назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [ 18 ] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39]


18

Таблица 5.2

Динамика государственного бюджета: 1977-1990 гг. (млрд юань)

Приход

Расход

Сальдо

1977

87,446

84,353

3,093

1978

112,112

111,095

1,017

1979

110,327

127,394

-17,067

1980

108,523

121,273

-12,750

1981

108,946

111,497

-2,551

1982

112,397

115,331

-2,934

1983

124,899

129,245

-4,346

1984

150,186

154,640

-4,454

1985

186,640

184,478

2,162

1986

226,026

233,081

-7,055

1987

236,890

244,849

-7,959

1988

262,802

270,657

-7,855

1989

294,787

304,020

-9,233

1990

331,255

345,220

-13,965

Источник: Синьчжунго цзинцзи фажаньши... Т. 2. С. 1000.

это полная катастрофа. И этой точки зрения придерживаются все рос-, сийские правительства после 1992 г. Вспомним, как каждую осень оче-, редной улыбающийся глава российского правительства (очень довольный собой) говорит нам с экранов телевизоров о том, что главная цель правительства (сбалансированность государственного бюджета) достигнута... Тут же приводится «железная» аргументация правильности избранного курса: и домохозяйка не может тратить больше, чем у нее есть. Ну как тут не всплакнуть от умиления и не порадоваться государственной мудрости! Тем более, что такую позицию очень одобряет Запад. И почти никому не приходит в голову, что сбалансированность бюджета в России привела к тому, что он уже сравнялся с финским. Но вот незадача; в Финляндии проживает в 30 раз меньше населения, чем в России. А это означает, что не будут в России развиваться наука, культура, здравоохранение, космические исследования, а российская армия по-прежнему будет нищей. Сбалансированным бюджетом очень просто стреножить любую развивающуюся экономику. Ведь ничего не может быть более сбалансированного и тихого, чем кладбищенский пейзаж.

Однако кроме неоклассической экономической школы есть еще и кейнсианская, которая специально занимается проблемами вывода развивающихся стран из стагнации к стабильному росту. Так вот эта школа рекомендует развивающимся странам для ускорения экономического роста опираться на помощь государственного бюджета. А после того, как этот рост будет достигнут и бизнес начнет процветать - вот только тогда и нужно начинать беспокоиться о сбалансированности государственного бюджета. Именно по это.му пути прошли все развитые страны Запада, Япония и Южная Корея. И Китай - не исключение; с началом рефор.мы бюджет страны стал перманентно отрицательным! Но не надо кричать: «Караул!» Все закономерно. А вот российские правители продолжают препятствовать развитию страны: во главу угла экономической политики они ставят не экономический рост, а сбалансированность бюджета - тормоз на пути развития еще неокрепшей экономики! И это делается под аплодисменты мирового сообщества во главе с МВФ! А кому, откровенно говоря, нужна динамично развивающаяся Россия?

Третий этап экономической реформы (1992-1997 гг.). В марте 1992 г. на пленарном заседании Политбюро ЦК КПК Дэн Сяопин заявил: «Не стоит сковывать себя идеологически.ми и практическими абстрактными спорами о том, какое имя это все носит - социализм или капитализм», а в целях ускорения экономического развития «серьезнее раскрепощать сознание, форсировать проведение реформы, расширение внешних отношений».

В октябре 1992 г. состоялся XIV съезд КПК, который отметил глобальные сдвиги на международной арене: крах международного коммунистического движения и распад СССР. Китайское руководство выразило решимость отвергнуть «теорию домино», принять вызов. Было решено форсировать темпы роста ВВП с 6% в год до 8-9%. Лозунг: «Государство регулирует рынок, а рынок ориентирует предприятие», выдвинутый в 1987 г. на XIII съезде КПК, был преобразован в курс на создание рыночной экономики.

Основными задачами экономической стратегии были объявлены: а) оптимизация управления предприятиями; б) ускорение прогресса рыночных отношений; в) всестороннее углубление реформы; г) ускорение темпов экономического роста.

Призывы Дэн Сяопина к ускорению поступи реформ, критика левачества в эконо.мике как «главной опасности» дали толчок ново.му рас-

Жэньминь жибао. 1992. 21 октября.



