назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [ 66 ] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126]


66


Глава 7

Системы снабжения

7.1. Общие положения

Рассмотренные выше случаи относились к управлению запасами на изолированно1\л складе (точнее, тройке «потребитель - склад - поставщик»). Однако часто встречаются ситуации, в которых отдельные или все элементы этой тройки являются множествами: обеспечение группы потребителей, через систему складов, от нескольких поставщиков.

Реальная система снабжения, как правило, включает в себя целую сеть связанных между собою складов нескольких ступеней, имеющих различный объем и специализацию хранения. Условия работы отдельных звеньев ее оказываются зависящими от состояния запасов в других звеньях и от структуры системы в целом. Типична иерархическая система снабжения, в которой продукт, проходя путь от внешнего поставщика к потребителю, может накапливаться на нескольких складах (например, склады предприятия-изготовителя, оптовой базы, магазина). В централизованной системе для формирования заказов на поставку в каждый склад допускается использование информации о состоянии запасов на любых складах, входящих в систему; эта информация должна поступать в единый центр принятия решений, где и формируются заказы поставщикам. В иерархической системе верхние уровни осуществляют управляющие воздействия более редко, а сами воздействия оказывают влияние на более длительные сроки.



7.1. Общие положения 199

Оптимизация работы системы складов требует более широкого подхода - поиска минимума затрат с точки зрения системы в целом. Потери от пролеживания продуктов труда несравнимо меньше, чем потери от дефицита, которые приводят к простоям оборудования, рабочей силы и сокращению выпуска продукции. Поэтому предприятия идут на превышение производственных запасов над общественно необходимым уровнем. Этот запас не имеет достаточной маневренности и распылен по десяткам тысяч предприятий. При любых изменениях потребности часть его становится ненужной предприятию, возрастают убытки от пролеживания. Введением общего страхового запаса вместо индивидуальных для групп складов и объединением поставок нескольким потребителям вплоть до низшего звена (потребителей) удается добиться дополнительного снижения затрат по сравнению с описанными выше независимыми решениями. Величина экономии определяется масштабами системы и ролью случайных факторов и возрастает с ростом числа складов и вариации спроса. Кроме того, она существенно зависит от организации системы снабжения и способа размещения резервного запаса.

По всем разумным показателям (среднему числу простоев, среднему времени простоя, потерям производительности из-за простоев и т.п.) централизованное обслуживание обладает преимуществом. При неучете информационных аспектов процесса децентрализация может только ухудшить качество работы, поскольку она ограничивает класс допустимых стратегий. Вообще же должны учитываться расходы на обработку информации и повышение быстродействия (свойство прямых связей). Удобно считать оптимальным такое правило принятия решений в каждом локальном центре, при котором минимизируются затраты на хранение запаса только в ассоциированных с этим центром складах (при фиксированной гарантии удовлетворения внешнего для этих складов спроса).

Поскольку в условиях крупномасштабного производства или большой системы снабжения имеется много переменных и управляющих воздействий, можно предположить, что система управления будет строиться с применением принципов декомпозиции и координации. По одним каналам система будет полностью автоматической, по другим - выступать в роли советчика, по третьим ограничится сбором и упорядочением информации. Координирующую роль играют ограничения и иерархия целевых функций. В типичном случае целевые функции верхних звеньев формируют ограничения для нижних.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [ 66 ] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126]