Природные ресурсы мира
Одной из центральных проблем, изучаемых современной йаукой, является проблема обеспечения населения земного шара и отдельных стран необходимыми природными ресурсами в настоящее время, в ближайшей и отдаленной перспективе. Эта проблема приобретает особую актуальность по мере роста дефицита и истощения многих видов природного сырья. В ряде регионов планеты обозначились энергетические, продовольственные, сырьевые кризисные ситуации.
Анализом и оценкой природных ресурсов давно и плодотворно занимается географическая наука. Этим вопросам уделяется большое внимание и при подготовке специалистов-географов.
Курс "Природные ресурсы мира" входит составной частью в один из основных предметов, в различных объемах читаемых на географических и экономических факультетах университетов и на естественно-географических факультетах педагогических институтов,- "Физическую географию материков и океанов". В ряде университетов страны "Природные ресурсы мира "включены в качестве самостоятельной дисциплины в учебные О/таны и читаются на географических факультетах.
Проблема оценки природно-ресурсного потенциала, его размещения и хозяйственного освоения настолько сложна и многогранна, что в рамках одного учебного курса осветить ее полностью не представляется возможным. В предлагаемом учебном пособии эти вопросы ограничиваются рассмотрением глобальных и крупнорегиональных (материковых) закономерностей формирования и пространственного распределения основных видов природных ресурсов (минеральных, водных, земельных и др.), определением объемов их возможного и современного хозяйственного изъятия и выявлением наиболее очевидных последствий их освоения, возникающих в природной среде. Таким образом, курс "Природные ресурсы мира" посвящен главным образом физико-географическим аспектам исозедования природно-ресурсного потенциала суши земного шара.
Настоящее учебное пособие представляет собой результат многолетнего чтения лекций по данной дисциплине на географическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Первая часть пособия содержит глобальный обзор важнейших природных ресурсов планеты и региональные обзоры материков северного полушария; вторая часть будет посвящена обзорам природных
ресурсов материков южного полушария и Мирового океана.
Рассмотрение природных ресурсов территории бывшего СССР содержится в специальных курсах, и поэтому в данном учебном пособии эта территория не рассматривается. Однако при анализе глобальных закономерностей формирования и освоения природных ресурсов (раздел "Мировой обзор") территория бьгешего СССР включается в качестве самостоятельного макрорегиона в соответствии с теми подразделениями, которые были приняты в официальных международных справочных изданиях (РАО production yearbook, World resources) до 1991 года и на которые в тексте учебного пособия даются ссылки.
Разделы "Введение", "Мировой обзор", "Европа" написаны Э.П. Романовой, раздел "Азия" - Л. И. Кураковой. Главы 1, 2 и 5 раздела "Северная Америка" - Ю. Г. Ермаковым, главы 3 и 4 -Т. И. Кондратьевой, глава 6 - Т. И. Кондратьевой и Ю. Г. Ермаковым.
Авторы
Современный этап развития мирового хозяйства отличается всевозрастающими масштабами потребления природных ресурсов, резким усложнением процесса взаимодействия природы и общества, интенсификацией и расширением сферы проявления специфических природно-антропогенных процессов, возникающих вследствие техногенного воздействия на природу. В этой связи большое значение приобретает изучение природно-ресурсного потенциала мира в целом, отдельных материков и стран, анализ систем их хозяйственного использования, сложившихся в различных социально-экономических структурах современного мирового сообщества, разработка представлений о рациональном и оптимальном освоении природных богатств. Недоучет или игнорирование принципов научно обоснованного природопользования приводит к многочисленным кризисным явлениям в природе и хозяйстве, столь характерным для многих регионов мира.
Изучение природных ресурсов, т. е. природных богатств, которыми пользуется человек в процессе жизнедеятельности, практически зародилось в самом начале становления географии как науки. В трудах крупнейших ученых-географов и естествоиспытателей прошлого века - Н. М. Пржевальского, П. П. Семенова-Тян-Шанского, Ал. Гумбольдта и их последователей - А. И. Воейкова, В. И. Вернадского, В. В. Докучаева, Л. С. Берга и др.- содержатся ценные сведения о хозяйственном освоении природы в разных регионах и странах и у различных народов. Исследованию природных ресурсов, их оценке и проблемам их современного освоения посвящены многочисленные работы советских ученых - Д. А. Арманда, А. А. Минца, И. В. Комара, В. А. Николаева, Ю. Г. Саушкина, А. М. Рябчикова, А. Н. Ракитнико-ва, К. В. Зворыкина, Ю. Д. Дмитревского, А. Г. Исаченко, В. С. Преображенского, Л. И. Мухиной, Г. В. Сдасюк, М. И. Львовича, Н. А. Быховера, В. А. Ковды, И. П. Герасимова, Б. Г. Розанова, В. П. Ру-денко и др., а также зарубежных специалистов - Дж. Ф. Уайта, М. Кассаса, Т. В. Холдгейта, Г. Хаазе, И. Пападакиса, Дж. П. Лэнли, Р. Перссона, П. Бюринха, Э.П. Экхольма, К. Е. Келлога, И. Сабольча и многих других.
