назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [ 20 ] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118]


20

соба «развеять» эту неясность пока не существует. Именно в этом смысле и говорится о пространственно-временной неопределенности графических конфигураций.

Свойство пространственно-временной неопределенности цикла Эллиотта означает, что не существует способа выяснить, какая из известных и наиболее вероятных пропорций в соотношении между волнами цикла реализуется в заданный период.

Итак, вы уже шагнули в мир Эллиотта, и, чтобы начать в нем осваиваться, попробуйте сделать следующее упражнение.

Упражнение 1

На графиках 3,4и6 (см. Приложение), оцените разметку «пяти-волновок», максимально умещающихся в заданном масштабе.

Прежде чем углубиться в детали технического анализа по волновому принципу, остановимся на объяснении, которое дал Эллиотт движущим силам рынка.



ГЛАВА 4

ПСИХОЛОГИЯ ДВИЖУЩИХ СИЛ

Трейдер окажется в толпе себе подоб-HbLX, даже если будет отслеживать поведение рынка из тюремной камеры-одиночки.

«ТОЛПА» И РЫНОК

«Толпа», которая движет рынком, сама не знает, когда, куда и насколько серьезно она будет это делать.

О парадоксе «психологии масс»

Поскольку рынок - результат социально-экономической активности человека, естественно, что именно они является движущей силой происходящих на рынке изменений.

Однако возникают странные вещи. Ведь человек - существо разумное. А вот поведение рынка редко когда поддается серьезно обоснованным рациональным объяснениям*.

Эллиоттинцы настаивают на том, что все макроэкономические объяснения поведения финансово-биржевых рынков являются не более чем надуманной рационализацией, схожей с тем, как первобытный человек объяснял непоиятные ему естественные явления природы. Как правило, при ближайшем рассмотрении, эти, так называемые экономические, «экспертные оценки» и интерпретации поведения тех или иных движений рынка не выдерживают ни логической, ни эмпирической проверки. Примечательный и обширный материал на данную тему с детальным анализом многочисленных образцов подобной «макроэкономической рационализации» представлен, например, в разделе «Проблемы традиционных подходов к объяснению поведения финансовых рынков» известной книги Роберта Пректера (The Wave Principle of Human Behavior and the New Science of Socionomics. P. 351-387).



В нашем контексте рассмотрения движущих сил рынка не имеют особого значения тонкие академические различия между такими явлениями социальной психологии, как поведение группы, толпы или массы людей.

А.С. Pigou. Industrial Fluctuations, 1927.

В этой связи нельзя не вспомнить хорошо известное утверждение Канта о том, что в мире есть только две настоящие тайны - бездонное небо над нами и моральные устои внутри нас.

Видимо, по этой причине индивидуальное и коллективное взаимодействие человека с природной и социальной средой обитания невозможно описать простыми формулами (например, «бытие определяет сознание»). Каждая из сторон - участников этого процесса имеет какие-то свои «тайны», которые дают о себе знать, проявляясь в тех или иных парадоксах, связанных с «психологией масс».

Вот один из них; в «массовом» (социальном, групповом и т.д.) человеческом поведении* нередко возникают тенденции, которые не только не соответствуют естественным ожиданиям, вытекающим из каких-то определенных событий материальной и духовной жизни, а наоборот, развиваются «в пику» реальности.

Внезапные изменения в поведении и предпочтениях «народа», не имеющие, казалось бы, какой-либо причинной связи с текущим бытием, - один из парадоксов «психологии толпы».

Существуют разные модели, объясняющие поведение рынка: от «океанских приливов и отливов» биржевика Доу до «маятника оптимизма-пессимизма» английского экономиста Пигу (Pigou)**.

Однако все эти теории не могут объяснить, почему, скажем, изменения направления движения цен (не говоря уже об их диапазоне) в большинстве случаев и для подавляющего большинства участников нередко становятся полной неожиданностью.

Именно это обстоятельство и заинтересовало Эллиотта. В рамках волнового принципа он попытался вскрыть причинно-следственные связи между «настроениями масс», с одной стороны, и экономическими реалиями, с другой.

Эллиотт не просто стал рассматривать «психологию толпы» как главенствующий фактор, ответственный за колебания рыночной конъюнктуры, а попытался объяснить объективно-закономерный характер этих процессов, который не зависит от воли и сознания людей.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [ 20 ] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118]