назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [ 33 ] [34] [35] [36] [37] [38] [39]


33

ж:-Г.

28,2%

Государственная собственность

35,5%

Коллективная собственность

Рис. 8.1. Экономические уклады в промышленном производстве

1978 г. В результате страна поднялась с 32-го на 11-е место в мировой торговле.

Резко улучшились структурные характеристики. В отличие от России, которая окончательно превратилась в сырьевой придаток на мировом рынке, доля промышленной продукции в китайском экспорте возросла с 50% в 1980 г. до 90% в конце XX в. При этом доля электронного оборудования увеличилась с 5 до 30%.

Увеличивается привлекательность Китая для прилива иностранного капитала. Ежегодно в Китай притекает от $40 до S55 млрд прямых иностранных инвестиций. Китай устойчиво занимает 2-е место в мире по привлечению прямых иностранных инвестиций.

От товарного дефицита к относительному изобилию. В течение почти всего XX в. население Китая страдало от товарного дефицита. К 1990 гг. ситуация изменилась коренным образом. К 1998 г. на внутреннем рынке страны насчитывался 601 вид товаров отечественного производства.

Предвидя скептические улыбки читателей, поясним, что в данном случае вид охватывает совокупность данных товаров. Например, автомобили (в этот вид могут входить десятки модификаций) и т. п. По да1Шому показателю современная Россия многократно отстает от своего великого соседа.

Ликвидация товарного дефицита и стремительный рост китайской экономики привели к тому, чтаначиная с 2000 г. страна оставила в прошлом такой экономический бич, как инфляция. Начиная с XXI в. уровень цен в Китае впервые начал снижаться.

8,2, Суть стратегии экономической реформы

Он знает верные пути И что они таят...

Дао Чжи (192-232 гг.)

Достижение уровня средней зажиточности населения. Данная стратегия сводится к всемерному повышению материального и культурного уровня жизни населения страны. Формирование многочисленного среднезажиточного класса людей является приоритетной целью.

В 1979 г. была выдвинута задача достичь к 2000 г. уровня ВВП на душу населения в $800. На XII съезде КПК (1984 г.) эта задача была объявлена одной из приоритетных, а на XIII съезде (1987 г.) - уже второй по степени значимости.

Особенности регионального развития. С началом реформ Китай начал осуществлять принципиально новую стратегию регионального развития. В 1960-1970-е гг. существовали стратегия равномерного регионального развития страны, стремление подтянуть отсталые западные районы. В 1980 гг. китайские рефор.маторы основной упор сделали на резкий экономический прорыв наиболее благополучных районов востока страны, с тем чтобы этот прогресс постепенно перекинулся на остальную территорию. Пятью малыми китайскими драконами стали дельта реки Чжуцзян, юго-восточный район реки Минь (провинция Фуцзянь), дельта реки Янцзы, Шаньдунский и Ляодунский полуост-ровы.

Целью развития является сбалансированное региональное развитие. На пороге XXI в. китайские эксперты разработали три возможных варианта регионального развития: 1) увеличение разрыва регионального развития; 2) сокращение разрыва регионального развития; 3) стабилизация разрыва регионального развития. Оптимальным был признан

Для сравнения напомним, что российские реформаторы в качестве приоритета с самого начала реформ упирали на созда1ше класса богатых люден. В результате реформ этот немногочисленный класс (не более 3%) был создан за счет обнищания основной части населения. Среднего класса в России почти не существует (не более 5%).



третий вариант: восточные регионы должны передать свой динамизм западным без торможения своего развития. В течение некоторого времени разрыв между уровнем развития востока и запада страны будет продолжать возрастать. Однако со временем эта тенденция должна быть приостановлена и обращена вспять.

В своей политике регионального развития Китай стремится выработать особый подход к каждому из регионов. При формировании региональной стратегии следует руководствоваться не только спецификой природных, ресурсных и общеэкономических факторов, но также социальных. Менее развитые регионы отличаются низким уровнем индустриализации, науки и техники, культуры, образования, качества рабочей силы, слабым развитием рыночных отнощений. Как правило, это регионы с богатыми природными ресурсами, но плохими погодными условиями.

