назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [ 25 ] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39]


25

т и*

Национальный народный конгресс

Государственный совет

НАБГС, муниципальные БУГИ

Группы национальных предприятий

Отраслевые министерства и ведомства

ГИПМУ

Советы директоров ГП и группы ГП

Рис. 6.3, б. Система управления государственными предприятиями,

внедряемая с 2000 г

Китай создает систему крупнейших промышленных холдингов, сравнимых с южнокорейскими чеболями} но при этом учитывает и старается избегать недостатков южнокорейского опыта.

Вероятно, китайские власти желают создать систему управления экономикой, сравнимой с японской и южнокорейской, хотя еще рано говорить о степени такой сравнимости. Дело заключается в том, что все три страны находятся на очень разных уровнях экономического развития и каждая из этих стран обладает (при всей схожести) разительной спецификой управления экономикой как на микро-, так и на макроуровне.

Прочие пайщики (другие ГП, банки, частные фирмы)

Советы директоров ГП и группы ГП --

Крупные южнокорейские моногюлии типа «Самсунга».

Рис. 6.3, в. Планируемая на будущее система управления государственными предприятиями

Сами китайские экономисты признают, что система реформирования государственных предприятий в Китае находится еще на са.мом начальном уровне. Китайские государственные предприятия остаются довольно низкоэффективными, хотя и играют важнейшую роль в экономике.

Китайские эконо.мисты внимательно изучают опыт российской приватизации, пытаются найти положительные моменты в этом опыте, но в целом отвергают российский путь, считая его деструктивным. Действительно, при всей низкой эффективности государственного сектора китайские государственные предприятия остаются становым хребтом народного хозяйства страны, гарантом планомерного развития



экономики. Неудивительно поэтому, что на нынешнем этапе даже термин «приватизация» намеренно игнорируется в китайской печати, хотя на практике китайские власти стремятся создать высокоэффективную экономику с преобладающей долей негосударственного сектора.

6.3. Восточно-Азиатская экономическая модель, или Почему Китай - не Россия?

Люди к единой цели различным путем стремятся. Так почему ж я должен быть непреклонно твердым?

Цюй Юань (340-278 гг. до н. э.)

Подводя предварительные итоги, можно, на наш взгляд, говорить о некой «Восточно-Азиатской экономической модели». Китай строит экономическую систему, весьма схожую с японской и южнокорейской. Почему это так? Почему, долгое время, следуя примеру советской модели, китайские власти отвергли планы МВФ о создании рыночной экономики, согласно которым развиваются страны бывшего СССР, Восточной Европы и Латинской Америки?

Россия никак не может избавиться от комплекса «старшего брата». Русские считают: что бы они ни делали - все является истиной в высшей инстанции, даже если теория вопиющим образом расходится с практикой. В прежнее время советское руководство упрямо отстаивало свою безгрешность в области выработки экономической политики. Когда темпы роста советской экономики в последние годы ее существования начали стремительно падать, то в этом оказывались виноваты все: «нерадивый пьяный народ», неблагоприятное международное окружение, гонка вооружения, - но только не те, кто вырабатывал и корректировал стратегию экономического развития страны, т. е. власть. Наконец, когда крах экономики стал очевиден, руководители затеяли «перестройку», которая явилась прелюдией капитуляции советской системы.

Недолго думая, власти объявили, что во всех бедах виноват «российский менталитет», климатические условия и «социалистическая империя». В результате этого «озарения» власти принялись энергично разрушать «империю» и «исправлять менталитет» (с климатом не поборешься).

Попутно и как бы само собой советские руководители стали лидерами российского демократического движения и принялись развивать

экономику по рецептам МВФ, т. е. создавать нечто вроде Латинской Америки на российской земле.

Опять же, как и в советское время, несмотря на то что экономические результаты новой хозяйственной политики оказались плачевными, российское руководство, ничуть не смущаясь, продолжает весьма подозрительную экономическую стратегию. Длина этого пути будет зависеть только от долготерпения российского народа, так как сами власти создали себе комфортные условия и отнюдь не бедствуют.

То, что реформирование по латиноамериканскому образцу - занятие тупиковое, попятно даже при беглом рассмотрении развития этих стран. Ни одна из них не может считаться высокоразвитой. Более того, последние события в Аргентине, Перу, Колумбии, Венесуэле свидетельствуют о крупных экономических проблемах. Так называемое чилийское экономическое чудо - не что иное, как блеф, автором которого являются специалисты из МВФ.

Китайские экономисты при формировании стратегии реформы народного хозяйства КНР внимательно изучали латиноамериканский опыт. Вывод был сделан примерно следующий: сама по себе рыночная экономика еще не является гарантом создания процветающего общества. Страны Латинской Америки имеют более старую рыночную экономику (более 500 лет), а США - гораздо более молодую (менее 250 лет). Так почему же США богаты, а страны Латинской Америки - бедны?

Ответ заключается в том, что не столько рынок, сколько его структура является гарантом успеха или неуспеха экономического развития.

