Глава 7
Системы снабжения
7.1. Общие положения
Рассмотренные выше случаи относились к управлению запасами на изолированно1\л складе (точнее, тройке «потребитель - склад - поставщик»). Однако часто встречаются ситуации, в которых отдельные или все элементы этой тройки являются множествами: обеспечение группы потребителей, через систему складов, от нескольких поставщиков.
Реальная система снабжения, как правило, включает в себя целую сеть связанных между собою складов нескольких ступеней, имеющих различный объем и специализацию хранения. Условия работы отдельных звеньев ее оказываются зависящими от состояния запасов в других звеньях и от структуры системы в целом. Типична иерархическая система снабжения, в которой продукт, проходя путь от внешнего поставщика к потребителю, может накапливаться на нескольких складах (например, склады предприятия-изготовителя, оптовой базы, магазина). В централизованной системе для формирования заказов на поставку в каждый склад допускается использование информации о состоянии запасов на любых складах, входящих в систему; эта информация должна поступать в единый центр принятия решений, где и формируются заказы поставщикам. В иерархической системе верхние уровни осуществляют управляющие воздействия более редко, а сами воздействия оказывают влияние на более длительные сроки.
7.1. Общие положения 199
Оптимизация работы системы складов требует более широкого подхода - поиска минимума затрат с точки зрения системы в целом. Потери от пролеживания продуктов труда несравнимо меньше, чем потери от дефицита, которые приводят к простоям оборудования, рабочей силы и сокращению выпуска продукции. Поэтому предприятия идут на превышение производственных запасов над общественно необходимым уровнем. Этот запас не имеет достаточной маневренности и распылен по десяткам тысяч предприятий. При любых изменениях потребности часть его становится ненужной предприятию, возрастают убытки от пролеживания. Введением общего страхового запаса вместо индивидуальных для групп складов и объединением поставок нескольким потребителям вплоть до низшего звена (потребителей) удается добиться дополнительного снижения затрат по сравнению с описанными выше независимыми решениями. Величина экономии определяется масштабами системы и ролью случайных факторов и возрастает с ростом числа складов и вариации спроса. Кроме того, она существенно зависит от организации системы снабжения и способа размещения резервного запаса.
По всем разумным показателям (среднему числу простоев, среднему времени простоя, потерям производительности из-за простоев и т.п.) централизованное обслуживание обладает преимуществом. При неучете информационных аспектов процесса децентрализация может только ухудшить качество работы, поскольку она ограничивает класс допустимых стратегий. Вообще же должны учитываться расходы на обработку информации и повышение быстродействия (свойство прямых связей). Удобно считать оптимальным такое правило принятия решений в каждом локальном центре, при котором минимизируются затраты на хранение запаса только в ассоциированных с этим центром складах (при фиксированной гарантии удовлетворения внешнего для этих складов спроса).
Поскольку в условиях крупномасштабного производства или большой системы снабжения имеется много переменных и управляющих воздействий, можно предположить, что система управления будет строиться с применением принципов декомпозиции и координации. По одним каналам система будет полностью автоматической, по другим - выступать в роли советчика, по третьим ограничится сбором и упорядочением информации. Координирующую роль играют ограничения и иерархия целевых функций. В типичном случае целевые функции верхних звеньев формируют ограничения для нижних.