назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [ 65 ] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89]


65

Окончание табл. 12

Полусильная

Рынку наравне с прошлыми значениями цен и доходностей известна вся общедоступная информация [public information], которая включает информацию, содержащуюся в периодических изданиях (популярных и профессиональных), телевизионных и электронных новостях и т. п.

Сильная

Рынку известна абсолютно вся информация, в том числе и инсайдеровская информация

Опираясь на введенную классификацию форм эффективности, мы можем теперь переформулировать определение эффективного рынка.

Фоццовый рынок является эффективным, если при определении цен ценных бумаг он полно и правильно отражает и интерпретирует всю доступную информацию. Более формально фондовый рынок является эффективным по отношению к какой-либо информационной структуре тогда, и только тогда, когда эта информационная структура становится одновременно известной всем участникам рынка. Более того, эффективность по отношению к информационной структуре предполагает, что не существует возможности получить от торговли ценными бумагами прибыль, отличную от нормальной, используя данную информационную структуру.

Большинство исследователей соглашается с тем, что современный американский фондовый рынок является полусильно эффективным, европейские же фондовые рынки или уже являются полусильно эффективными, или быстрыми темпами приближаются к полусильной форме.

Механизмы эффективности рынка

Даже при беглом взгляде на теорию эффективного рынка возникает вопрос: в чем же заключается смысл этой теории? Ведь условия, необходимые для сушествования эффективного рынка, автоматически подразумевают, что вся доступная информация будет известна всем участникам рынка.

Действительно, возьмем определение: на хорошо функционирующем рынке цены ценных бумаг будут полностью отражать



всю доступную и относящуюся к процессу ценообразования информацию.

Подобное утверждение должно быть очевидным для большинства студентов старших курсов экономических вузов, не говоря уже о профессиональных участниках фондового рынка и финансистах. На самом деле, если ограничиваться лишь определением эффективного рынка, то это не принесет ощутимой пользы. А что будет, если мы пойдем немного дальше определения информационной эффективности и его простейших приложений.

Расширение понятий эффективности

в течение уже достаточно продолжительного времени исследователи используют термины слабая, полусильная и сильная формы эффективности рынка не только для классификации эмпирических тестов воздействия информации на цены фондовых активов, но и для классификации воздействия, оказываемого на процесс ценообразования различными информационными структурами.

Например, цены могут эффективно отражать информацию, которая является полусильной (т. е. общедоступной информацией), и не способны отражать другой тип информации, которая может бьггь отнесена к сильной (инсайдеровской, необщедоступной информации). Пойдя дальше, исследователи начали описывать уже сами рынки как слабо-, полусильно- или сильноэффективные рынки. Даже несмотря на то, что эта классификация не отличается особой четкостью, она позволяет понять, что различные рыночные механизмы отвечают за отражение различных информационных структур в ценах, а постоянно изменяющаяся степень эффективности рынка может быть результатом относительного качества работы этих механизмов.

Тот факт, что различные рыночные механизмы оперируют с различными информационными структурами, является важнейшим для нашего дальнейшего анализа. Но прежде чем мы перейдем к более подробному рассмотрению этих механизмов, необходимо пересмотреть терминологию теории эффективного рынка, причем сделать это, скорее, с концептуальной точки зрения, нежели с операционной.

Именно в этом смысле используется эта классификация и нами.



Существуют четыре ютючевых понятия, которые мы должны переформулировать.

Вспомним определение эффективного рынка: рынок, на котором цены всегда полностью отражают всю доступную информацию, называется эффективным фондовым рынком. Термины полное отражение и доступность могут быть понятными на интуитивном уровне, однако до сих пор не получили более или менее четкого определения.

Для третьего понятия - классификация форм эффективности рынка - также необходимо дать расщиренное толкование, которое помогло бы нам понять воздействие на процесс ценообразования различных информационных структур.

Другими словами, нам необходима концепция относительной эффективности, которая различала бы и ранжировала различные рыночные механизмы по качеству приближения этими механизмами реального процесса ценообразования к эффективному.

И, наконец, нам необходимо четкое определение наиболее важного понятия, используемого в теории эффективного рынка, - информация.

Полное отражение всей доступной информации

Действительно, что понимается под словами «цены полностью отражают»? Полное отражение означает, что цены должны вести себя так, как если бы каждый оператор рынка знал информацию, оказывающую влияние на процесс ценообразования.

Таким образом, условие полного отражения информации устанавливает существование тождественности между двумя равновесиями на одном и том же рынке, а именно между равновесием, которое наблюдается на рынке, когда все операторы рынка полностью информированы, и равновесием, которое действительно наблюдается на рынке. Рынок является эффективным фондовым рынком, если эти два равновесия идентичны. Значение этой переформулировки заключается в том, чтобы наще внимание отвлечь от операционных последствий эффективности рынка для его участников и привлечь к процессу воздействия информации на процесс ценообразования.

Второе понятие, играющее не последнюю роль в определении эффективности рынка - полное отражение ценами всей

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [ 65 ] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89]