Очаровательные акции Акции стоимости
I i годовая ставка доходности Ц ставка пятилетней доходности
Рис. 15. Годовая и пятилетняя доходности акций стоимости и очаровательных акций, определенные через темпы продаж
Источник: Lakonishok, J., Shleifer, А., Vishny, R. (1994) Contrarian Investment, Extrapolation, and Risk. Journal of Finance, Vol. 48, pp. 1541-1578.
Если бы вам удалось устоять перед «очарованием», то годовая ставка доходности ваших инвестиций мгновенно подскочила бы с 11,4 до 18,7%. Пятилетняя же ставка доходности поднялась бы и того выше: с 81,8 до 143,4%.
Еще одним способом дифференцировать акции стоимости от акций роста является использование коэффициента Р/Е. Очевидно, что компании, обладающие высокими показателями Р/Е, будут «очаровывать» инвесторов значительно сильнее по сравнению с компаниями, имеющими низкий коэффициент Р/Е.
Как видим, акции роста и акции стоимости иногда определяют при помощи темпов роста продаж.
несены к очаровательным акциям, а 10% компаний, имевших наименьшие темпы роста, были названы акциями стоимости. А потом исследователи сравнили доходности, которые эти акции приносили в течение следующего года и в течение последующих пяти лет после классификации. На фафике (рис. 15) картина выглядит следующим образом.
Лаконишок, Шляйфер и Вишни провели всю процедуру анализа еще раз, только теперь в качестве классификационного признака использовали не темпы роста продаж, а величину коэффициента Р/Е. 10% компаний, имевших наибольшие коэффициенты Р/Е, были отнесены к очаровательным акциям, а 10% компаний, имевших наименьшие коэффициенты Р/Е, были названы акциями стоимости. Показатели годовой и пятилетней доходности этих акций приведены на рис. 16.
Очаровательные акции Акции стоимости
I i годовая ставка доходности Ц ставка пятшпетней доходности
Рис. 16. Годовая и пятилетняя доходности акций стоимости и очаровательных акций, определенные через коэффициент Р/Е
Источник: Lakonishok, J., Shieifer, А., Vishny, R. (1994) Contrarian Investment, Extrapolation, and Risk. Journal of Finance, Vol. 48, pp. I54I-1578.
Как видим, для очаровательных акций картина выглядит все так же удручающе.
Подведем некоторые итоги. Подавляющее большинство инвесторов склонно использовать эвристику репрезентативности при выборе объекта инвестирования своих временно свободных денежных средств. Инвесторы на полном серьезе считают, что будущие показатели прибьши являются более чем репрезентативными (читай: похожими) на прошлые и настоящие показатели прибыли. Пользуясь этим стереотипом, инвесторы начинают закупать сегодняшние акции-победители и прода-
Иногда, когда инвестор начинает покупать активы, которые последнее время поднимались в цене, говорят, что он пользуется стратегией движущей силы [momentum strategy]. Словосочетание «спользова/пь стратегию движущей силы зачастую употребляется для подчеркивания иррациональности действий инвесторов, покупающих акции, которые уже возросли в цене (это означает, что они покупают актив не по минимальной цене), и продают акции, которые уже упали в цене (это означает, что они продают актив не по максимальной цене). Благодаря своим действиям эти инвесторы сами становятся движущей силой дальнейшего роста или падения цен актива.
2 См.: Heath, С, Tversky, А. (1991) Preferences and Beliefs: Ambiguity and Competence in Choice Under Uncertainty. Journal of Risk and Uncertainty, Vol. 4, pp. 5-28.
вать сегодняшние акции-проигравшие. И делают это слишком долго и слишком активно, забывая о том, что хорошая компания не будет вечно таковой, как, впрочем, и плохая компания не собирается оставаться таковой вечно.
Выбираю то, что знаю
На рынке капиталов обращаются миллионы активов. Каким образом инвесторы делают свой выбор? Опять репрезентативность, скажет читатель. И не ошибется.
Люди любят веши, которые они хорошо знают. Они болеют за местную футбольную команду. Покупают акции компании, на которую работают. Покупают лекарство, о котором слышали от хороших друзей. Все это по причине знакомства с той или иной вещью. Когда человек вынужден делать выбор между двумя рискованными перспективами, он, скорее, выберет ту, что выглядит более знакомой для него.
Или вот другой пример. Поставьте человека в ситуацию, когда он должен будет выбирать, в какую из двух игр, в которых выигрыш зависит от чистого случая, ему сыграть. Вероятности выигрыша и в одной, и в другой игре одинаковы (вы сообщаете ему об этом). С одной из предлагаемых вами игр человек знаком хорошо, а о другой слышит впервые. Как вы думаете, какую игру он выберет?
Эмпирические исследования утверждают, что ту игру, с которой он лучше знаком. Более того - он выберет более знакомую игру даже тогда, когда вероятность выигрыша в ней меньше и он знает об этом.
Интересно, а инвесторы ведут себя иначе, когда выбирают, куда инвестировать? То, как они себя ведут на практике, известно под именем домашнее отклонение [home bias].