назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [ 19 ] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39]


19

ных отраслей промышленности, являющихся монополистами, на долю которых приходится около четверти производства валовой продукции промышленности страны, будут превращены в корпорации при сохранении 100%-ной государственной собственности. В 9-й пятилетке (1996-2000 гг.) усилия были сосредоточены на преобразовании тысячи крупных предприятий, на них отрабатываются нормы статистической отчетности и инвентаризации.

Начиная с решений XIV съезда КПК (1992 г.) о создании системы социалистической рыночной экономики тенденция перевода государственного сектора промышленности на рыночные рельсы становится все более очевидной: трансформируются функции правительства, активно формируется рыночная инфраструктура, создаются правовая и социальная системы, что составляет неотъемлемую часть реформирования государственных предприятий. Реформа государственного сектора промышленности должна выравнять предприятия по своему статусу, остановить беспорядочные расходы и инвестиции, решить проблему частного обогащения и исключить возможность растаскивания государственной собственности. В отчетном докладе Цзян Цзэ-миня XV съезду КПК (1997 г.) было подчеркнуто, что у части рабочих возникнут временные трудности в связи с реформированием государственной собственности.

Итак, в Китае предстоит наиболее трудная часть реформы - перевод государственного сектора про,мышленности на рельсы рыночной экономики. В государственном секторе на промышленных предприятиях заняты около трети рабочих и служапщх, каждый шестой - скрытый безработный. Попытки закрытия нерентабельных предприятий очень болезненны, поскольку в старых про.мышленных районах и некоторых городах почти 80% населения занято на государственных предприятиях.

Материалы XV съезда КПК, 1-й сессии 9-го созыва (март 1998 г.) свидетельствуют о том, что проводимое углубление экономических реформ и становление «системы современных предприятий» станут ведущей силой социальных перемен и политических преобразований.

Подъем Китая по ступенькам прогресса и благосостояния не столь легок и прямолинеен, а сопровождается углублением и обострением множества проблем, и очень часто трудноразрешимых. В социальной сфере в 1990-е гг. стали давать о себе знать проблемы имущественного и социального расслоения бедности и богатства, низких доходов, занятости, безработицы и нарастающие трудности физического выживания десятков миллионов людей. Названные проблемы стали об-

остряться в связи с ускорением проведения нового цикла реформ, начатых в 1993-1994 гг. Еще в самом начале реформ Дэн Сяопин выдвинул идею: «Пусть сначала обогатится часть людей, часть районов, чтобы повести весь народ к всеобщему изобилию». Данная идея «поэтапного обогащения» стала важной составной частью социально-экономической политики китайского руководства и дала свои результаты.

Исторически складывалось неравенство в темпах развития и в уровне населения при.морских и внутренних районов Китая. Проведение реформ придало новый импульс углублению этого неравенства. В 1989 г. соотношение заработной платы рабочих и служащих в Шанхае и городах провинции Ганьсу равнялось 1,3 : 1, в 1997 г. оно увеличилось до 1,8:1. Если в 1997 г. средний по стране уровень заработной платы взять, за 100, то в Шанхае он составил 176,6, в Пекине 170,3, в городах Внутренней Монголии - 79,2, в Хэйлунцзяне - 75,6.

Мощным источнико.м расслоения общества на бедных и богатых стало развитие многоу клади ости. На частных и индивидуальных предприятиях средняя заработная плата примерно в 1,5 раза выше, чем на государственных. В Пекине заработная плата на иностранных предприятиях в 2,8 раза выше средней заработной платы.

Курс на повышение эффективности производства сопровождается освобождением от избыточного персонала предприятий, составляющих 25-33% всех работающих. При этом рабочие и служащие, как правило, не увольняются, а выводятся за штат. Вместо заработной платы им назначаются пособия из фондов предприятрш в объеме половины или трети заработной платы. Все это сопровождается резким подъемом безработицы. В оплате труда (особенно на частных предприятиях) царит произвол. В связи с этим правительство было вынуждено принимать меры по установлению минимума заработной платы. Так, для столицы этот уровень установлен в 210 юаней, а в Синьцзяне - 130 юаней в месяц. Самые высокие ставки минимальной заработной платы оказались в приморских районах: от 210 до 320 юаней. Для сравнения отметим, что величина прожиточного минимума для городов в 1997 г. была установлена в 330 юаней.

Таблица 5.4 содержит данные об экономическом развития Китая в 9-й пятилетке.

Цит. ио: Наумов И. И. Экономическая реформа в Китае: нарастание социальных проблем Проблемы Дальнего Востока. 1999. № 1. С. 78. См.: Наумов И. Н. Указ. соч. С. 79.