Ставка на модернизацию. В 1995 г. было опубликовано «Постановление ЦК и Госсовета о необходимости быстрого развития науки и техники», в котором формулировалась настоятельная необходимость форсированной модернизации экономики. Была подчеркнута особая роль в судьбе страны науки и техники, образования, воспитания квалифицированных кадров, создания модернизированных отраслей экономики, не уступающих лучщим мировым аналогам.

В постановлении были определены цели и задачи в сфере сельского хозяйства и промышленности, различных областях развития новей-щих технологий. Наука и образование стали занимать ведущее место в политике, проводимой правительством Китая с самого начала возникновения КНР.

В первые годы КНР также провозглащались лозунги о необходимости создания научно-исследовательской базы, формирования высокоразвитой системы образования, создания атомной и водородных бомб, космических спутников и прочих новейщих технологий того времени. Однако подобная политика не могла осуществляться в длительной перспективе. Из-за воздействия крайне левой идеологии экономика страны находилась, по признанию китайских экономистов, на грани краха На знаменитом ноябрьском пленуме КПК (1978 г.), с которого и начались китайские реформы, Дэн Сяопин призвал направить усилия партии на создание мощной отечественной науки и техники и сформулировал концепцию модернизированного государства.

Дэн Сяопин считал основной задачей социалистического строительства развитие производительных сил. Реформирование китайской экономики должно быть нацелено именно на модернизацию, а это не-

возможно без системы мощного образования и квалифицированных кадров.

В связи с этим вспоминаю эпизод из своей жизни. Летом 2000 г. по любезному приглащению университета «Цинхуа» я стажировался в Пекине. По вечерам в прекрасном общежитии (3 комнаты на одного, все удобства, начиная с дуща и заканчивая микроволновой печью) я занимался написанием учебника по микроэкономике. Материал я брал в прекрасной библиотеке университета, но кое-что привез из России. Одним из лучших учебников по микроэкономике в России считается учебник под редакцией В. М. Гальперина. Так вот тогда меня сразили наповал следующие строки: «Примером поведения в поисках ренты может, в частности, быть массовое "движение середняка в науку", инициированное беспрецедентным повышением должностных окладов работников науки в 1946 г. С 1 апреля 1946 г. месячный оклад полного профессора устанавливался в размере 3,5-5 тыс. рублей (в зависимости от стажа работы) при средней месячной заработной плате в народном хозяйстве СССР 440 рублей и средней оплате труда колхозников 150 рублей. Целью такого решения было создание заинтересованности у талантливой молодежи для работы в научных учреждениях, прежде всего обслуживающих нужды ВПК. Результат был двояким. С одной стороны, советский искусственный спутник Земли был выведен на околоземную орбиту практически спустя 10 лет (1957), а первый полет Ю. Гагарин совершил еще через четыре года (1961). С другой стороны, в науку устремился поток ищущих ренты середняков, большая часть которых составляла балласт советской науки, освобождение от него, хотя и началось на рубеже 90-х гг., завершится, по-видимому, нескоро».

Сидя за столом у окна, в которое жарко веяла июльская пекинская ночь, слушая звон цикад и сверчков, я долго смотрел на эти строки, чувствуя себя полностью подавленным. «Нескоро... нескоро...», - прочитал я еще и еще и, взяв ручку с красной пастой, в сердцах приписал тут же на странице учебника: «Когда скончается русская наука!» - Затем подумал и добавил все той же красной пастой: «Как не совестно такое писать?!» - Я думал о моих земляках, коллегах-профессорах, которые получают теперь меньше $100 в месяц. Они вынуждены подрабатывать

Мой учебник «Микроэкономика» вышел в 2002 г. в издательстве «Питер» См.: Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. -СПб., 1999. Т. 2.

3 Там же. С. 379-380.



на нескольких работах одновременно. Тяжкий труд. Серые однообразные будни. Минимум отдыха. Ворчливая жена. Затравленные дети. Результат очевиден. Некрологи преподавателям с завидной регулярностью и частотой стали появляться на стенах университетов и библиотек. А чтобы писали учебники, «как надо», различные зарубежные фонды подпитывают кучку профессоров и доцентов. И как правило, в долларах. И это не обязательно самые талантливые ученые. Просто им «повезло», и они сумели добраться до этой кормушки-фонда. Ну не те же ли это середняки при фондах? Но «благодетельство» фондов надо должным образом «отрабатывать». Чаше всего - под ненавязчивую диктовку западных коллег. И писать не в интересах развития России, а в интересах кого-то совсем другого. Если вы экономист и работаете при «кормушке», то обязаны быть правомерным либералом, придерживаться неоклассической парадигмы. Не дай Бог, если вы приверженец кейнсианства - оно не в моде ныне в высокоразвитых странах Запада. Однако именно кейнсианство - практически единственный ныне способ вывести Россию из глубочайшей экономической прострации. Но подумайте же хорошенько о себе и станьте приверженцем неоклассики. Ведь вам платят деньги (чаше долларами) и финансируют командировки в США и Европу. А иначе - S100 в месяц с перспективой досрочного некролога.