На самом деле при рыночной экономике страна только тогда может добиться высокого уровня жизни для своего населения, когда, как говорят экономисты, национальная экономика специализируется на высокоэластичной продукции по доходу. Следует пояснить, что к высокоэластичному производству относится прежде всего наукоемкая продукция.

В конце XVHI в. в Великобритании произошла промышленная революция. Англия стала мировым производителем самых передовых технологий того времени, «мастерской мира» и долго наслаждалась самым высоким уровнем жизни.

Примерно в 1895 г. Великобританию обходят по экономическому развитию США. Почему? Потому, что отныне самые передовые технологии производятся в США. Представим на минуту, что в Гражданской войне США (1861-1865) победили бы не промышленники-северяне, а плантаторы-южане. В таком случае современные США ничуть



не отличались бы в экономическом отношении от стран Латинской Америки.

Страны Латинской Америки в подавляющем большинстве специализируются на производстве низкоэластичной продукции (полезные ископаемые, кофе, нефть, мясо, пшеница и т. п.). Именно поэтому, пока такая ситуация будет продолжаться. Латинская Америка обречена быть бедной.

США - богатая страна, так как они являются самыми крупными производителями высокоэластичной продукции (компьютеры, самолеты, автомобили, самая наукоемкая техника). Именно поэтому США процветают, а американский народ благоденствует.

Россия (СССР) при советской власти сумела стать «державой номер два» только потому, что начала в 1930-е гг. программу индустриализации. Крах же наступил после того, как с середины 1970-х гг. советское руководство отдало приоритет добычи и экспорту нефти (низкоэластичная по доходу продукция). Темпы роста экономического развития сразу начали падать. Начался так называемый застой, затем бестолковые метания Горбачева с перестройкой, сепаратизм и демонтаж бывшего СССР по большевистской «нарезке» на «союзные республики». В результате Россия была загнана на обочину мировой цивилизации.

Только трем странам в XX в. удалось вырваться из состояния нищеты и стать мировыми экономическими лидерами. Это Япония, Южная Корея и Китай. Почему следует говорить о возникновении Восточно-Азиатской экономической модели? Потому что, несмотря на различия, экономические стратегии этих стран в главном совпадают. Главное - активная и адекватная экономическая политика государства.

Впервые экономический прорьш совершила Япония. Причем этот прорыв был осуществлен «в два шага». В 1867 г. к власти в Японии пришли самураи-аутсайдеры, которые поставили задачу превратить Японию в супердержаву. «Сильная армия - богатый народ» - таков был девиз довоенных японских лидеров. С самого начала Япония начала перенимать новейшие технологии у Запада и с активной помощью государства создавать мощную экономику. Пагубность довоенной стратегии состояла в милитаризации, которая привела страну к военному краху.

После окончания войны Японию ожидало несколько кошмарных лет под американской оккупацией. Оккупанты тотчас же принялись реформировать японскую экономику «шоковой терапией». Результат

нетрудно представить. Стагнация, безработица, уныние. Правда, в Японии не нашлось своего Гайдару. Пришлось выписывать из США - и сразу двух - Доджа и Шоупа. «Линия Доджа» - так назьшалась шоковая терапия по-японски. Однако Японии «повезло». Сомнительный эксперимент длился менее двух лет: до середины 1950 г., когда началась война в Корее и американцы ослабили бдительность в Японии.

Японские власти немедленно отказались от «либеральной» экономической стратегии и принялись реформировать экономику исходя из национальных интересов. Суть японской экономической стратегии заключается в следующем: развитие экономики на основе макропланирования; создание органа, который бы осуществлял планирование и разрабатывал как общую стратегию экономического развития, так и отраслевую, региональную, внешнеэкономическую и т. п.

Им стало Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), в состав которого вошли горизонтальные отделения: бюро международной торговли; бюро промышленной политики; бюро торговли и развития; бюро защиты окружающей среды; исследовательские лаборатории; целевые службы по угольной политике; инспекция по промышленной продукции; инспекция по текстильной продукции; институт повышения квалификации МВТП.

Помимо горизонтальных бюро в состав МВТП входят вертикальные отделения: бюро тяжелой промышленности; бюро химической промышленности; бюро текстильной промышленности и товаров широкого потребления; бюро минеральных ресурсов, нефти и угля; бюро коммунального хозяйства и энергоснабжения.

Бюро дают советы различным отраслям по таким вопросам, как динамика спроса, использование мощностей, факторный анализ стоимости сырья, производительность труда, доля рынка, техника и технология, условия конкуренции. Ничего подобного нет ни в одной западной стране.

Кроме того, японское государство уделяет большое внимание отношению с бизнесом. Для координирования экономической политики создана специальная экономическая организация «Кэйданрэн». Это федерация более чем 110 ведущих промышленных ассоциаций, а также банки, страховые, оптовые и розничные торговые компании. В «Кэй-данрэне» действует 39 комитетов, включающих большинство старших менеджеров важнейших компаний. Эти комитеты проводят исследования по различным вопросам - от развития мелкого бизнеса и налогов до научно-технической и экономической политики. В этой работе участвуют и различные компании, ученые, другие экономические орга-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [ 25 ] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39]