Таблица 5.4

Прирост основных экономических показателей в 9-й пятилетке

(в % к предыдущему году)

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

ВВП (в сопоставимых ценах) в том числе:

промышленность

12,5

11,3

сельское хозяйство

Инвестиции

14,8

13,9

Приток иностранного капитала

13,8

17,5

-9,1

-10,0

Прямые иностранные инвестиции

11,2

-11,4

Дефицит бюджета

-8,9

10,0

58,3

59,0

49,0

11,6

15,6

10,1

20,1

49,0

18,9

22,1

11,8

17,7

16,0

25,2

19,6

14,8

14,7

12,3

Источник: Мировая экономика н международные отношения. 2001. С. 127.

Нынешняя ситуация в экономике Китая дает простор для самых разных интерпретаций, прогнозов и оценок. Однако вполне определенно можно утверждать, что продвижение Китая по пути рыночных преобразований остается сложным и противоречивым процессом.

Понятно, что основной экономический соперник Китая - Соединенные Штаты Америки, да и высокоразвитый Запад в целом не в восторге от достижений новой восходящей экономической звезды. Приведем для наглядности один пример.

В журнале «Newsweek» от 20 сентября 1999 г. опубликована статья Дж. Сигала, директора Международного института стратегических исследований в Лондоне, под названием «Миф китайского могущества» (С. 59). Статья приурочена к полувековому юбилею китайской революции 1 октября 1949 г.

Основные положения данной работы можно свести к следующим положениям.

1. Пятидесятилетний юбилей китайской революции - время для стенаний (lamentation), а не для торжеств. Китайский коммунизм переживает период исторической смерти.

2. Реалии китайского экономического развития таковы. В 1800 г. Китай производил 33% мирового промышленного производства, в то время как США - 0,8%. К 1900 г. доля Китая упала до 6,2%, а доля США возросла до 23,6%. В 1997 г. ВНП Китая в мире составила 3,5%, а США - 25,6%.

3. Китайская экономика в настоящее вре.мя занимает 7-е место в мире (перед Бразилией и после Италии), а по уровню ВНП на душу населения - 81-е место в мире вслед за Грузией и перед Папуа-Новая Гвинея.

4. Китайская экономика в настоящее время находится в состоянии рецессии.

5. Китай является второразрядной военной державой.

6. Китай не имеет оснований считать себя стратегическим партнером США. Фактически США и Китай не имеют общих стратегических интересов.

7. С какой стороны не смотри - Китаю нечего праздновать.

8. Время для торжеств наступит только тогда, когда Китай осуществит политические реформы и позволит своему народу «действительно распрямиться в полный рост».

Оценка Дж. Сигала отражает настроения и позицию западной демократии. И эту оценку вряд ли можно назвать доброжелательной. Более того, она лжива и некомпетентна. И по многим пунктам нами будут даны соответствующие комментарии и факты.

Пятый этап реформы (с 2002 г.). В ноябре 2002 г. в Пекине состоялся XVI съезд КПК, который по сути явился началом нового этапа развития китайской реформы.

Мы позволим себе привести основные выдержки из доклада Цзян Цзэминя от 8 ноября исходя из тех соображений, что текст этого доклада на русском языке не опубликован. В связи с этим хотелось бы дать возможность читателю ознакомиться с основным партийным документом «из первых рук», не прибегая к каким-либо комментариям и толкованиям:

Докладчик выдвинул следующие темы для обсуждения: дальнейшее следование идеям тов. Дэн Сяопина; претворение в жизнь идеологии «3 представителей»; формирование среднезажиточного общества в Китае; проведение модернизации социалистического строительства уско-

См.: Ши лю да баогао фудао дубэнь (Доклад на XVI съезде: руководство-хрестоматия). - Пекин, 2002. (На кит. яз.)



. ренными темпами; приложение максимальных усилий для создания в Китае нового типа социализма, социализма с китайской спецификой. > В настоящее время происходит формирование многополюспого мира, все более быстрыми темпа.ми протекает процесс экономической глобализации, в эпоху быстрого научно-технического прогресса конкуренция ; между странами мира становится все более напряженной. КПК обязана идти в ногу со временем, способствовать сплочению пародов Китая, осу-. ществлению модернизации страны, сохранять территориальную целост-•В ность государства, а также способствовать поддержанию мира во всем li мире.

