назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [ 24 ] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39]


24

Глава 6. Почему Китай - не Россия?

Рынок благ

Предпринимательский сектор

Госсектор -1

Финансовый рынок

Домашние

хозяйства

Рис. 6.2. Конечная модель реформирования («рыночная экономика»)

Второе важное отличие заключается в том, что в плановой экономике недостаточно развиты существующие рынки. Рынок благ представлен монопольной государственной торговлей и относительно свободным колхозным рынком, а потому наиболее развит (по сравнению с прочими). Рынки денег и труда полностью монополизированы государством, а потому с большой натяжкой можно вообще говорить об их рыночной природе, подразумевающей формирование спроса и предложения на конкурентной основе.

Третье отличие заключается в том, что в плановой модели отсутствует рынок ценных бумаг (единственным исключением здесь являются так называемые облигации «государственных займов», реализуемые населению через систему сберкасс).

Четвертым отличием плановой экономики является монопольная связь государственного сектора с заграницей. Ни один из прочих секторов с внешним миром непосредственно не связан (международная миграция практически отсутствует, внешний сектор не имеет непосредственного выхода ни на рынок благ, ни на рынок денег).

Чисто теоретически с макроэкономической точки зрения реформирование сводится к созданию недостающих секторов рыночной экономики и восстановлению соответствующих экономических связей и вза-

6.1. Различия моделей перехода к рыночной экономике в России и Китае 149

имоотношений. Возможны два основных варианта реформирования. Первый из них - шоковая терапия, предусматривающая, по сути, быстрый и сокрушительный демонтаж государстветшого сектора, полную либерализацию экономических связей как внутри страны, так и с сектором «Заграница», ускоренную приватизацию демонтированного государственного сектора, создание на его обломках предпринимательского сектора.

Второй вариант является противоположностью «шоковой терапии», а именно: градуалистское {постепенное) реформирование. Государственный сектор не подвергается стремительному демонтажу, а постепенно передает большую часть своих полномочий вновь создаваемому предпринимательскому сектору.

Все прочие возможные варианты реформирования, фактически, являются лишь комбинацией мероприятий, расположенных между этими двумя крайними направлениями, т. е. по своей сути обладают большими или меньшими признаками градуализма или «шоковой терапии».

При осуществлении «шоковой терапии» стремительный демонтаж государственного сектора влечет за собой слом всех традиционно существующих отраслевых и региональных взаимосвязей, составляющих прежде единую плановую модель. Очевидно, что между этим демонтажем и созданием полноценного предпринимательского сектора должен пройти определенный период, в течение которого экономика, по сути, находится в хаотическом состоянии и поэтому не способна выполнять свою основную функцию: обеспечивать сектор домашних хозяйств, т. е. население страны, потребительскими благами в достаточном количестве и качестве. Именно поэтому «шоковая терапия» обязательно должна осуществляться в условиях открытой модели: сектор «Заграница» на какое-то время должен частично взять на себя часть производственных функций разрушенного государственного и нарождающегося предпринимательского секторов. Осуществление «шоковой терапии» в условиях закрытой экономики создаст неразрешимые проблемы в области обеспечения населения потребительскими благами.

В свою очередь, возникновение этой открытости заранее ставит нарождающийся национальный предпринимательский сектор в довольно сложное положение: он с самого начала не обладает соответствующими конкурентными возможностями, а потому не способен полноценно конкурировать с зарубежными экономиками. В настоящее время методом «шоковой терапии» осуществляется реформирование во всех бывших социалистических странах Восточной Европы, СССР, а также в Монголии. В подавляющем большинстве этих стран реформиро-



Глава 6. Почему Китай - не Россия?

вапие сопровождается неблагоприятными резкими социальными и экономическими трансформациями.

При использовании градуалистского метода государственный сектор как производственная структура не демонтируется, а лишь постепенно передает свои функции вновь создавае.мому предпринимательскому сектору. Реформирование плановой экономики с использованием данного подхода требует от реформаторов осмотрительности, настойчивости и постоянного контроля над осуществляемыми процессами.

К недостаткам этого метода можно отнести немалый срок, в течение которого государственные органы (правительство, парламент и т. п.) обязаны управлять процессом. Дело в том, что воссоздаваемый рыночный сектор в рамках плановой экономики является своеобразным «инородным телом» и неизбежно будет отторгаться господствующими нерыночными отношениями. В настоящее время реформирование градуалистски.ми методами осуществляется в двух государствах: в Китае и во Вьетнаме. Китайская реформа проводится с 1979 г., а вьетнамская - с 1986 г. Наибольших успехов к настояще.му времени добился в этом отношении Китай.

К достоинствам градуалистского метода можно отнести его относительно хорошую управляемость, в результате чего реформируе.мая экономика не несет потерь, сопровождающих метод «шоковой терапии».

Примечательно, что российские «младореформаторы» практически с самого начала отвергли китайскую модель реформирования. В 1991 г. «шоковая терапия» в России внедрялась под лозунгом: «Время для постепенных преобразований потеряно! Надо все делать быстро!» Как показали дальнейшие события - это оказался очень болезненный путь, лишивший страну стабильности, территориальной целостности, управляемости и приведший к обнищанию большинства российского населения и превращению страны в отсталое государство.

