назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [ 3 ] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89]


3

Рис. 1. Пример визуальной иллюзии

Нижняя линия выглядит длиннее, чем верхняя. Не так ли? Но они имеют одинаковую длину! Вы можете взять линейку и убедиться в этом. Однако вряд ли это изменит ваше восприятие действительности. Нижняя линия все равно будет казаться длиннее верхней! Этот пример предоставляет нам первое важное правило:

Список элементов заимствован автором из работы: Edwards, W., Winterfeldt, D. (1986). On Cognitive Illusions and Their Implications. Southern California Law Review, Vol. 59, pp. 401-451.

Познавательными иллюзиями порождаются систематические отклонения в суждениях [biases of judgment].

Что такое познавательная иллюзия? Для того чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить определение классической иллюзии. Иллюзия - это ошибочное восприятие явлений и фактов. Познавательная иллюзия почти идеально соответствует этому определению. Те же элементы, что составляют классическую иллюзию, можно найти и в познавательной иллюзии.

Любая познавательная иллюзия включает :

1) формальное правило. Оно определяет порядок поиска правильного решения поставленной задачи. Информация, необходимая для начала работы формального правила, содержится, как правило, в задаче;

2) суждение, отвечающее на данный вопрос. Оно не основывается на формальном правиле;

3) систематическое расхождение между правильным ответом, который дает существующее формальное правило, и суждением, вынесенным человеком. Это и есть отклонение (или, как еще говорят, сдвиг) в суждениях людей.

Как и от традиционных визуальных иллюзий, от ошибок интуитивного мышления не так-то легко избавиться. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на рис. 1.



Рис. 2. Прямые, равные по длине

Но по какой-то причине требуется, чтобы человек выбрал именно прямую А На уровне сознания мы хотели бы научиться создавать в его уме иллюзию того, что прямая А длиннее пря-

ЗНАНИЕ ИЛЛЮЗИИ ВОВСЕ НЕ ОСВОБОЖДАЕТ ВАС ОТ ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ.

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ ОБ ЭЮМ!

Теперь самое время выяснить, чем же мы займемся.

Наша цель - изучение познавательных иллюзий и сдвигов, которые эти иллюзии порождают в умах людей. Естественно, что особенный интерес для нас представляют финансовые аспекты той или иной познавательной иллюзии. Смысл изучения познавательных иллюзий заключается в том, чтобы получить навыки определения ситуаций, подобных рассмотренной выше, т. е. ситуаций, в которых попытка задействовать интуитивный подход для решения задачи может привести к возникновению серьезных ошибок. Вынося суждение о длине двух изображенных выше прямых, нельзя доверять одной лишь интуиции.

В подобных финансовых задачах интуиция должна быть дополнена (а еще лучше заменена) более точным инструментом - своеобразной «линейкой». Подобная «линейка», вовремя предупреждающая о возможных интуитивных ошибках, должна бьггь в арсенале любого профессионального финансиста. Более того, способность распознавать ситуации, в которых вероятность совершения ошибки велика, позволяет создавать финансовые ловушки для других людей.

В идеале нашей целью является приобретение таких знаний, которые позволили бы сделать с человеком следующее. Кто-то, стоящий перед выбором между двумя прямыми А и Б, хотел бы иметь прямую, обладающую максимальной длиной. Проблема в том, что прямые А и Б абсолютно одинаковы по длине (рис. 2). Поэтому, скорее всего, выбор человека между двумя прямыми будет сделан абсолютно случайным образом.



Рис. 3. Визуальная иллюзия: прямая А кажется длиннее прямой Б

мой Б. Иначе говоря, используя приемы создания иллюзии, мы хотели бы научиться превращать в его восприятии рис. 1 в рис. 3.

Прямые на рис. 3 остались одинаковой длины, но теперь прямая А кажется длиннее прямой Б. Вот и все, чего мы хотим добиться.

Про то, что мы должны были бы делать

Некоторые люди считают, что любое более или менее значимое решение в условиях неопределенности может быть принято при помощи методов теории вероятности и математической статистики. Разберемся с этим на простом примере.

Предположим, что в настоящий момент вы решаете, приобретать вам некоторый актив, чья текущая цена равна х долларам, или нет. Ваш инвестиционный горизонт равен одному году. Для принятия решения вам необходимо знать цену актива через год. Если у вас будет эта информация, то вы мгновенно поймете, что вам делать с этим активом, сравнив его текущую цену с ценой, ожидаемой через год. Если вы человек разумный, то должны понимать, что точечной оценки цены актива через год вам не видать. Это просто невозможно в условиях неопределенности, существующей на современных рынках капиталов.

Вот здесь и вступает в дело теория вероятностей, которая предлагает простой и элегантный выход.

Раз вы не можете получить точечную оценку цены актива через год, то определите хотя бы интервал, внутри которого может находиться цена актива через год. Другими словами, вам предлагается создать множество возможных цен актива через год. Обозначим через х, Х2,...,х„ возможные цены вашего актива через год. Теперь нужно оценить вероятность, с которой можно ожидать реализации каждой из цен. Обозначим через

[Старт] [1] [2] [ 3 ] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89]