Таблица 5.2
Динамика государственного бюджета: 1977-1990 гг. (млрд юань)
| Приход | Расход | Сальдо |
1977 | 87,446 | 84,353 | 3,093 |
1978 | 112,112 | 111,095 | 1,017 |
1979 | 110,327 | 127,394 | -17,067 |
1980 | 108,523 | 121,273 | -12,750 |
1981 | 108,946 | 111,497 | -2,551 |
1982 | 112,397 | 115,331 | -2,934 |
1983 | 124,899 | 129,245 | -4,346 |
1984 | 150,186 | 154,640 | -4,454 |
1985 | 186,640 | 184,478 | 2,162 |
1986 | 226,026 | 233,081 | -7,055 |
1987 | 236,890 | 244,849 | -7,959 |
1988 | 262,802 | 270,657 | -7,855 |
1989 | 294,787 | 304,020 | -9,233 |
1990 | 331,255 | 345,220 | -13,965 |
Источник: Синьчжунго цзинцзи фажаньши... Т. 2. С. 1000.
это полная катастрофа. И этой точки зрения придерживаются все рос-, сийские правительства после 1992 г. Вспомним, как каждую осень оче-, редной улыбающийся глава российского правительства (очень довольный собой) говорит нам с экранов телевизоров о том, что главная цель правительства (сбалансированность государственного бюджета) достигнута... Тут же приводится «железная» аргументация правильности избранного курса: и домохозяйка не может тратить больше, чем у нее есть. Ну как тут не всплакнуть от умиления и не порадоваться государственной мудрости! Тем более, что такую позицию очень одобряет Запад. И почти никому не приходит в голову, что сбалансированность бюджета в России привела к тому, что он уже сравнялся с финским. Но вот незадача; в Финляндии проживает в 30 раз меньше населения, чем в России. А это означает, что не будут в России развиваться наука, культура, здравоохранение, космические исследования, а российская армия по-прежнему будет нищей. Сбалансированным бюджетом очень просто стреножить любую развивающуюся экономику. Ведь ничего не может быть более сбалансированного и тихого, чем кладбищенский пейзаж.
Однако кроме неоклассической экономической школы есть еще и кейнсианская, которая специально занимается проблемами вывода развивающихся стран из стагнации к стабильному росту. Так вот эта школа рекомендует развивающимся странам для ускорения экономического роста опираться на помощь государственного бюджета. А после того, как этот рост будет достигнут и бизнес начнет процветать - вот только тогда и нужно начинать беспокоиться о сбалансированности государственного бюджета. Именно по это.му пути прошли все развитые страны Запада, Япония и Южная Корея. И Китай - не исключение; с началом рефор.мы бюджет страны стал перманентно отрицательным! Но не надо кричать: «Караул!» Все закономерно. А вот российские правители продолжают препятствовать развитию страны: во главу угла экономической политики они ставят не экономический рост, а сбалансированность бюджета - тормоз на пути развития еще неокрепшей экономики! И это делается под аплодисменты мирового сообщества во главе с МВФ! А кому, откровенно говоря, нужна динамично развивающаяся Россия?
Третий этап экономической реформы (1992-1997 гг.). В марте 1992 г. на пленарном заседании Политбюро ЦК КПК Дэн Сяопин заявил: «Не стоит сковывать себя идеологически.ми и практическими абстрактными спорами о том, какое имя это все носит - социализм или капитализм», а в целях ускорения экономического развития «серьезнее раскрепощать сознание, форсировать проведение реформы, расширение внешних отношений».
В октябре 1992 г. состоялся XIV съезд КПК, который отметил глобальные сдвиги на международной арене: крах международного коммунистического движения и распад СССР. Китайское руководство выразило решимость отвергнуть «теорию домино», принять вызов. Было решено форсировать темпы роста ВВП с 6% в год до 8-9%. Лозунг: «Государство регулирует рынок, а рынок ориентирует предприятие», выдвинутый в 1987 г. на XIII съезде КПК, был преобразован в курс на создание рыночной экономики.
Основными задачами экономической стратегии были объявлены: а) оптимизация управления предприятиями; б) ускорение прогресса рыночных отношений; в) всестороннее углубление реформы; г) ускорение темпов экономического роста.
Призывы Дэн Сяопина к ускорению поступи реформ, критика левачества в эконо.мике как «главной опасности» дали толчок ново.му рас-
Жэньминь жибао. 1992. 21 октября.
