлявшую довольно странное, но весьма характерное зрелище».

Новое коммунистическое правительство также всегда стремилось высоко поднять престиж военного человека. Профессия защитника Родины в Китае почитаема и высокооплачиваема. Целый столичный канал «CCTV-7» почти круглосуточно посвящен пропаганде тяжкого и благородного воинского труда. Военные демонстрируют прекрасную выучку, военные помогают гражданскому населению во время стихийных бедствий, военные служат в трудных западных районах страны

Род Ж. Современный Китай (перевод с фр.). - СПб., 1912. С. 225.

и озеленяют пустынные окраины. Стать офицером - один из надежных путей сделать карьеру ребенку из обычной, бедной крестьянской семьи. Вместе с тем конкурс в военные училища от 60 человек на место и гораздо выше.

В августе 2002 г. я гостил у моих друзей в Харбине, в Университете провинции Хэйлунцзян. С утра до вечера бывшие абитуриенты, будущие первокурсники пребывали на местном стадионе, все в новых полувоенных формах, разучивали песни, учились маршировать, привыкали друг к другу, находили новых друзей, возможно, на всю жизнь. И так будет весь месяц до начала учебного года...

Армия должна быть не только защитником, но и гордостью нации. Мне досадно за наших питерских «шоу-мэнов» Нагиева и Роста и за двух московских коллег из «Телегородка» с их регулярной и убогой антиармейской пошлостью на каналах ТВ. Страна должна иметь славную и мощную армию, иначе государство не заслуживает уважения, а правительство - тем более.

Почему я оставил Армию? Потому что, противно мне Наблюдать, как, она - бесславная, - Подыхает в моей стране. Потому что еще недавно, Встретив в море чужом, корабли Отдавали нам честь исправно, А теперь - приспускают штаны.

Я всегда вспоминаю эти стихи, когда по российскому телевидению очередной «умный дядя» пытается рассуждать о дальнейшей судьбе и военных «реформах» по сути уже уничтоженной отечественной армии. Какие реформы, если подполковник Российской Армии получает 6 тыс. руб. в месяц (как уборщица в питерском метро), а курсант военного училища - 1,5 тыс. руб.?

Несколько слов о китайских ученых. Случилось так, что на протяжении 2000-2002 гг. мне приходилось бывать 4 раза в одном из лучших пекинских университетов - «Цинхуа». Так вот, если в 2000 г. китайский профессор-экономист получал в 5 раз больше своего коллеги из столичного российского университета, то в 2002 г. - уже в 8 раз. Я не говорю о китайских преподавателях с факультета менеджмента. Их оклады - в десятки раз выше и даже превышают оклад ректора «Цинхуа». Китайцы вкладывают огромные деньги в образование, ибо пре-

Никитин И. И. Поцарапанный воздух. 1999. С. 42.



красно понимают, что без надлежащего образования нельзя построить богатого будущего.

Мой китайский друг Ли Ганцзюнь советовал при походе на рынок надевать фирменную майку университета «Цинхуа»: продавцы из уважения существенно снижают цены.

Говоря о конфуцианской этике, необходимо вместе с тем учитывать существенные различия в мотивации поведения китайцев, японцев и корейцев. К примеру, если японцы по своей натуре являются коллективистами, то корейцы и китайцы - индивидуалисты. Но если корейцы - самый набожный народ Восточной Азии, то китайцы - практически полные атеисты.

Офомную роль в экономических отнощениях стран Восточной Азии играет чувство национальной гордости и патриотизма. Во всех странах региона экономические реформы проводятся исключительно под патриотическими лозунгами. Совсем недавно мне пришлось побывать на небольшой китайской пирушке в Петербурге. Я припозднился, и веселье было в самом разгаре. И вот тут я впервые услышал из уст китайской девушки, сказанных иностранцу, что она гордится тем, что она китаянка, что живет в великом Китае. Это меня удивило: одно дело читать лозунги на стенах Пекина, слышать в телепрограммах, но совсем иное - в кругу близких друзей и знакомых. Китайское самосознание и гордость за родину растут с экономическими успехами этой великой державы. И я вспомнил, что в былые советские времена .мы также гордились своей великой страной. Как давно зто было... Каким быльем поросло... И как активно и целенаправленно вытравливают российские СМИ любое проявление патриотизма...

