См.: Barber, В., Odean, Т. (2000) Trading Is Hazardous to Your Wealth: The Common Stock Investment Performance of Individual Investors./оигив/ of Finance, Vol. 55, pp. 773-806.
здесь достаточно велика, а значит, следует ограничивать количество подобных акций в своем портфеле.
Во-вторых, инвесторы-мужчины имели в среднем только четыре акции малоизвестных компаний в своем портфеле. У них никогда не было паев каких-нибудь инвестиционных компаний или паевых инвестиционных фондов, которые помогают быстро снижать несистематические риски портфеля. Другими словами, подавляющее больщинство часто торгующих мужчин становится жертвами эффекта недостаточной диверсификации [under-diversification]. Похоже, что и за этим стоит чрезмерная самоуверенность. Инвестор переоценил вероятность благоприятного исхода, считая, что он обладает такой информацией, которая позволяет ему не диверсифицировать свой портфель при помощи 7-12 аюдий, а ограничиться только четырьмя акциями. Почему? Так ведь инвестор уверен, что он не среднестатистический инвестор, а эксперт, и сумел отобрать именно те акции в портфель, которые наверняка дадут прибыль.
А теперь информация для размышления. Средняя оборачиваемость портфелей инвесторов, попавших в выборку Барбера и Одена, составляет более 75% в год. Вот так-то... Возможно, мы были несправедливы к мужчинам-инвесторам. Такой средний (подчеркиваем - среднийХ) показатель оборачиваемости портфеля достаточен для того, чтобы обвинить подавляющее большинство инвесторов в чрезмерной торговле.
Мы вспоминаем об иллюзии контроля
Помните иллюзию контроля? Это одна из важнейших причин появления чрезмерной самоуверенности. Заключается она в том, что подавляющее большинство людей на практике не в состоянии четко дифференцировать игры, успех в которых основан на способностях игроков, от игр, успех в которых зависит от чистого случая. Какие же факторы помогают возникновению у людей иллюзии контроля? Подавляющее большинство исследователей сходятся во мнении, что в первую очередь к таким факторам следует отнести:
- степень вовлеченности индивидуума в игру;
- иллюзию информированности относительно правил игры.
Поясним суть каждого фактора.
Чем выше степень вовлеченности индивидуума в игру (возможность нажать на кнопку, пожать кому-нибудь руку и заглянуть в глаза, подписка на аналитический журнал, подключение к информационной системе и т. д. и т. п.), тем скорее у него появляется ощущение, что он контролирует (хотя бы отчасти) исход этой игры.
Чем выше информированность индивидуума об игре (ее правилах, условиях отбора игроков, о качестве самих игроков), тем сильнее он ощущает, что может предсказывать исход игры, а значит, и контролировать его.
Вы уже начинаете догадываться, к чему я веду? Интернет!
Мне этот Интернет никогда не нравился. А вам?
Что более всего способствует чрезмерной самоуверенности человека? Без всякого сомнения, иллюзия контроля. А что оказывает наибольшее влияние на иллюзию контроля? Без всякого сомнения, степень вовлеченности индивидуума в игру и степень его информированности относительно игры.
А теперь подумаем, насколько увеличивает иллюзию контроля у инвесторов возможность торговать и получать информацию при помощи Интернета. Сначала о том, как подавляющее большинство людей воспринимает информацию Интернета.
Возьмем, к примеру, среднестатистического человека. У него нет специального образования в области финансов и инвестиционного бизнеса, но есть некоторый объем временно свободных денежных средств, которые он с удовольствием разместил бы на фондовом рынке под хорошую ставку процента. Друзья (такие же «специалисты» в инвестиционном бизнесе, как и он сам) давно советуют войти в эту игру.
С середины 1990-х гг. подавляющее большинство людей такого типа в надежде разжиться ценной информацией относительного того, куда же они могут вложить свои деньги, бросается в Интернет. Миллионы гигабайтов информации обрушиваются на нашего неподготовленного человека: статистические ряды данных, содержащие информацию о прошлых значениях цен и доходностях, новостные группы, советы различных гуру, обучающая литература, финансовая отчетность компаний, инвестиционные форумы, где разные горе-специалисты советуют, как более эффективно можно потерять свои деньги, и т. д. По мере ознакомления с информацией ему начинает казаться, что он знает, как делаются дела в этом бизнесе. Но так ли это?
См.: Dewally, М. (2003) Internet Investment Advice: Investing With a Rock of Sah. Financial Analysts Journal, Vol. 59, pp. 65-77.
2 См.: Barber, В., Odean, T. (1999) Online Investors: Do the Slow Die First? University of California at Davis working paper.
Ведь здесь человек упускает из рассмотрения два момента. Первый - это то, что у него нет профессиональных навыков для оценки большей части информации на сайтах в Интернете. Второй - это то, что большая часть информации в Интернете может не иметь никакой практической значимости.
Кто сказал, что советы или расчеты, которые представлены на данном сайте, практически значимы? Кто сказал, что если приобретаешь готовую аналитику или подписываешься на еженедельный аналитический обзор, то имеешь дело с высококачественным продуктом?
Как показывает практика, большинство материалов аналитических служб и инвестиционных форумов не всегда вызывает доверие. Однако многие непрофессиональные инвесторы так не думают.
Пожалуй, им стоит ознакомиться с результатами недавно проведенного эмпирического исследования, посвященного выяснению практической значимости двух информационных новостных групп. Обе новостные группы занимались вьщачей рекомендаций на покупку и продажу обыкновенных голосующих акций. И знаете, что и как они рекомендовали?
Во-первых, рекомендации на покупку или продажу получали только такие акции, которые за последнее время были или чемпионами (их цена значительно возросла), или проигравшими (их цена значительно упала). Это уже подозрительно.
Во-вторых, оказалось, что рекомендованные для покупки акции в среднем давали примерно среднерыночную доходность.
Другими словами, следуя этим рекомендациям, вы достигли бы того же результата, что и при абсолютно случайном инвестировании. Отсюда ясно, насколько «качественно» Интернет повьплает информированность непрофессиональных инвесторов.
Теперь посмотрим, как Интернет повышает вовлеченность индивидуума в нашу игру. Начиная с конца 1996 г. многие инвесторы получили возможность проводить операции по покупке и продаже различных активов в режиме реального времени через Интернет. Нет сомнения, что личная вовлеченность (пользователь сам жмет на кнопку!) может повысить иллюзию контроля. Поэтому сразу перейдем к еще одному эмпирическому исследованию Барбера и Одена.