крепощению сознания в области реформирования в Китае, включая и преобразование отношений собственности. Начиная с 1992 г. взрывной эффект был достигнут в деле привлечения иностранных инвестиций. На новый уровень вышли акционирование и развитие на этой основе рынка акций в Китае. Активизировался поиск путей реформы госсектора. Массовый характер приобрели преобразование мелких государственных и коллективных предприятий в частные и отказ псевдоколлективных хозяйств от «красных шапок», т. е. от формально коллективного статуса. В теории в эти годы идет широкое осмысление (с попыткой приложить к китайским реалиям) западной концепции «прав собственности».
Свершившимся факто.м стало формирование в Китае многоукладной экономики, связанное с постепенным, но в целом весьма существенным ослаблением прежнего доминирующего положения в городской промышленности и коллективного сектора в сельском хозяйстве, с развитием как в городе, так и в деревне внушительной многоукладной индивидуальной и частной экономики, с появлением 300 тыс. предприятий с участием иностранных инвестиций, наконец, с акционированием некоторой части самих государственных и коллективных предприятий.
Только за период с 1992 по 1996 г. доля экономики, основанной на государственной собственности, в валовой промышленной продукции страны снизилась с 51,5 до 28,8%, доля экономики коллективной собственности выросла соответственно с 35,1 до 40,4%, а экономики необобществленных укладов - с 13,4 до 30,8%.
Важно констатировать отсутствие резких скачков в «деэтатизации» (разгосударствлении) ведущего сектора экономики страны - промышленности. Сдвиг в пользу негосударственных укладов достигнут относительно постепенно, за счет их более быстрого развития, а не путе.м форсированного перевода государственных предприятий в негосударственные. Эта очевидная специфика преобразований в Китае в сравнении с Россией, позволила полиостью избежать процесса сворачивания производства в массовых масштабах и деиндустриализации народного хозяйства.
За данный период ВВП вырос с 2161,78 млрд юаней (1991 г.) до 7446,26 млрд (1997 г.), а ВВП надушу населения - с 1879 до 6053юаней.2
И на третьем этапе экономической реформы экономический рост Китая достигался во многом в соответствии с рекомендациями кейси-
См.: Портяков В. Я. Цит. соч. С. 55. Сииьчжуиго упзи нянь. С. 3.
анской экономической школы: с помощью активного использования государственного бюджета, который продолжал оставаться перманентно дефицитным (табл. 5.3).
Таблица 5.3
Динамика государственного бюджета: 1991-1997 гг. (млрд юань)
| Приход | Расход | Сальдо |
1991 | 314,948 | 338,662 | -23,714 |
1992 | 348,337 | 374,220 | -25,883 |
1993 | 434,895 | 464,230 | -29,335 |
1994 | 521,810 | 579,262 | -57,452 |
1995 | 624,220 | 624,220 | -58,152 |
1996 | 740,799 | 740,799 | -52,956 |
1997 | 865,144 | 865,114 | -58,242 |
Источник: Синьчжунго цзинцзи фажаньиш... Т. 2. С. 1020.
Четвертый этап экономической реформы (1998-2002 гг.). На XV
съезде КПК (сентябрь 1997 г.) были подведены итоги формирования «строительства социализма с китайской спецификой». Манифестом, провозгласившим открытие нового пути и создание новой теории строительства социализма с китайской спецификой, XV съезд КПК, оглядывая нуть, пройденный за 20 лет реформы, называет выступление Дэн Сяопина 1978 г.: «Раскрепощать сознание, придерживаться реалистического подхода к делу, сплачиваться и смотреть вперед».
Стержнем экономической политики Кчтая с 1998 г. стало стимулирование общественного спроса «по всем азимутам», т. е. потребительскому, инвестиционному и экспортному. По расчетам китайских ученых, в настоящее время потребительский спрос формирует 40-49% общественного спроса в стране, инвестиционный спрос - 34-39%, а экспортный спрос - 15-25%.
Заметно .мягче становится кредитно-денежная политика. Ставка обязательного резервного депонирования в центральном банке снижена с 13 до 8%.
В расширении потребительского спроса акцент делается на дальнейшем развитии пищевой промышленности, телекоммуникаций, ин-фор.мациониой техники и технологии, диверсификации потребления
1998 нянь Чжунго цзинцзи синпш фэньси юй юйцэ. - Пекин, 1998. С. 146.