Как-то в 2000 г. в кругу китайских коллег-экономистов я выразил мнение, что через 15 лет Китай обойдет по ВВП Америку и станет державой № 1, со мной не согласились. Однако уже в августе 2002 г. один высокопоставленный китайский экономист поведал мне, что через 15 лет Китай достигнет мирового первенства.

И еще раз о конфуцианской этике. Как справедливо утверждает американский ученый Джон Воронов, было бы упрощением сводить

См.: Woronoff J. Koreas Economy: man-made miracle. - Seoul, 1983 P. 83.

Как-то китайские друзья попросили меня отгадать, чем китайцы отличаются от русских. Я не сумел. Тогда они ответили, что русские склонны преувеличивать свои успехи, а китайцы - приуменьшать. Но постепенно китайцы все более привыкают к своим победам и достижениям. Не начнется ли и у них «головокружение от успехов»? Поживем - увидим.

успехи Китая и вообще стран Восточной Азии к конфуцианской этике, ибо такое объяснение больше сбивает с толку, нежели объясняет. Легко убедиться, что конфуцианством (как и любой иной цивилизационной традицией) можно «объяснять» как успехи, так и провалы экономического развития любой страны.

Спору нет, конфуцианство является существенным фактором воспитания грамотных чиновников, напористых предпринимателей и трудолюбивого населения. Да, все эти условия необходимы, но не достаточны для динамичного развития страны. Ведь если серьезно подумать, то организованность, дисциплинированность, высокий статус труда вполне могут обладать и оборотной стороной: интриги,.фаворитиз.м, сектантство, фракционность, коррупция.

Несомненно, что до XIV в. китайцы удивляли весь мир созданием Великой стены, магнита, шелка, фарфора, бумажных денег. Великие китайские поэты создавали шедевры, когда Европа была покрыта девственными лесами. Китайские товары заполонили весь мир, и через несколько лет настанет Эра Китая. Китайский язык будут учить не только в университетах, но в большинстве средних школ, а китайские девушки будут признаны эталоном красоты и подражания.

Но верное и то, что с XV по вторую половину XX в. эти же самые конфуцианские китайцы познали жуткую нищету, едва не утратили национальный суверенитет, пережили казарменный социализм народных коммун, бесконечное национальное унижение, культурную революцию, разрушение Великой китайской стены своими же силами. И это были все те же самые «конфуцианские» китайцы. Так когда же китайцы были «истинными конфуцианцами»?

Конфуцианство, как и всякая другая социальная философия, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Для успешного экономического развития и роста необходимо наличие некого организующего звена, неких определенных правил экономической игры, способность заинтересовать всех участников действовать в интересах общества. Логично предположить, что только государство как орган экономического микро- и макроуправления является главным координатором динамического развития страны. Именно здесь кроется успех реформ в Китае и других стран Восточной Азии. Хотя здесь, как в матрешке, существует еще один вопрос: управление государством на основе канонов конфуцианской этики. Китайские премьеры не дирижируют подшофе оркестрами. Китайский премьер на людях не падает с моста. Все это - вне конфуцианских канонов.



1.3. Мыслят ли китайцы по-особому?

Не ищи ускользающий смысл понятий, Собирая иа бледном челе морщины, " В прихотливых, замысловатых знаках 1 И не мудрствуй слишком лукаво - ; Все обыденные понятия ,

Выражай обыденными словами! (1957) Такаси Арима

Миф о конкретности мышления китайцев. В середине 1980-х гг. я написал книгу о том, как японская элита превратила свою страну в мирового экономического лидера. Человек я по натуре дотошный, так что только черновиков для написания этой книги было более 40 общих тетрадей форматом А-А. В этих черновиках содержались конспекты книг о Японии.2 Так вот уже тогда, при изучении истории и экономики Японии, я обратил внимание на то, что многие иностранцы, пишущие об этой стране, отмечают кардинальное отличие японского мышления от европейского, объясняя это спецификой письма.

