назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [ 12 ] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39]


12

5. Развитие транспорта и связи. За пятилетку товарные перевозки по железной дороге должны возрасти на 101, пассажирские перевозки - на 59,5, речные перевозки - на 321,5, автомобильные - на 373,5%.

6. Процесс преобразования капиталистической экономики в социалистическую (переходный период) должен занять примерно 15 лет.

7. Укрепление сбалансированной рыночной экономики.

8. Развитие культуры, образования и научных исследований.

9. Повышение заработной платы рабочих и служащих на 33%, а доходов крестьян - в 2 раза.

10. Создание благоприятных условий для развития национальных меньшинств.

Большое внимание уделялось развитию национального образования. Так, по пятилетнему плану предусматривалось создать 60 новых институтов и университетов и довести их общее количество до 208. За пятилетие предполагалось зачислить на учебу 543 тыс. новых студентов в вузы и примерно 1 млн - в техникумы, а 11 тыс. молодых людей послать на учебу за границу. В средние школы должны были поступить 7,12 млн новых учащихся, а в начальные - 53,26 млн чел.

При этом система образования строилась преимущественно по советскому образцу.

Весной 2001 г. мне посчастливилось побывать в столичном Народном университете. Официально это третий по потенциалу столичный вуз после Пекинского университета и университета «Цинхуа». Китайские коллеги рассказывали мне, что данный университет по первоначальному замыслу должен был стать практически точной копией МГУ (даже в архитектурном смысле). Однако летом 1950 г. началась корейская война и китайское правительство не сумело изыскать денег на университетский проект. Нынешний Народный университет в архитектурном смысле ничуть не похож на МГУ, но может похвастать прекрасными кадрами-русистами.

Весной же 2001 г. мы побывали в городе Чэнду в Юго-Западном университете экономики и финансов. Данный университет создан в 1952 г. (наряду с 17 вузами подобного профиля в других городах Китая) также по советскому образцу.

Более подробно об этом см.: Селищев А. С. Сотрудничество СПбГУЭФ с китайскими университетами Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2001. № 2. С. 153-157.

В северной части Пекина (как и в Москве) до сих пор можно видеть павильоны выставки достижений Китая, которые своим внешним видом очень напоминают ВДНХ, правда, в меньших масштабах и с китайской спецификой.

Легкая грусть охватывает русского человека при виде этих исторических свидетельств когда-то процветавшей советско-китайской дружбы.

Вспоминаю зиму 1959-1960 гг. Мне - 7 лет. Наш иркутский дворик в самом центре сибирского города. Падает снег. Я сижу в большом красном ящике с черными иероглифами из-под душистого китайского чая и сладко мечтаю. Иркутская чаепрессовочная фабрика работает на китайском сырье, а в нашем дворике живет один из ее работников, который привозит пустые ящики из-под чая на дрова. Я потрясен таинственностью непонятных иероглифов и ароматом чая. Но еще более мне непонятны слова старших, которые говорят между собой о том, что отношения с Китаем стремительно ухудшаются. Я никак не могу осознать: кому это нужно. Ведь тогда мы останемся без чудесного китайского чая и без столь любимых мной китайских сказок. Ведь мы останемся без таких хороших друзей, которые столь часто приезжают в Иркутск и дарят детям открытки с видами Пекина. И если это понятно, мне, ребенку, то почему это непонятно взрослым?

В период первой пятилетки Китаю удалось в основном создать систему планового управления экономикой по типу советской модели. Первый национальный экономический план был составлен еще в 1949 г. для Северо-Восточного Китая. В 1952 г. но аналогии с советским Госпланом и Госко.мстатом были создана Государственная плановая комиссия и Государственное статистическое бюро.

Составление пятилетнего плана началось в 1951 г., но было завершено лишь в самый разгар пятилетки (в феврале 1955 г.) по причине нехватки опыта и слабой статистической базы. Пятилетний план был сформирован на основе советского опыта: с упором на индустриальное развитие (особенно тяжелой промышленности), проведения массовой кооперации, укрепления государственного сектора и подавления частного бизнеса.

За годы первой пятилетки производство чугуна должно было увеличиться в 2,4 раза: с 1,9 млн т (в 1952 г.) до 4,67 млн т (в 1957 г.); производство стали - в 3,1 раза (с 1,35 млн т до 4,12 млн т). Для сравнения: Японии понадобилось 12 лет (с 1929 по 1940 г.), для того чтобы удвоить выпуск стали.

