назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [ 82 ] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89]


82

каскадов предсказывает, что большинство врачей будет стремиться имитировать поведение себе подобных. То есть и среди врачей начнут возникать моды и увлечения на те или иные методы лечения, оборудование и препараты. И эти моды могут оказаться не такими уж и безобидными, как показывают проведенные эмпирические исследования. Наиболее же ярким примером такой моды является популярная в 19 веке практика кровопускания.

К сожалению, медицина не единственная область, где находит применение теория информационных каскадов. Политика, маркетинг, преступность, право - вот лишь некоторые области, подверженные информационным каскадам. Ну и, конечно же, финансы.

В области финансов информационные каскады можно встретить на каждом шагу. Информационные каскады мгновенно объясняют чрезмерную изменчивость цен, наблюдающуюся на современных рынках капиталов. Весь процесс ценообразования на фондовом рынке можно представить себе как одну непрерывную последовательность восходящих и нисходящих информационных каскадов. Отличная альтернатива теории эффективного фондового рынка!

Информационные каскады позволяют получить новую перспективу проблемы выбора бизнес-стратегий компаниями. Если теория каскадов верна , то мы должны наблюдать, что различные компании имитируют производственные решения друг друга.

Классическая теория рационального поведения, напротив, утверждает, что компания должна максимально дифференцировать свои производственные процессы, чтобы снизить кон-куренхщю и увеличить объемы прибыли. Так какая же теория более реалистична?

Вот некоторые данные, которые помогут читателю составить собственное мнение относительно этого вопроса. В 1997 г., предприняв исследование телекоммуникационной индустрии США, Кеннеди обнаружил некоторые любопытные факты 1. Целью исследования являлось изучение решений крупнейших американских телекоммуникационных корпораций, связанных с созданием новых телевизионных шоу в 1960-1989 гг. Логика

См.: Kennedy, R. (1997) Strategy Fads and Strategic Positioning: An Empirical Test for Herd Behavior in Prime-Time Television Programming. Harvard Business School, Division of Research, Working paper.



См.: Gilbert, R., Lieberman, М. (1987) Investment and Coordination in Oligopolistic Industries. Rand Journal of Economics, Vol. 18, pp. 17-33.

дифференциации продукта предполагает, что появление нового мыльного сериала на медицинскую тему на канале ABC снижает выгоды, ожидаемые от создания аналогичных сериалов компаниями NBC и CBS.

В то же время, если компании NBC и верят, что компания ABC обладает информацией об изменившихся вкусах зрителей, то они вполне могут попытаться имитировать ее действия. Знаете, что обнаружилось? Все компании, попавшие в выборку, предпринимали шаги, абсолютно идентичные шагам своих конкурентов (т. е. создавали шоу в тех же категориях, что и конкуренты). Похоже, что как минимум в одной отрасли имитация главенствует над дифференциацией.

Проблема, возникающая в исследованиях, подобных тому, что провел Кеннеди, заключается в возможности существования общих информационных сигналов в отрасли.

Например, в случае с телекоммуникациями этим информационным сигналом могла быть информация об изменившихся вкусах зрителей. Этот информационный сигнал наблюдают все менеджеры телекоммзтсикационных корпораций, но не исследователь. А раз так, то вполне возможно, что наблюдаемое нами одинаковое поведение компаний не является следствием имитации. Кеннеди попытался учесть это соображение в своем анализе и выяснил, что общие сигналы в телекоммуникационной отрасли за рассматриваемый промежуток времени отсутствовали. Естественно, каждая телесеть имела собственную программу исследования вкусов зрителей, но какие-либо важные независимые источники информации (за исключением рейтингов, которыми и пользовался Кеннеди) отсутствовали, как и программы совместного исследования рынка.

Еще одно любопытное исследование было проведено Гилбертом и Либерменом* в 1987 г. Объект исследования - новые продукты в нефтехимической отрасли США. За более чем 20 лет исследовано 24 продукта. Результаты исследования следующие. Крупные корпорации систематически инвестировали в новые продукты еще до появления конкурентов, мелкие же компании «проявляли свою инвестиционную активность только после других». Похоже на имитацию действий лидера - информационный каскад, в начале которого стоит крупная компания.



Имитационному поведению подвержены не только промышленные корпорации, но и финансовые организации. В недавно предпринятом исследовании географического распределения региональных отделений крупных банков были обнаружены интересные факты. Решение банка об открытии нового регионального отделения не зависит от показателей потенциальной прибьшьности открытия, а почти полностью зависит от количества уже существующих в данной области региональных отделений других банков. Если это не имитация, то что тогда имитация?

Несколько защит в стиле academy

А теперь предоставим трибуну для наиболее ярких апологетов теории эффективности фондового рынка. Точка зрения людей, отметающих любую критику в адрес теории эффективного фондового рынка (а значит, и любой другой экономической теории, построенной в предположении о рациональном поведении людей), лучше помогает понять всю трудность создания альтернативной теории.

После 25 лет активной исследовательской деятельности и 10 лет не менее активной деятельности в качестве инвестора-практика профессор Калифорнийского университета Ричард Ролл пришел к выводу, что «концепция эффективных рынков должна быть изучена любым инвестиционным менеджером».

Эффективность рынка является первой аппроксимацией реального рынка, считает Ролл. Когда какой-нибудь аналитик утверждает, что данная операция с ценными бумагами должна быть предпринята для того, чтобы прибыльно использовать неэффективность рынка, его менеджер всегда должен подозрительно отнестись к подобному заявлению.

Аномалии, считает Ролл, - это просто неправильные эко-нометрические расчеты, неправильность которых в первую очередь заключается в неправильном сопоставлении риска и доходности. Вот одно из его высказываний: «Множество из этих аномалий удивительно значимы на бумаге, но я еще не видел

См.: Chaudhuri, S., Jayartne, J., Chang, A. (1997) Informational Externalities and the Branch Location Decisions of Banks: An Empirical Analysis. Working paper. Columbia University.

2 См.: Roll, R. (1994) What Every CFO Should Know About Scientific Progress in Financial Economics: What is Known and What Remains to be Resolved. Financial Management, Vol. 23, pp. 69-75.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [ 82 ] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89]