Эти оценки существенно отличаются от применявшихся в системах военного назначения. В табл. 8.1 приводятся данные по американским
Запчасти делятся на особо конкурирующие (от многочисленных поставщиков), конкурирующие (изготовляются на специализированных заводах), неконкурирующие (только от изготовителя машины и его субподрядчиков). В связи с обострением конкуренции покупателя убеждают приобретать только оригинальные запасные части, информируют об их преимуществах и об отрицательных последствиях применения запчастей, предлагаемых конкурентами.
В общем цены на запчасти слабо связаны с издержками производства и определяются рыночными соображениями. Дилерам дают возможность иметь прибыль на уровне средней по району или чуть выше, остальное забирает экспортер. Розничные цены обычно намного выше (в Европе - до двух раз, в африканских странах в 6 раз и более), чем в стране продуцента, и не только из-за налогов, транспортировки и таможенных пошлин. В цены запасных частей, не подверженных конкуренции, вводят большую долю прибыли для компенсации малодоходной продажи конкурирующих деталей.
Существующие нормы предусматривают оценку запасов в автоцентрах и на станциях техобслуживания в розничных ценах, а на складах более высокого уровня в существенно более низких оптовых ценах.
Приведем издержки английских дилеров на хранение автотракторных запчастей (в процентах от закупочной цены) [16]:
Всего потерь 5.5 В том числе
неликвиды 1.0
повреждения при обработке 1.0
хищения 1.5
порча при хранении 0.8
устаревание 1.2
Стоимость найма помещений 12.0
Амортизация инвентаря и оборудования 7.5 Страхование оборудования, имущества и запасов 2.0
Заработная плата персонала 10.5
Итого 45.0
ВВС для низшего звена системы снабжения (база) и окружного склада из статьи Петерсена и Джислера [189].
Наиболее полный анализ цен дается в работе [162], посвященной исследованию системы снабжения ВВС Канады, где предложено рассчитывать годичные расходы, связанные с обеспечением потребителей одной номенклатурой, по формуле
L = ciT -\- cohy + С3П3 + С4П4 + С5П5 -f свпв.
Входящие в нее переменные имеют следующий смысл:
Т - время хранения номенклатуры;
у - средний за Т уровень ее запаса;
пз - число требований на пополнение в год;
П4 - число требований на склад высшей ступени в год;
П5 - число экстренных требований в год;
щ - число изменений состояния запаса в год.
Соответственно задается размерность коэффициентов {с{} .
Таблица 8.1 Стоимостные факторы в ВВС США
Слагаемые функции затрат | Цены, $ |
для склада | для базы |
Оформление заявки (на одну заявку) | обычную | 0.72 | 1.03 |
срочную | 3.88 | 4.93 |
Обработка сообщения | | 0.98 | 2.62 |
Хранение и обработка (за тонну) | | 13.84 | 7.50 |
Упаковка и погрузка (за тонну) | | 14.18 | 14.18 |
Транспортные расходы | обычные ж/д | 0.05 |
экспресс | 0.19 |
самолет | 0.50 |
Смысл и величины цен ci-ce даются табл. 8.2. Поучительно сопоставить их значения с приведенными в главе 2 по перечню статей и численным значениям. Подчеркнем уже отмечавшиеся и типичные для военных систем несообразно низкие оценки ущерба от омертвления капитала, а также потери от морального старения (военная техника обычно относится к быстро стареющим высокотехнологичным изделиям). Использование для оптимизации этих цен наверняка приведет к завышенным запасам. Этот эффект отчасти компенсируется невысокой ценой «штрафов», сводящихся здесь к стоимости экстренной поставки.
Таблица 8.2
Цены в снабжении ВВС Канады
Обозн. | Расходы | Компоненты | Цена, $ | Из расчета |
| Администр. | Взятие на хранение | 0.25 | В год |
| | Проверка счета, осмотр | 0.25 | |
| | Итого | 0.50 | |
| Пропорц. | Процент на капитал | 0.04 | На $ |
| | Собственно хранение | 0.04 | На $ |
| | Моральное старение | 0.06 | На $ |
| | Итого | 0.14 | |
| Нормальная | Подг. перфокарты | 0.05 | На заявку |
| поставка | Подготовка наряда | 0.68 | |
| | Обработка на складе | 0.74 | |
| | Оформление приема | 0.40 | |
| | Итого | 1.80 | |
| Цена отказа | Подготовка заявки | 0.20 | На заявку |
| | Обработка заявки | 0.63 | |
| | Конторские расходы | 0.74 | |
| | Экспедит. документы | 0.25 | |
| | Доп. трансп. расходы | 0.40 | |
| | Оформление приема | 0.40 | |
| | Итого | 2.50 | |
| Срочн. треб. | | 0.70 | На поставку |
| Корр. учета | | 0.10 | На корр. |