крепощению сознания в области реформирования в Китае, включая и преобразование отношений собственности. Начиная с 1992 г. взрывной эффект был достигнут в деле привлечения иностранных инвестиций. На новый уровень вышли акционирование и развитие на этой основе рынка акций в Китае. Активизировался поиск путей реформы госсектора. Массовый характер приобрели преобразование мелких государственных и коллективных предприятий в частные и отказ псевдоколлективных хозяйств от «красных шапок», т. е. от формально коллективного статуса. В теории в эти годы идет широкое осмысление (с попыткой приложить к китайским реалиям) западной концепции «прав собственности».

Свершившимся факто.м стало формирование в Китае многоукладной экономики, связанное с постепенным, но в целом весьма существенным ослаблением прежнего доминирующего положения в городской промышленности и коллективного сектора в сельском хозяйстве, с развитием как в городе, так и в деревне внушительной многоукладной индивидуальной и частной экономики, с появлением 300 тыс. предприятий с участием иностранных инвестиций, наконец, с акционированием некоторой части самих государственных и коллективных предприятий.

Только за период с 1992 по 1996 г. доля экономики, основанной на государственной собственности, в валовой промышленной продукции страны снизилась с 51,5 до 28,8%, доля экономики коллективной собственности выросла соответственно с 35,1 до 40,4%, а экономики необобществленных укладов - с 13,4 до 30,8%.

Важно констатировать отсутствие резких скачков в «деэтатизации» (разгосударствлении) ведущего сектора экономики страны - промышленности. Сдвиг в пользу негосударственных укладов достигнут относительно постепенно, за счет их более быстрого развития, а не путе.м форсированного перевода государственных предприятий в негосударственные. Эта очевидная специфика преобразований в Китае в сравнении с Россией, позволила полиостью избежать процесса сворачивания производства в массовых масштабах и деиндустриализации народного хозяйства.

За данный период ВВП вырос с 2161,78 млрд юаней (1991 г.) до 7446,26 млрд (1997 г.), а ВВП надушу населения - с 1879 до 6053юаней.2

И на третьем этапе экономической реформы экономический рост Китая достигался во многом в соответствии с рекомендациями кейси-

См.: Портяков В. Я. Цит. соч. С. 55. Сииьчжуиго упзи нянь. С. 3.

анской экономической школы: с помощью активного использования государственного бюджета, который продолжал оставаться перманентно дефицитным (табл. 5.3).

Таблица 5.3

Динамика государственного бюджета: 1991-1997 гг. (млрд юань)

Приход

Расход

Сальдо

1991

314,948

338,662

-23,714

1992

348,337

374,220

-25,883

1993

434,895

464,230

-29,335

1994

521,810

579,262

-57,452

1995

624,220

624,220

-58,152

1996

740,799

740,799

-52,956

1997

865,144

865,114

-58,242

Источник: Синьчжунго цзинцзи фажаньиш... Т. 2. С. 1020.

Четвертый этап экономической реформы (1998-2002 гг.). На XV

съезде КПК (сентябрь 1997 г.) были подведены итоги формирования «строительства социализма с китайской спецификой». Манифестом, провозгласившим открытие нового пути и создание новой теории строительства социализма с китайской спецификой, XV съезд КПК, оглядывая нуть, пройденный за 20 лет реформы, называет выступление Дэн Сяопина 1978 г.: «Раскрепощать сознание, придерживаться реалистического подхода к делу, сплачиваться и смотреть вперед».

Стержнем экономической политики Кчтая с 1998 г. стало стимулирование общественного спроса «по всем азимутам», т. е. потребительскому, инвестиционному и экспортному. По расчетам китайских ученых, в настоящее время потребительский спрос формирует 40-49% общественного спроса в стране, инвестиционный спрос - 34-39%, а экспортный спрос - 15-25%.

Заметно .мягче становится кредитно-денежная политика. Ставка обязательного резервного депонирования в центральном банке снижена с 13 до 8%.

В расширении потребительского спроса акцент делается на дальнейшем развитии пищевой промышленности, телекоммуникаций, ин-фор.мациониой техники и технологии, диверсификации потребления

1998 нянь Чжунго цзинцзи синпш фэньси юй юйцэ. - Пекин, 1998. С. 146.



