7.2. Факты И тенденции
Основанием для анализа систем снабжения является колоссальная стоимость содержащихся в них запасов - см.. например, заимствованную из [27] табл. 7.1.
Таблица 7.1 Оборотные средства в запасах СССР, г\ллрд. руб.
Отрасли хозяйства | 1966 г. | 1968 г. | 1970 г. | 1972 г. | 1974 г. |
Промышленность | 47.06 | 56.35 | 63.28 | 69.18 | 77.51 |
Сельское хозяйство | 11.72 | 14.40 | 18.50 | 21.42 | 25.38 |
Транспорт и связь | 1.65 | 1.93 | 2.56 | 2.82 | 3.14 |
Строительство | 5.24 | 8.13 | 10.69 | 18.35 | 28.04 |
Заготовки | 9.23 | 10.14 | 9.20 | 9.06 | 11.74 |
Снабжение и сбыт | 5.52 | 8.30 | 9.31 | 10.38 | 11.55 |
Торговля | 29.00 | 37.42 | 43.74 | 49.14 | 54.81 |
Прочие | 3.33 | 5 10 | 6.08 | 6.83 | 8.84 |
Итого | 112.75 | 141.77 | 163.36 | 187.17 | 221.02 |
Традиционной и во многих отношениях предпочтительной формой снабжения считались прямые связи поставщик - потребитель («транзитные поставки»). Прямые связи
• ускоряют реакцию изготовителей на новые требования к качеству и ассортименту продукции,
• обеспечивают ритмичность поставок,
• снижают число переналадок оборудования и брак.
• повышают качество конечной продукции, дают экономию сырья и материалов.
Однако чрезмерное использование транзита приводит к завышению потребности тех заказчиков, у которых суммарная потребность в планируемом периоде меньше транзитной нормы, что вызывает искусственный дефицит. Заметим, что грузоподъемность железнодорожных вагонов за последние годы возросла в 6 раз (с 20 до 129 тонн), контейнеров - в 4 раза (с 5 до 20 тонн), автотранспорта в 2.5 раза, речных судов в 5 раз (с 1 до 5 тыс. тонн). Кроме того, заказчики транзитных поставок из-за
ограниченности оборотных средств могут остаться без достаточного запаса по некоторым другим номенклатурам. На динамике запасов прямые связи сказываются отрицательно (велики транзитные нормы -> редки поставки велики максимальный и средний уровни запаса).
За складсп/ю форму снабжения можно привести следующие аргументы:
• совмещаются поставки для групп потребителей;
• уменьшается время оперативной поставки для ликвидации дефицита;
• в связи с увеличением оборота с каждым поставщиком продукция приобретается не по розничным, а по оптовым ценам (возможно, с дополнительными скидками);
• уменьшается совокупный страховой запас;
• снимается проблема транзитной нормы поставки;
• относительно дешево выполняется дополнительная подработка продукции с учетом нужд конкретного потребителя (нарезка и раскрой металлопродукции и древесины, профилирование, перфорирование, сварка, окраска, нанесение виниловых покрытий, придание квадратной или шестигранной формы и т.п.).
Для иллюстрации последнего пункта этого перечня укажем, что удельный вес продукции, подвергающейся подобной обработке, в США составляет 75% (стоимость услуг порядка 18 млрд. долларов), в ФРГ около 30%.
Отмеченные обстоятельства определили долгосрочную тенденцию увеличения абсолютного объема и доли складских поставок и соответствующую реорганизацию систем снабжения. Структура оптового товарооборота средств производства на 1970 г., по данным [81], показана в табл. 7.2.
В те годы в стране действовало несколько складских систем материально-технического снабжения. Еще в 1961 г. было организовано Всесоюзное объединение «Сельхозтехника» по продаже минеральных удобрений, сельскохозяйственной техники, запасных частей и ремонту этой техники. В 1965 г. был создан Госснаб СССР, который впервые
Таблица 7.2 Товарооборот средств производства
Организационная форма | Всего, млрд. руб. | Из них складской |
| в млрд. руб. | |
Госснаб СССР | 132.2 | 25.4 | 19.2 |
Ведомственные системы | 70.3 | | 13.1 |
«Сельхозтехника» | 14.0 | 11.2 | 80.1 |
Местные системы | | | 24.0 |
Итого | 226.1 | 48.1 | 21.3 |
В истории народного хозяйства объединил в самостоятельную отрасль снабжение и сбыт для обеспечения материальными ресурсами потребителей независимо от их ведомственной принадлежности. Органы Госснаба обеспечивали около 60% общего товарооборота средств производства. Кроме того, были сохранены системы снабжения предприятий и организаций на транспорте, в связи, энергетике, газовой промышленности и ряде других министерств, а также при исполкомах местных Советов депутатов трудящихся.
Всего в 1985 г. на складах предприятий и систем снабжения находилось оборотных средств в запасах на сумму свыше 300 млрд. руб. За 1970-1986 гг. валовый общественный продукт увеличился вдвое, а объем запасов - в 2.83 раза. В строительстве за те же годы объем строительно-монтажных работ возрос в 1.53 раза, а оборотные средства в запасах - в 7.6 раза. От перемещения в систему Госснаба запасов на 12.4 млрд. руб. ожидалось снижение совокупного запаса средств производства на 28.4 млрд. руб. [28].
В 1980-х гг. основные фонды складского хозяйства снабженческо-сбытовых органов оценивались в 55 млрд. руб. Общая стоимость только тарного хозяйства составляла 10 млрд. руб.: свыше 1 млрд. ящиков, около 60 млн. бочек и барабанов, 1 млрд. мешков.
Совершенствование размещения запасов с необходимостью предполагает перспективное планирование производственной и складской структуры системы, совершенствование прямых долговременных хозяйственных связей. Любые изменения структуры совокупного запаса не могут быть осуществлены без предварительного изменения отраслевой структуры вложений. Так, увеличение доли складского снабжения