Окончание табл.3
| | | |
Капитализация тайваньского фондового рынка значительно не возрастет в течение следующего гсяа | | | 0,21 |
Темпы роста тайваньской экономики окажутся в следующем году ниже 7% | | | 0,25 |
Тай пей отнимет титул основного финансового центра у Гонконга к 2000 г. | | | 0,02 |
Правительство Тайваня в ближайшие пять лег эмитирует облигаций на сумму свыше 100 млн долл. | | | 0,43 |
процессы консолидации значительно сократят количество тайваньских фондовых компаний в ближайшие два года | | | 0,48 |
В течение ближайших двух лег будут сняты двусторонние ограничения по прямой торговле с Китаем | | | 0,62 |
Сторонники независимости Тайваня получат более 20% голосов на следующих выборах | | | 0,79 |
Среднее значение | | | 0,36 |
Как видно из табл. 3, результаты эксперимента 2 дублир5тот результаты эксперимента 1. Наблюдается значительная корреляция между желательностью события и вероятностью его реализации. Средняя корреляция составила 0,36. Беглое сравнение поведения американских и тайваньских инвесторов демонстрирует, что тайваньские инвесторы более подвержены отклонению желательности, чем их американские коллеги.
В то же время если мы исключим последние два вопроса из табл. 3, то всякие различия в оценках желательности и вероятностей между двумя группами респондентов пропадут. Значительно более высокая корреляция между вероятностью и желательностью наступления для событий «торговля с Китаем» и «независимость Тайваня» объясняется высокой степенью неопределенности, связанной с этими крайне политизированными собьггиями.
Подобный итог можно рассматривать в качестве подтверждения гипотезы МакГрегора о том, что чем выше важность события и связанная с ним неопределенность, тем более сильное отклонение желательности следует ожидать.
-гпава 7-
О НЕКОТОРЫХ НЕНОРМАЛЬНЫХ РЕАКЦИЯХ
Эвристика репрезентативности может порождать неоправданные, безосновательные иллюзии в головах финансистов. С некоторыми из таких иллюзий и их неприятными последствиями мы познакомимся в этой главе.
Хорошая компания-хорошие акции?
Подавляющее больщинство инвесторов систематически путает хорощие компании с хорошими акциями. Хорошая компания - это компания, которая демонстрирует высокие прибыли, быстрые темпы роста объема продаж и качественный менеджмент. Хорошая акция - это акция, которая поднимется в цене выше, чем все остальные акции. Но являются ли акции хорошей компании действительно хорошими?
Думаю, все согласятся с тем, что лишь очень немногие компании, которые сегодня выглядят хорошо (прибыли бьют вверх, объемы продаж растут), смогут удержаться на этом уровне и в будущем. Принятие же решения о покупке акций должно приниматься прежде всего на основе информации о том, как будет выглядеть компания-эмитент в будущем, а не о том, как она выглядит сейчас.
Похоже, большинство инвесторов не задумывается над такими вещами. Что же они делают? Пользуются стереотипом: хорошая компания - хорошая акция. Приобретают в свои инвестиционные портфели акции таких компаний, которые сегодня выглядят хорошо. Самое смешное, что активная покупка подобных акций приводит к тому, что их цена начинает быст-
Иными словами: поднимется ли в будущем цена акций компании, которая сейчас считается хорошей компанией?
Дословно - сверхреакция.
2 См.: DeBondt, W., Thaler, R. (1985) Does the Stock Market Overreact?/оигио/ of Finance, Vol. 40, pp. 793-808. Также см.: DeBondt, W., Thaler, R. (1987) Further Evidence on Investor Overreaction and Stock Market Seasonality. Journal of Finance, Vol. 42, pp. 557-581. DeBondt, W., Thaler, R. (1990) Do Security Analysts Oveneact? American Economic Review, Vol. 80, pp. 52-57.
Такие портфели были сформированы для каждого года за период исследования.
ро ИДТИ вверх. И некоторое время инвестору действительно кажется, что он не прогадал: раз цена идет вверх, значит, ему удалось купить хорошую акцию.
Но реальность есть реальность. Через некоторое время выясняется, что инвестор был чрезмерно оптимистично настроен относительно перспектив компании и цена акции резко падает. Это получило название эффект оверреакции [overreaction] на фондовом рынке. Пришло время познакомиться со свойствами этого эффекта.
Исследование ДеБондта и Талера
в 1985 г. была опубликована работа, благодаря которой в финансовую практику прочно вошел термин оверреакция.
ДеБондт и Талер, авторы этой работы, одними из первых обнаружили эффект оверреакции на фондовом рынке. Они взяли информацию о доходностях обыкновенных голосующих акций, обращавшихся на Нью-Йоркской фондовой бирже, за период с января 1926 г. по декабрь 1982 г. и определили акции-победители и акции-проигравшие.
Классификация акций на победителей и проигравших была произведена на основе их доходностей за последние три года. 10% акций, давших наилучшую доходность, были названы победителями, а 10% акций, давших наихудшую доходность, были названы проигравшими.
Из этих акций были сформированы два портфеля ценных бумаг: портфель проигравших и портфель выигравших акций-победителей. А затем ДеБондт и Талер посмотрели на кумулятивную доходность портфелей выигравших и проигравших акций в течение следующих 36 месяцев после того, как портфели были сформированы. Вы не поверите, что они обнаружили! Бывшие проигравшие стали победителями, и наоборот. Взгляните на график (рис. 9).