в деревне. В настоящее время наиболее ходовыми товарами на потребительском рынке в Пекине были (в порядке убывания) микроволновые печи, CD-ромы для мультимедийных компьютеров, цветные телевизоры, мебель, кондиционеры, персональные компьютеры, холодильники, стиральные машины, золото и драгоценности.
Развитию автомобильной промышленности, провозглашенной несколько лет назад одной из опорных отраслей, уделяется особое внимание. К примеру, власти Шанхая, где в 1998 г. насчитывалось всего 5 тыс. личных автомобилей но сравнению с 400 тыс. в Пекине, объявили о программе гаражного строительства в городе.
Еще одним приоритетом потребительского спроса в ближайшие годы в Китае рассчитывают сделать жилье, ведь жилищное строительство, стимулирующее рост производства в промышленности стройматериалов и других сопряженных отраслей, вполне способно сыграть роль новой «точки экономического роста». Предусматривается полное прекращение практики бесплатного распределения жилья и самое активное использование ипотечного кредитования при покупке жилья по рыночным ценам.
На XV съезде КПК в 1997 г. было принято решение по реформированию государственных предприятий. Несмотря на падение за годы реформирования удельного веса государственного сектора в стоимости валовой продукции промышленности в цело.м (с 65% в 1985 г. до 33% в 1998 г.), позиции государственных предприятий оставались лидирующими в энергетике, производстве сырья. Ведущее положение государственного сектора в промышленности определяется также тем, что в его собственности находится около 16 тыс. крупных и средних промышленных предприятий. Составляя по численности во всей промышленности менее 0,2%, они обладали имуществом в 44,5% и давали в 1998 г. 43% прибыли всех промышленных предприятий.
Начало реформированию государственных предприятий в Китае было положено публикацией в 1979 г. пяти документов, которые разрешали отобрать небольшое количество промышленных предприятий для проведения эксперимента. Однако лишь в 1984 г. эксперимент был расширен. Несколько позднее начали осуществляться новые формы ведения хозяйства в виде подрядной системы, аренды и акционирования. В соответствии с «Законом КНР о промышленном предприятии общенародной собственности» (1988 г.) предприятие получило право
Цит. по: Муромцева 3. А. Углубление реформы в государственном секторе промышленности КНР Проблемы Дальнего Востока. 1998. № 3. С. 86.
владения, пользования и распоряжения и.муществом, предоставленным ему государством в хозяйственное управление.
Реформирование предприятий происходило неравномерно, вплоть до временной остановки в период урегулирования в 1989-1991 гг.
До начала 1990-х гг, крупные и средние промышленные предприятия лишь в небольшой степени были затронуты преобразованиями.; Они по-прежнему в реальной жизни не имели необходимых прав в решении производственных вопросов, распоряжении фондами и даже оставления после уплаты налогов части прибыли.
«Правила изменения хозяйствования промышленных предприятий общественной собственности» (1992 г.), а затем решение о создании «системы совместных предприятий» были призваны стимулировать вхождение предприятий государственного сектора в рыночную экономику. На сессии ВСНП в марте 1993 г. была утверждена поправка к Конституции КНР, где государственные предприятия называют предприятиями, находящимися в собственности государства, а не управляемыми государством.
В 1994 г. начали осуществляться программы реформирования финансово-налоговой, банковско-фннансовой, валютной, ценовой систем и создание «системы современных предприятий». По новой системе налогообложения предусмотрена единая ставка подоходного налога - 33% от валовой прибыли, а до этого она составляла 55%.
Основным курсом реформирования государственной промышленности стала «система современных предприятий», в которой главное внимание уделено крупным заводам и фабрикам, поставляющим основную массу продукции. Для них разрабатываются меры по ликвидации долгов, увеличению инвестирования, улучшению системы руководства и управления. Создание «системы современных предприятий» предусматривает персонифицированную имущественную ответственность, обладателями которой, видимо, станут акционеры, выступающие в роли инвесторов. Проблема персонификации государственного пая является одной из самых злободневных, так как в этой роли не могут выступать ни прежние руководящие инстанции, ни органы управления государственным и.муществом.
Углубление реформы потребовало необходимого разграничения имущественных прав между собственниками, инвесторами и хозяйствующими субъектами. Предполагается, что примерно 2 тыс. государственных предприятий ВПК, топливно-энергетических и других важ-
Цзинцзи жибао. 1988. 16 апреля.