В космос мы больше не летаем. Космические станции и подводные лодки тонут, телебашни горят. А середняк, покончив с наукой, двинул свои чугунные стопы в систему управления страной на всех уровнях. Чиновников развелось до жути. И когда президент страны с экрана телевизора бравирует своими тройками в университете (как же он во-обше попал в такое привилегированное заведение?), то страну никак не ждет светлое будушее. Страна обречена на нишету, ибо без модернизации экономики будушее страны однозначно: «латиноамерикани-зация + африканизация» в северном исполнении. И рынок никакой не спасет. А учебник микроэкономики до сих пор стоит у меня на полке.

Но вернемся в Китай. Модернизация. В 1997 г. на XV съезде КПК стратегия модернизации страны обобшена и конкретизирована по ключевым направлениям развития экономики. С 1981 г. и до конца XX столетия в Китае внедрено около 440 тыс. крупных научно-технических проектов, из которых 75 тыс. на обшегосударственном уровне. Что касается России, то после 1985 г. ни одного крупного научно-технического проекта осушествлено не было вообше. В первой половине 1980-х гг. Китай занимал 2% на мировом рынке высоких технологий, в 1989 г. - 4%, в 1995 г. - 6%, в 2002 г. - 7%.

Стратегия долгосрочного развития. В 1996 г. стратегия долгосрочного развития страны до 2010 г. была впервые официально включена в план 9-й пятилетки (1996-2D00).

В 1992 г. на Международной конференции ООН по экологии и развитию в Рио-де-Жанейро было принято решение о формировании каждой страной мира собственной долгосрочной стратегии развития. Бывший премьер Китая Ли Пэн, принимавший участие в работе этой конференции, заявил, что Китай готов в ближайшем будущем представить мировому сообществу китайскую «Программу XXI в.». Не прошло и месяца после окончания конференции в Рио-де-Жанейро, как в июле 1992 г. при участии государства были основаны 52 научные организации с целью выработки перспективной программы развития Китая до 2010 г., а также до 2050 и 2100 гг.

К настоящему времени составлено 5 вариантов китайской «Программы XXI в.», а также вариант, составленный при официальном участии постоянной Сессии Госсобрания народных представителей. Таким образом, Китай стал первой страной в мире, опубликовавшей в 1994 г. «Программу XXI в.».

В июне 1996 г. китайская делегация участвовала в конференции ООН в Нью-Йорке, где был сделан «Доклад о долгосрочном развитии Китая».

В сентябре 1997 г. генеральный секретарь КПК Цзян Цзэминь на XV съезде КПК в своем докладе еще раз подчеркнул важность выработки адекватной стратегии долгосрочного развития страны.

«Программа XXI в.» Китая состоит из 4 частей и 20 глав, в которых рассматривается 78 проектов.

Приведем основное содержание этих четырех частей.

А. Общие черты стратегии долгосрочного развития. Здесь рассматривается 18 сфер осуществления проектов долгосрочной стратегии развития, ее закономерности и сущность, структура капитала, возможности и организации, участвующие в осуществлении стратегии развития. Подчеркивается, что осуществление данной стратегии должно определяться китайской спецификой.

Отмечается важность создания адекватной законодательной базы для защиты прав всех слоев населения: женщин, молодежи, национальных меньшинств, рабочих, иителлигенции и т. п.

Большое внимание уделяется совершенствованию макроэкономической политики, развитию передовых технологий, информационных сетей, подготовке образованных менеджеров для периферии. Б. Долгосрочное социальное развитие. Здесь рассматривается осуще-ствление проектов в 19 различных сферах. Речь идет о проблемах насе-ления, его доходах и расходах, социальных услугах, искоренении бедно-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [ 33 ] [34] [35] [36] [37] [38] [39]