И теперь, знакомясь с любопытной книгой А. Девятова (и его соавтора М. Мартиросяна)- я натолкнулся на такую фразу: «В 1982 г., в возрасте 30 лет, то есть уже на излете природной способности мозга делать эвристические открытия, я вдруг разглядел, что самое очевидное отличие китайцев от прочих состоит в том, что только китайцы на письме до сих пор пользуются иероглифами. Все же другие народы пользуются буквами или на худой конец слоговой азбукой, как у японцев и корейцев. А если в мире кто-то иногда и пользуется иероглифами (те же японцы, реже корейцы и еще реже вьетнамцы), то иероглифы эти китайские.

См.: Селищев А. С. Японская экспансия: люди и идеи. Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1993.

До сих пор не могу себе простить, что при переезде в Петербург, смалодушничав от огромности перевозимого груза, я оставил черновики в Иркутске, где они безвозвратно исчезли.

Девятое А., Мартиросян М. Китайский прорыв и уроки для России. - М., 2002. С. 14.

А японцы, а корейцы, а ученые вьетнамцы? Японцы и корейцы пользуются слоговой азбукой в дополнение к иероглифам. Во Вьетнаме же французские колонизаторы еше в XIX в. упразднили китайские иероглифы, заменив их специфической латиницей. Однако сейчас, в период мощного подъема китайской экономики и культуры, многие вьетнамцы вновь подумывают о возвращении к иероглифам.

Это личное "открытие" плюс свободное время между сменным выполнением обязанностей оперативного дежурного пункта управления в ГРУ ГШ, уникальные книги по иероглифике иностранного фонда служебной библиотеки ГРУ, а также уже и некоторый опыт первой командировки в Китай (1976-1979) позволили мне написать научную монографию "Письмо, язык и мышление китайцев". Получилась довольно пухлая книжка, которая на правах рукописи была напечатана в типографии ГРУ в десяти экземплярах. В монографии я логически показывал примеры того, как именно иероглифы влияют на мыслительный процесс китайцев и что в результате этого влияния получается у них на практике.

Научный замах мой был так велик, что советской академической наукой он был сразу отвергнут. На предзащите в Институте востоковедения АН СССР меня слушать не стали, а главный там в то время ученый языковед академик В. М. Солнцев даже покинул зал, хлопнув дверью. В "Гегели наших дней" меня тогда не взяли».

А. Девятов доказывал тогда и доказывает в новой своей книге теперь, что для мышления китайцев характерно ярко выраженное проявление конкретного. Подобные мысли я встречал в некоторых монографиях о японцах, о чем уже писал. Итак, из факта использования нацией иероглифического письма делается вывод об уникальности национального мышления!

Еще в прошлом мне эта идея казалась нелепой и даже расистской. В истории известно несколько случаев применения различными народами иероглифического письма. Правда, все они были заменены фонетической азбукой. Почему? По мере исторического развития люди убедились, что азбука просто удобнее в употреблении. Но почему так не сделали китайцы? Китайцы пытались сделать это в 1950-е гг., но не -решились, ибо слишком много памятников литературы и культуры . было создано за 5 тыс. лет китайской истории. Не хотелось нарушать \ традиции, преемственность.

Китайские иероглифы оказались живучими не по причине мыслительных особенностей китайцев, но по житейским, культурным, исто- , рическим и политическим мотивам. Надо помнить, что китайцы (ханьцы) на протяжении тысячелетий расширяли свою территорию, завоевыва- ;, ли другие народы и стремились их как можно быстрее ассимилиро- . вать. Да и самих китайских диалектов до сих пор великое множество. . Так вот, для того чтобы указы китайского императора были понятны i всем подданным независимо от национальности, было узаконено . иероглифическое (смысловое) письмо, понятное всем независимо от j

[Старт] [1] [2] [3] [ 4 ] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39]