Оператор может пытаться выяснить уровень достоверности информации, которую он получил от других участников рынка. Большинство информации, относящейся к процессу ценообразования и составляющей текущую информационную структуру оператора, поступает к нему через вторые или третьи руки из источников, обладающих различной степенью надежности. Операторы часто могут узнавать лишь поверхностное содержание фактов, но оставаться в неведении по поводу их достоверности. Эту проблему оператор может разрешить при помощи изучения и приобретения новой информации (рис. 27).
Действия оператора, направленные на снижение неопределенности
Пассивные
Активные
Расширение текущей | Повышение | Проверка |
информационной | эффективности | достоверности |
структуры при помощи | использования | данных текущей |
приобретения | текущей информационной | информационной |
дополнительной информации | струюуры | струюуры |
Рис. 27. Возможные действия оператора по снижению неопределенности информационной структуры
Завершив переформулировку терминологии теории эффективного рынка, перейдем к рассмотрению механизмов, которые должны обеспечивать эффективность рынка.
Механика эффективности
Мы по-прежнему не знаем главного - механизмов, которые отвечают за эффективность рынка. Что это за механизмы?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что полное отражение информации в ценах - это состояние рынка, когда существующие цены совпадают с ценами, которые наблюдались бы при полной информированности всех операторов рынка. Из этого определения начинают проступать кон-
туры наших рыночных механизмов. Становится очевидным, что этими механизмами должны быть торговые процессы, которые с большей или меньшей относительной эффективностью приводят цены к новому, полностью информированному состоянию равновесия.
В последнее время финансовые экономисты предложили четыре типа рыночных механизмов, которые были названы так: всеобще информированная торговля [universally informed trading]; профессионально информированная торговля [professionally informed trading]; частично информированная торговля [derivatively informed trading]; неинформированная торговля [uninformed trading].
Сразу отметим: хотя каждый из этих четырех механизмов отражает в текущих ценах лишь определенную информационную структуру, только их общее воздействие на процесс ценообразования может привести к установлению рыночного равновесия, т. е. сделать рынок эффективным.
Существуют три свойства, общие для всех типов рыночных механизмов.
Первое - только один рыночный механизм из четырех может отвечать за отражение определенной информационной структуры в ценах.
Второе - какой именно рыночный механизм будет отвечать за отражение информационной структуры в тот или иной момент времени, зависит от того, насколько широко распределена эта информационная структура среди операторов рынка.
Третье - каждый рыночный механизм обладает своим уровнем относительной эффективности, значение которого зависит от того, насколько широкое распределение информации среди операторов необходимо для начала ее отражения этим механизмом.
Чем шире первоначальное распределение информации, которое требуется для рыночного механизма, тем выше его относительная эффективность.
Вместе эти характеристики позволяют нам объединить эти четыре механизма в единую систему, в основе которой лежит первоначальное распределение информации среди операторов. Несмотря на то, что все четыре типа рыночных механизмов могут устанавливать эффективные цены, динамика этого процесса будет различной в зависимости от того, какой механизм доминирует на рынке. Если на рынке доминирующим является механизм, требующий узкого распределения информации, то
тем больше времени будет занимать установление эффективных цен, и наоборот.
Таким образом, как и в случае со слабой, полусильной и сильной классификационными формами эффективности рынка, оказывается, что чем более узко распределена информация, тем больший период требуется для ее отражения в ценах.
Рассмотрим подробнее типы рыночных механизмов.
Всеобще информированная торговля
Простейший механизм эффективности, при котором цены фондовых активов ведут себя так, как если бы все операторы имели доступ к информации, оказывающей влияние на ценообразование, - это рынок, на котором все операторы действительно без издержек и одновременно получают доступ к информации.
Подобный «механизм» всеобще информированной торговли может казаться тавтологией и выглядеть, скорее, достаточным условием эффективности рынка, нежели действительно механизмом, приводящим теьсущие цены к их эффективному уровню. Для того чтобы развеять сомнения относительно тавто-логичности этого механизма, назовем некоторые информационные структуры, за отражение которых отвечает этот механизм.
«Старая» информация, включающая исторические данные о ценах и доходностях ценных бумаг за прошедшие периоды времени, является хорошим примером. Текущая операционная деятельность рынка гарантирует распределение подобной информации среди всех заинтересованных в ней операторов, и соответственно, так как все знают о ее существовании и имеют к ней свободный доступ, вполне закономерно ожидать отсутствия возможностей проведения арбитражных операций на ее основе.
Другим примером являются важные новости - результаты президентских выборов, о которых узнают практически одновременно все граждане страны, или изменения политики ЦБ России. Подобный тип информации также распространяется с одинаковой скоростью (по крайней мере, среди заинтересованных в ней лиц).
Таким образом, механизм всеобще информированной торговли работает со всей информацией, содержащейся в истори-