абсолютной. Это приводит такого человека к метаниям между многочисленными начинаниями и может завершиться серьезными ошибками, иногда - с летальным исходом. Другие черпают в сфере подсознательного неуемную энергетику, творческое вдохновение, яркое озарение и сверхдальнее видение перспективы.
Наш читатель определенно слышал или сам встречался с такими особенными людьми. О них говорят, что они прекрасно "интуичат", предвосхищая какое-либо событие, или с присущей только им уверенностью и упорством под насмешливые комментарии или при полнейшем равнодушии, отсутствии интереса и поддержки со стороны окружающих воплощают в жизнь какую-либо идею. А когда через определенное время приходит успех в том деле, которое казалось непосвященным заведомо провальным, мало кто этому удивляется, уже полагая, что столь благоприятное развитие - совершенно естественно.
Столь мощный эффект подсознания неудивителен: ведь там накоплен и "зарыт" в хитросплетениях генных цепочек многовековой опыт всего генеалогического древа данного человека. Вопрос в том, как туда добраться. Удается это далеко не всем.
Здесь читатель, вероятно, утомленный философскими изысканиями, захочет побыстрее узнать не про тайны генных цепочек, а как все же поскорее добраться до денег.
Главная идея, которую следует взять на вооружение игроку-практику, заключается в том, что заработать можно только тогда, когда думаешь не о денежных знаках, а о материях совсем иных, гораздо более высоких. Это особенно хорошо проанализировано в работе психолога В. Франкла "Человек в поисках смысла" (М., Прогресс,1990). Не злоупотребляя терпением читателя, позволим себе подчеркнуть несколько важных, на наш взгляд, мыслей, навеянных этим интересным трудом.
Жизнь устроена так, что гораздо легче упасть в пропасть, чем подняться по отвесной стене. Каждому из нас знакомо не понаслышке, насколько трудно покоряются вожделенные
заоблачные вершины и достигаются желанные цели. Но даже в тех редких случаях, когда это все же удается, цена такого усилия в сравнении с полученными результатами может быть несопоставимо большой, вплоть до разного рода неврозов, а то и более серьезных расстройств психики.
Почему? Чаще всего объект стремления становится недостижимым или разрушающим человека именно тогда, когда поставленные цели неясны, а ценности, их наполняющие, отчетливо не осмыслены.
"Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет" - это пример одного варианта осмысления. А "лучше гор могут быть только горы" - совсем другое видение проблемы. Но ведь каждому понятно, насколько серьезно будут отличаться действия и ощущения альпинистов, придерживающихся столь разных по своему глубинному содержанию жизненных позиций.
Хорошо известны и такие явления в человеческой психологии, как "синдром малозначимости", "комплекс неполноценности" и прочие самоуничижительные понимания себя, которые человек приобретает, когда последовательно терпит целый ряд неудач. Подобное ощущение знакомо в той или иной мере огромному числу людей. Преодолению этого недуга способствуют не столько бойцовские качества, сколько понимание смысла своего существования, вьюокая духовность, явный недостаток которой наблюдается в условиях сегодняшнего круговорота нашей жизни. К сожалению, слишком часто вокруг обнаруживается подмена высоких целей любыми средствами, а глубокого смысла нашей жизни и непреходящих человеческих ценностей - мелкосуетными задачками.
Конечно, духовное опустошение можно было бы объяснить и оправдать. Например, человеческой природой, над которой мы не властны: человек не только родителей не может выбрать, но и по большому счету не вполне свободен в отборе своих учителей. Мы уж не говорим о людской подверженности воздействию более широкого социального окружения.
Однако мы решительно отвергаем любой подход, в котором проглядывает физиономия фатализма, где нет места свободному волеизъявлению личности, а судьба человека считается окончательно предрешенной. Человек должен проявить волевое стремление осознанно идти к поставленным целям, руководствуясь при этом в своих действиях не низменными побуждениями или животными инстинктами, а притягивающим магнетизмом высокой духовности, пониманием своей ответственности перед остальным миром и людьми.
Не потому ли, заметим, многие из тех особо удачливых бизнесменов, кто сумел заработать огромные деньги, в том числе и в области валютных операций, спешат безвозмездно потратить их через различные "фонды помощи и содействия"? Как раз в таких случаях и можно говорить, что человеком движет некое "сверх-Я", внутренний бог, совесть, называемые, по Франклу, термином логос. С ним человек ведет постоянный диалог, и благодаря логосу внутренний мир личности наполняется действительно глубоким содержанием, а цели освещаются высоким духовным смыслом.
"Хочу" - половина "могу". Этот известный тезис справедлив только тогда, когда и первая и вторая половины осмысленны и духовны. Иначе говоря, от того, каким смыслом наш читатель наполнит свое стремление научиться зарабатывать деньги посредством дилинга, или, проще, валютных спекуляций, зависит конечный успех.
Заработать деньги? НЕТ - это не тот смысл.
Может быть, он совсем в другом? Например в том, чтобы выйти на ринг и сразиться с невидимым телекоммуникационным монстром - валютным рынком и по крайней мере не потерпеть поражения? Или чтобы только победить во имя чего-то высокого? А может, доказать себе что-то очень важное? Или кому-то очень близкому? А то и всему человечеству? Или все-таки через победу получить возможность помогать другим, кто в этом нуждается, потому что не обладает вашими способностями и данными?
Пусть каждый будущий трейдер обретет свой настоящий смысл сам.