в деревне. В настоящее время наиболее ходовыми товарами на потребительском рынке в Пекине были (в порядке убывания) микроволновые печи, CD-ромы для мультимедийных компьютеров, цветные телевизоры, мебель, кондиционеры, персональные компьютеры, холодильники, стиральные машины, золото и драгоценности.

Развитию автомобильной промышленности, провозглашенной несколько лет назад одной из опорных отраслей, уделяется особое внимание. К примеру, власти Шанхая, где в 1998 г. насчитывалось всего 5 тыс. личных автомобилей но сравнению с 400 тыс. в Пекине, объявили о программе гаражного строительства в городе.

Еще одним приоритетом потребительского спроса в ближайшие годы в Китае рассчитывают сделать жилье, ведь жилищное строительство, стимулирующее рост производства в промышленности стройматериалов и других сопряженных отраслей, вполне способно сыграть роль новой «точки экономического роста». Предусматривается полное прекращение практики бесплатного распределения жилья и самое активное использование ипотечного кредитования при покупке жилья по рыночным ценам.

На XV съезде КПК в 1997 г. было принято решение по реформированию государственных предприятий. Несмотря на падение за годы реформирования удельного веса государственного сектора в стоимости валовой продукции промышленности в цело.м (с 65% в 1985 г. до 33% в 1998 г.), позиции государственных предприятий оставались лидирующими в энергетике, производстве сырья. Ведущее положение государственного сектора в промышленности определяется также тем, что в его собственности находится около 16 тыс. крупных и средних промышленных предприятий. Составляя по численности во всей промышленности менее 0,2%, они обладали имуществом в 44,5% и давали в 1998 г. 43% прибыли всех промышленных предприятий.

Начало реформированию государственных предприятий в Китае было положено публикацией в 1979 г. пяти документов, которые разрешали отобрать небольшое количество промышленных предприятий для проведения эксперимента. Однако лишь в 1984 г. эксперимент был расширен. Несколько позднее начали осуществляться новые формы ведения хозяйства в виде подрядной системы, аренды и акционирования. В соответствии с «Законом КНР о промышленном предприятии общенародной собственности» (1988 г.) предприятие получило право

Цит. по: Муромцева 3. А. Углубление реформы в государственном секторе промышленности КНР Проблемы Дальнего Востока. 1998. № 3. С. 86.

владения, пользования и распоряжения и.муществом, предоставленным ему государством в хозяйственное управление.

Реформирование предприятий происходило неравномерно, вплоть до временной остановки в период урегулирования в 1989-1991 гг.

До начала 1990-х гг, крупные и средние промышленные предприятия лишь в небольшой степени были затронуты преобразованиями.; Они по-прежнему в реальной жизни не имели необходимых прав в решении производственных вопросов, распоряжении фондами и даже оставления после уплаты налогов части прибыли.

«Правила изменения хозяйствования промышленных предприятий общественной собственности» (1992 г.), а затем решение о создании «системы совместных предприятий» были призваны стимулировать вхождение предприятий государственного сектора в рыночную экономику. На сессии ВСНП в марте 1993 г. была утверждена поправка к Конституции КНР, где государственные предприятия называют предприятиями, находящимися в собственности государства, а не управляемыми государством.

В 1994 г. начали осуществляться программы реформирования финансово-налоговой, банковско-фннансовой, валютной, ценовой систем и создание «системы современных предприятий». По новой системе налогообложения предусмотрена единая ставка подоходного налога - 33% от валовой прибыли, а до этого она составляла 55%.

Основным курсом реформирования государственной промышленности стала «система современных предприятий», в которой главное внимание уделено крупным заводам и фабрикам, поставляющим основную массу продукции. Для них разрабатываются меры по ликвидации долгов, увеличению инвестирования, улучшению системы руководства и управления. Создание «системы современных предприятий» предусматривает персонифицированную имущественную ответственность, обладателями которой, видимо, станут акционеры, выступающие в роли инвесторов. Проблема персонификации государственного пая является одной из самых злободневных, так как в этой роли не могут выступать ни прежние руководящие инстанции, ни органы управления государственным и.муществом.

Углубление реформы потребовало необходимого разграничения имущественных прав между собственниками, инвесторами и хозяйствующими субъектами. Предполагается, что примерно 2 тыс. государственных предприятий ВПК, топливно-энергетических и других важ-

Цзинцзи жибао. 1988. 16 апреля.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [ 18 ] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39]