Теперь, когда преимущества китайского способа реформирования стали очевидны, адепты и архитекторы российской «шоковой терапии» опять же пытаются свалить вину за неудачи с «больной головы». Вот что пишет, к примеру, В. В. Попов: «Вот бы тогда, в середине 60-х, нам бы и запустить рыночные реформы по будущему китайскому образцу. Егор Гайдар, например, считает, что тогда все .могло бы сложиться иначе и результаты были бы не хуже китайских, ибо наша экономика тогда еще не была так сильно деформирована. Однако момент, к сожалению, мы тогда упустили. Это к слову». Вопиющее оправдание. Виноваты

Попов В. В. Три капельки воды. Записки некитаиста о Китае. - М., 2002. С. 64.

6.2. Государственные предприятия - одна из проблем...

все и вся, кроме современных «младореформаторов». Но русский человек хорошо знает, что мешает плохому танцору.

6.2. Государственные предприятия - одна из проблем китайской экономики

Нет уваженья к ритуалам. Когда мы их блюдем чрезмерно, И прекращаем мы работу. Когда работа непомерна. Не выполняются приказы. Составленные крайне строго, И малодейственны запреты. Когда запретов слишком много.

Люй Бувэй (середина III в. до н. э.)

Если в России и других бывших республиках СССР стремительное разрушение государственного сектора привело к полному экономическому хаосу и деградации, то постепенная реорганизация государственных предприятий в Китае также происходит не без проблем. Одна из них уже упоминалась ранее: проблема государственных предприятий. Государственные предприятия являются своеобразным балластом: низкая производительность труда, убыточность и т. п.

В настоящее время промышленный сектор Китая составляют примерно 8 млн предприятий, из которых 114 тыс. являются государственными, 1,6 млн - «коллективными», около 6 млн - индивидуальными (не более чем с 7 наемными работниками) и 70 тыс. - «прочие» (включая частные фирмы с более чем 7 наемными работниками, совместные, а также полностью иностранные предприятия).

Государственные предприятия дают 29% промышленной продукции, коллективные - 39, индивидуальные - 16 и прочие - 17%.

В начале нового тысячелетия китайские власти объявили о формировании «современной системы предприятий». Реформа государственных предприятий предполагает создание системы современных корпораций. В контексте «социалистической рыночной экономики с китайской спецификой» в 1994 г. был опубликован закон о компаниях, целью которого является отделение функций правительства от функций бизнеса при сохранении и увеличении государственных активов.

Цит. по: Broadman Н. G. А limits test for Chinas accession to the WTO: Reform of its state-owned enterprises / China and the Long March to Global Trade. - London & N. Y., 2002. P. 49. «



Глава 6. Почему Китай - не Россия?

Главной задачей реформы государственных предприятий является модификация их структуры с целью повышения эффективности.

Управление китайскими государственными предприятиями претерпевает важные организационные изменения. Эти изменения касаются прежде всего многоуровневой системы управления. На национальном, провинциальном, муниципальном и районном уровнях типичная система управления состоит из трех уровней; «организации верхнего уровня», которая представляет собой государство как собственника, обычно через определенную исполнительную структуру; «организации среднего уровня», которая наделяется полномочиями со стороны верхнего эшелона управления; и самих государственных предприятий.

Другим важным явлением реформы в данной сфере является трансформация государственного предприятия в крупную группу производственных компаний.

На национальном уровне Государственный совет (или Кабинет) действует как «собственник в высшей инстанции» от имени китайского народа. Административными рычагами Государственного совета для исполнения функций собственника является Национальное административное бюро государственной собственности (НАБГС). Помимо НАБГС исполнительные органы высшего звена на муниципальном уровне созданы бюро по управлению государственным имуществом (БУГИ). Главной функцией органов высшего управления независимо от их местоположения является проведение в жизнь целей и задач управления имуществом.

Среднее звено обычно представлено управленческими компаниями государственного имущества провинциального и муниципального уровней (ГИПМУ), которые действуют по аналогии с современной холдинговой компанией.

Наконец, нижним звеном являются сами государственные предприятия (ГП). На рис. 6.3 (а, б, в) показано, как система управления государственными предприятиями эволюционировала со времени создания НАБГС в 1988 г. В прошлом, сразу после создания НАБГС, государственные предприятия управлялись по линии министерств (ведомств), ответственных за государственную собственность (рис. 6.3, а).

В настоящее время (2003 г.) система управления государственными предприятиями претерпевает существенные изменения (рис. 6.3, б). Помимо Национального административного бюро государственной собственности (НАБГС) на провинциальном и муниципальном уров-

Рисунки 6.3 (а, б, в) заимствованы из: Broadman Н. G. Ор. Cit. Р. 54-55.

6.2. Государственные предприятия - одна из проблем... . 153

Отраслевые министерства (ведомства)

Рис. 6.3, а. Система управления государственными предприятиями, созданная в 1988 г.

нях созданы бюро по управлению государственным имуществом. Кроме того, предпринимаются попытки создать нечто вроде системы холдингов (ГИПМУ). Создаются советы директоров.

Объединение промышленных государственных предприятий в корпорации осуществляется постепенно и осмотрительно. Государство остается основным собственником данной формы предприятий, хотя допускаются и частные пайщики. Государство также остается мощным регулирующим органом и препятствует размыванию своих прав на предприятиях. Приватизация государственных предприятий осуществляется весьма осторожно, и главной ее целью является повышение эффективности экономики.

В будущем предполагается создание такой системы государственных предприятий, которая бы полностью соответствовала требованиям современной экономики и обладала уровнем конкурентоспособности, сравнимым с мировым (рис. 6.3, в).

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [ 24 ] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39]