42,74 млрд юаней инвестиций распределялись следующим образом: 58,2 - в промышленность, 7,6 - в аграрный сектор, 19,2 - в транспорт



и связь, 3 - в торговлю и банковское дело, 7,2% - в культуру, образование и медицину. При этом а priori закладывалась существенная диспропорция капиталовложений в тяжелую и легкую промышленность (9 : 1).

Темпы экономического роста постоянно пересматривались. Поначалу предполагалось, что темпы промышленного производства должны были ежегодно возрастать на 20%, затем - на 24, наконец - на 14,7%. Первоначальные темпы прироста сельского хозяйства (7% в год) были также существенно скорректированы (4,3% в год).

Реализация пятилетнего плана потребовала дополнительно 300 тыс. квалифицированных техников, 570 тыс. квалифицированных рабочих в индустриальном секторе, 450 тыс. - в строительстве, 80 тыс, - на транспорте и в связи. Большую помощь в создании обученных кадров оказывал СССР (где учились 10 тыс. студентов), а также ГДР, ЧССР и другие социалистические страны.

1953 г. в целом положил хорошее начало для выполнения первого пятилетнего плана, однако неблагоприятная ситуация сложилась в сельском хозяйстве. В 1954 г. в Китае произошло самое грандиозное наводнение за 100 лет, пришлось перейти к системе продовольственных карточек (которая сохранялась до конца 1980-х гг.).

В 1953 г. началось социалистическое преобразование экономики. В феврале 1953 г. ЦК КПК принял резолюцию о кооперативах и товариществах взаимной поддержки. За год количество кооперативов возросло в 3,8 раза (до 15 тыс.), а за 1953-1957 гг. достигло 634 тыс. (увеличение в 41,3 раза).

В июне 1955 г. Мао Цзэдун выступил с докладом «О кооперативном преобразовании в сельском хозяйстве». В нем говорилось о том, что к 1960 г. все крестьяне должны стать кооператорами. После этого выступления темпы кооперативного движения многократно возросли: с конца июля до октября количество сельскохозяйственных кооперативов удвоилось. В октябре 1955 г. состоялся пленум ЦК КПК, на котором было принято решение о дальнейшем форсировании кооперативного движения. В результате уже к концу 1956 г. 96,3% сельского населения превратилось в кооператоров. Аналогичная кампания проводилась и в мануфактурном секторе.

Социалистические преобразования экономики охватили всю экономику. В октябре 1955 г. Мао Цзэдун объявил о необходимости всеобщей социалистической трансформации. В 1956 г. эта кампания началась в Пекине и быстро охватила всю страну. Уже к концу 1956 г. 99% частных предприятий превратились в государственные.

Трансформация капиталистической экономики в социалистическую вскрыла ряд серьезных проблем. Во-первых, поспешность преобразований породила хаос и нарушила принцип добровольности. Во-вторых, трансформация осуществлялась без учета местных условий и интересов и настроений крестьян. В-третьих, кооперативы, как правило, создавались крупными, а потому малоуправляемыми (гигантомания). В-четвертых, система материальных стимулов и ответственности оказалась серьезно нарушенной. В распределении царил эгалитаризм, что существенно подрывало заинтересованность в труде. В-пятых, подрывалась свобода производственного выбора: кооперативам навязывалось производство одних культур и запрещалось выращивать другие.

Подобные мероприятия осуществлялись в сфере мануфактуры, а также в торговле. Укрупнение системы магазинов происходило вопреки интересам потребителей.

1956 г. в целом оказался успешным для экономического развития страны. В 1955 г. был собран богатый урожай, а 27 отраслей промышленности (производства чугуна и стали, цемента, автомобилей, хлопчатобумажных тканей и т. п.) досрочно выполнили пятилетний план. Все это привело к своеобразному «головокружению от успехов». Началось распыление инвестиций по многочисленным объектам, темпы роста заработной платы рабочих и служащий намного превзошли производительность труда, возник товарный дефицит. В 1956 г. образовался и дефицит государственного бюджета.

Создание системы управления советского типа. Государственные предприятия отныне функционировали в системе прямого регулирования и планирования.

