назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [ 19 ] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126]


19

• учет счетов поставщика;

• проверка и оплата счета;

• перенос соответствующих проводок из ведомости ежедневного учета закупок в общую ведомость;

• проверка согласованности данных о запасах и счетов, и т.д.

В ценах 1970-х гг. подобного вида «канцелярские расходы» составляли в розничной торговле до 5 руб., в оптовой 3-4 руб.

Если поставка связана с организацией специального рейса транспортного средства (самолета, автомобиля, железнодорожного вагона, цистерны, контейнера), то стоимость этого рейса включается в постоянную составляющую, а из транспортных затрат исключается слагаемое, пропорциональное объему перевозки. При полной загрузке, наоборот, из транспортных затрат оставляют только пропорциональное слагаемое. Коэффициенты пропорциональности определяются действующими тарифами в расчете на весовую единицу.

Составляющая функции затрат, пропорциональная числу номенклатур в поставке, появляется в процессе подготовки наряда. Для ее вычисления необходимо просуммировать стоимостные выражения трудозатрат персонала, связанных с поиском информации о наличном запасе по данной номенклатуре, определением объема заказа и расчетом стоимости партии, приемом пополнения и его размещением в хранилище. При резком различии в затратах, связанных с дополнительным заказом каждой новой номенклатуры, целесообразно усреднение не проводить и рассматривать эти затраты как добавочные фиксированные составляющие, выплачиваемые при заказе соответствующих номенклатур. Заработную плату работников, занятых содержанием запасов и организацией заказов, делят пропорционально их занятости каждым видом работ.

Необходимо иметь в виду, что организация поставок стоит денег как получателю, так и поставщику, причем последний отнесет связанные с этим собственные расходы на счет получателя. В дополнение к статьям затрат, аналогичных возникающим у получателя, к ним в производственных условиях добавятся усредненные затраты на запуск или на переналадку станков. Они вызываются необходимостью остановки производства для переналадки технологических линий (оплата наладчикам, подготовка новой документации, убытки от простоя оборудования за время переналадки и первоначального снижения его производительности).



2.5. Определение величины штрафа

Важнейшим элементом задачи управления запасами является регулирование дефицита. Времена тотального дефицита хорошо помнит старшее поколение граждан России. Некоторые деятели (А.И. Левин, [10, с. 9]) теоретически обосновывали закономерность превышения роста спроса над ростом предложения при социализме. Гарантированный сбыт продукции не способствовал ориентации на обеспечение реального спроса. Имеет основания мнение [4], что «в СССР дефицит создавался искусственно и был инструментом управления массами и кадрами. Недопроизводство позволяло всучить потребителю что угодно... Спекуляция и коррупция, бюрократизм и снижение качества, потеря профессионального мастерства - все это последствия дефицита сырья и готовой продукции, возможностей и гражданских прав, здравого смысла и профессиональной компетентности, свободы принятия реше-

Обычно переналадки связываются с работой металлообрабатывающих агрегатов и ассоциируются с дополнительными затратами на установку (смену) приспособлений. В поточных системах (например, мельницах и трубопроводах) при переходе на новый продукт в процессе переналадки выпускается смесь старого и нового продукта. Эта смесь либо идет в брак, либо реализуется как продукция низшего качества - следовательно, с потерей дохода.

Разумеется, получатель не в состоянии выполнить строгий расчет этих затрат - для этого у него нет исходных данных, но он должен запросить итоговые сведения у поставщика.

Можно учесть и непостоянство стоимости запуска (в зависимости от числа параллельных технологических линий). При хранении жидких и газообразных продуктов могут возникнуть ограничения, связанные с объемом буферных емкостей. Иногда «постоянная» составляющая рассматривается как ступенчатая функция целочисленного аргумента (например, количества вагонов, необходимого для реализации поставки). При этом суммарные затраты становятся разрывной функцией объема поставки, что существенно усложняет нахождение оптимального объема последней.

Одновременный заказ различной продукции может потребовать значительных денежных средств на заказ, а также слишком емких перевозочных средств.



НИИ и материальной заинтересованности в труде, конкуренции и свободы предпринимательства».

Надо признать, однако, что дефицит всего вышеперечисленного сохранился (более того - усугубился) в прстперестроечное время. Кроме того, как будет показано ниже, полностью бездефицитное снабжение целесообразно лишь в предельном случае (при бесконечной цене штрафа). Такая ситуация является теоретической абстракцией, и определению реального значения упомянутой цены (хотя бы и приближенного) должно уделяться первостепенное внимание. На наш взгляд, одной из причин существования у потребителей политики излишнего запасания является отсутствие возможности и экономической необходимости сопоставления потерь от сверхнормативных запасов с ущербом из-за дефицита продукции - прежде всего производственно-технического назначения. Погрешность в цене штрафа сравнительно слабо сказывается на параметрах стратегии, но существенно влияет на величину операционных затрат.

Для установления цены штрафа используются два основных метода:

• определение прямых убытков и/или упущенной выгоды;

• «через обратную задачу».

Сущность первого метода состоит в детальном экономическом анализе последствий недостачи. В руководящих документах недавнего времени приводились стандартные штрафные санкции (8-12% от стоимости недопоставленной продукции [28]). НИИ ЦСУ рекомендовал 30 коп. на рубль дефицита, ЦЭМИ и НИИ МТС увеличивали их до 60 коп. Был указан предельный, процент недопоставок, при превышении которого включалась шкала прогрессивного снижения премий руководителям предприятий-поставщиков - вплоть до полного лишения премий при любой недопоставке по позициям, утверждаемым Госпланом. Однако, как отмечали многие исследователи и практики, эти санкции отнюдь не компенсировали ущерба, причиненного потребителям. Если график поставок и фиксировался в договоре, то запаздывания в поставках сроком до 10 суток вообще не наказывались, а штрафы за изменение сроков поставок были слишком незначительны, чтобы существенно влиять на политику поставщика. К тому же поставщик отвечал перед вышестоящими органами за выполнение су.ммарного плана реализации, план же поставок конкретному потребителю (в особенности мелкому) часто оказывался недовыполненным.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [ 19 ] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126]