Итоги прошлой пятилетки и опыт, накопленный за последние 13 лет

Продолжалось устойчивое динамичное развитие национальной эконо- мики, окрепло сельское хозяйство, развитие традиционных отраслей промышленности достигло более высокого уровня, быстрыми темпами развивалось производство высоких технологий и современная сфера услуг, был осуществлен ряд крупных проектов по развитию инфраструктуры, быстрыми темпами осуществлялось освоение западных регионов, увеличилась степень эффективности экономики, постоянно рос доход государственного бюджета. Девятый пятилетний план был успешно выполнен. Сделаны первые шаги в фор.мнровании социалистической рыночной экономики, быстрыми темпами развивалась государственная промышленность, а также частная, индивидуальная и прочие виды негосударственной промышленности, осун1ествлены крупные успехи в реформировании практически всех сфер эконо.мики, существенно увеличились валютные резервы страны.

Достигнуты заметные результаты в строительстве социализ,ма и развитии национальной культуры, усилилась степень надежности национальной обороны, население в основном достигло средиезажиточного уровня, начался новый этап объединения страны, увеличилась степень внеппюй открытости эконолпжи, усилились позиции КПК.

В конце 1980-х-начале 1990-х гг. в стране разразился политический кризис. В течение последующих более чем десяти лет политическая система страны была заметно улучшена, в настоящее время в стране осуществляются рефор.мы в соответствии с идеями Дэп Сяопина. За предыдущие тринадцать лет окрепла государственная идеология. В 2001 г. ВВП Китая составил 9,5933 трлн юаней, что почти в три раза больше соответствуЮ1Цего показателя на 1989 г, годовые темпы роста ВВП составили 9,3%, экономика Китая вышла на шестое место в мире по объему производства. Заметно возросло влияние Китая на мировой арене. За последние тринадцать лет Китай приобрел богатый опыт строительства социализма.

Приняв за ориентир идеи Дэн Сяопина, нужно осуществлять экономическую .модернизацию. В центре осуществляемых изменений должны находиться экономические преобразования. Нужно продолжать пепре-

Ши люда баогао фудао дубэпь (Доклад па XVI съезде: руководство-хрестоматия). - Пекин. 2002. С. 6. (На кит. яз.)

рывно осуществлять строительство рыночной экономики социалистического уклада. Продолжать строительство социализма, опираясь на 4 принципа. Руководящая рольнартии, усиление роли съездов народных представителей, сплочение всех политических организаций под эгидой КПК. Осуществление политических реформ, демократизация, развитие законодательной сферы, парод - хозяин страны. Необходимо осуществлять развитие материальной и духовной сферы, поддерживать социальную стабильность. Партия должна сохранять руководящую роль в Вооруженных силах, осуществлять сплочение китайцев, проводить независимую мирную политику, сохраняя мир во всем мире и способствуя всеобп1ему развитию, усовершенствовать методы партийного руководства.

Последовательное воплощение в жизнь ведущей идеологии «трех представителей»

Идеология «трех представителей» сочетает в себе идеи марксизма-ленинизма, учение Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина.

Задачи формирования среднезажиточного общества в Китае

Китай успению осуществляет модернизацию «в три шага». Цель первых двух шагов - Достигнуть среднезажиточного уровня. Китай находится лишь на начально.м этапе строительства социализма, достигнутый средне-зажиточный уровень еще относительно певьюок. Культурные и материальные потребности населения страны постоянно возрастают, возникает глубокое противоречие между потребностями населения и существующим общественным производством. Уровень производительности, развития науки и техники, образования в Китае еще достаточно отсталый, потребуется еще много времени на то, чтобы осуществить индустриализацию и модернизацию страны. В структуре соотношения между городом и деревней еще нет существенных изменений, по-прежнему сохраняется тендаппш к увеличению разрыва в развитии между различными регионами. Число малоимущего населения в стране еще достаточно велико. Население продолжает увеличиваться, растет доля стареюп1его населения, все более остро встают проблемы занятости и социального страхования. Все более злободневный характер принимают проблемы окружаюи1ей среды, естественных природных ресурсов и социально-экономического развития. По большинству показателей экономического развития Китай по-нрсжпему уступает развитым странам мира, прево-сходянщх его в техническом и экономическом отношении. Недостаточно эффективными являются экономическая и прочие системы регулирования страны. В сфере формирования законодательной, идеологической сфер еше существует ряд сложных проблем. Китаю еще в течение долгого времени предстоит способствовать развитию достигнутого среднезажиточного уровня. Первые два десятилетия XXI в. должны стать важным периодом для успешного осуществления китайской экономической стратегии.

Согласно целям развития до 2010 г. и строительству нового Китая в XXI в., за два ближайших десятилетия нужно добиться резкого повышения уров-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [ 19 ] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39]