Сельскохозяйственные и мануфактурные кооператоры, а также остатки частных предприятий косвенно регулировались через систему цен, займов, контрактов и налогов. Для сельских кооперативов были установлены директивные планы через государственные закупки аграрных культур. Если в 1952 г. плановые показатели распространялись на 115 видов продукции, то в 1956 г. - уже на 380.

С 1954 г. промышленные предприятия начали управляться из единого центра. С 1953 по 1957 г. количество таких предприятий возросло с 2800 до 9300 (16% всех предприятий, которые давали 49% промышленной продукции). Государство спускало предприятиям планы по 12 показателям: объем продукции в ценовом выражении, объемы основных видов продукции, внедрение новой продукции, основные технологические и экономические ограничения, план по снижению себестоимости, общее количество занятых, количество занятых на ко-



нец года, объем взаимных расчетов, уровень средней заработной платы, уровень производительности труда и прибыли.

К концу пятилетки количество плановых показателей предприятиям было снижено с 12 до 4 (объемы выработки основных продуктов, количество занятых, общая заработная плата и прибыль).

Уже с 1950 г. финансовая система стала высокоцентрализованной. 80% всех доходов расправлялись централизованно. Это распространялось и на систему капитального строительства: 79% строительства планировалось на центральном уровне и только 21 - на местном. Государственные инвестиции составляли 90, а частные - лищь 10%.

Высокоцентрализованной стала система торговли и материального снабжения. Все средства производства были распределены на группы по степени важности. В первую группу входили материалы, которые распределялись исключительно государство.м: сталь, медь, алюминий, цинк, олово, древесина, цемент, уголь, автомобили, металлорежущие станки и т. п. Прочие материалы распределялись департаментами регионального уровня. Если в 1953 г. централизованно распределялось 227 видов материалов, то в 1957 г. - уже 532.

В сферу центрального планирования вощли сферы труда, торговли и ценообразования.

С 1952 г. Министерство внешней торговли начало контролировать весь объем экспорта и импорта. При этом план импорта составлялся Государственной плановой комиссией, а план экспорта - Министерством внешней торговли после соответствующих консультаций с различными ведомствами.

Уже к концу первой пятилетки китайские экономисты начали обращать внимание на недостатки новой экономической модели, и прежде всего на ее негибкость.

За годы первой пятилетки промышленное производство возрастало ежегодно на 18%, а сельское хозяйство - на 4,8% в год, в результате чего ВВП страны в 1957 г. достиг 106,8 млрд юаней, или 168 юаней на душу населения. В табл. 4.6 приведены несколько иные, но схожие показатели.

За годы первой пятилетки ВВП вырос в 1,57 раза, увеличиваясь в среднем на 7,78% в год.

На данном этапе Китай сформировал плановую модель экономики по советскому образцу: упор на тяжелую промышленность за счет сельского хозяйства. Большое внимание уделялось развитию военной эко-

China socialist economy. P. 190-193; Синь Джунго. С. 3.

Таблица 4.6

Основные показатели пераой пятилетки (1953-1957 гг.)

1952 г.

1957 г.

Прирост,

Ежегодные

темпы прироста, %

Промышленное и аграрное производство (включая ремесленников), млрд юаней

82,71

124,99

51,1

В том числе: доля современного производства, %

26,7

Промышленность, млрд юаней

27,01

53,56

98,3

14,7

Доля производства средств производства, %

39,7

45,4

17,8

Доля производства предметов потребления, %

60,3

54,6

12,4

Сельское хозяйство, млрд юаней

48,39

59,66

23,3

Источник: Синьчжунго цзинцзи фачжаньши: 1949-1998 (История экономического развития нового Китая: 1949-1998). - Шанхай, 1999. Т. 2. С. 49. (На кит. яз.) Т

номики. В течение 15 лет предполагалось завершить переходный период с целью создания основ социалистического общества, а к 2000 г.. построить относительно высокоразвитое социалистическое общество, -j

К концу 1957 г. Китай за 2 года осуществил (в соответствии с советским опытом) практически полную коллективизацию сельского хозяй- , ства и ремесленного производства.

В табл. 4.7 приводятся данные динамики государственного бюджета, страны.

Таблица 4.7

Динамика государстаенного бюджета страны, 1950-1957 гг. (млрд юаней)

Приход

Расход

Сальдо

1950

6,519

6,808

-0,289

1951

13,314

12,249

1,065

1952

18,372

17,599

0,773

1953

22,286

22,212

0,274

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [ 12 ] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39]