Анализ природных ресурсов и разработка представлений об их рациональном использовании предполагает последовательное выполнение следующих этапов научных изысканий: 1) изучение отдельных видов природных ресурсов в исследуемом регионе, их качественный и количественный учет (инвентаризация) на основе новейших методов Оценки; картографирование выявленных природных ресурсов; 2) установление природно-ресурсного потенциала (ПРП) территории, т. е. совокупность естественных ресурсов, выступающих в качестве средств производства или предметов потребления в границах природно-терри-ториальных комплексов (ландшафтов) (ПТК); 3) экономическая оценка природно-ресурсного потенциала ПТК или ландшафтов; 4) ус-
тановление приоритетных направлений в хозяйственном освоении ПРП территории; разработка схемы наиболее рационального освоения ПРП, т. е. эффективного в экономическом отношении и при этом экологически безопасного, исключающего развитие негативных природ-но-антропогенных процессов и деградацию природной среды; 5) организация охраны отдельных природных объектов и мероприятий по восстановлению и расширенному воспроизводству природных ресурсов. Таким образом круг задач, стоящих перед исследователями, весьма сложный и обширный. Для своего решения эти задачи требуют участия специалистов различного профиля - физико- и экономико-географов, экономистов и др. Так, физико-географические исследования необходимы на первом, втором, частично - на четвертом и пятом этапах исследования, экономико-географические - на третьем, частично - на четвертом и пятом. Полноценное, научно обоснованное решение проблемы рационального использования природно-ресурсного потенциала территории возможно лишь на основе комплексных - физико- и экономико-географических - работ. Ни один из перечисленных выше этапов исследований не может быть исключен из общей схемы.
В данном учебном пособии рассматриваются только физико-географические подходы и оценки природных ресурсов материков и суши земного шара в целом, а также основные последствия, возникающие в природной среде при современном освоении природно-ресурсного потенциала.
ПОНЯТИЕ "ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ"
"Природные ресурсы" - одно из наиболее часто употребляемых в литературе понятий. В Краткой географической энциклопедии под таким термином обозначаются "...элементы природы, используемые в хозяйстве, являющиеся средствами существования человеческого общества: почвенный покров, полезные дикие растения, животные, полезные ископаемые, вода (для водоснабжения, орошения, промышленности, энергетики, транспорта), благоприятные климатические условия (главным образом, тепло и влага осадков), энергия ветра" (т. 3, с. 299).
Более общим является определение, данное А. А. Минцем (1972, с. 27): "естественные ресурсы... тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальной деятельности".
Природные ресурсы - пространственно-временная категория; их объем разный в различных районах земного шара и на разных стадиях социально-экономического развития общества. Тела и явления природы выступают в качестве определенного ресурса в том случае.
если в них возникает потребность. Но потребности, в свою очередь, появляются и расширяются по мере развития технических возможностей освоения природных богатств. Например, нефть была известна как горючее вещество еще за 600 лет до н. э., но в качестве топливного сырья в промышленных масштабах ее начали разрабатывать лишь с 60-х годов XIX столетия. Именно с этих пор нефть превратилась в реально доступный для использования энергетический ресурс, значение которого неуклонно возрастало. Однако до второй половины XX в. нефть, залегающая в донных отложениях шельфа Мирового океана, не рассматривалась в качестве ресурса, так как состояние техники извлечения нефти делало невозможной ее добычу на шельфе. Лишь в 1940-х годах впервые на акваториях (озеро Маракайбо в Венесуэле, Каспийское море в СССР) нефть начала разрабатываться в промышленных масштабах, и нефтяные залежи мелководных зон морей и океанов приобрели ресурсное значение.
В первобытно-общинном обществе потребности человека и его возможности освоения природных богатств были весьма скромными и ограничивались охотой на диких животных, рыбной ловлей, собирательством. Затем возникло земледелие и скотоводство, и, соответственно, в состав природных ресурсов были включены почвенный покров и растительность, служившая кормовой базой для выпасаемого скота. В лесах добывалась древесина для строительства жилищ и для получения дров, постепенно началось освоение полезных ископаемых (угля, руд, строительных материалов), человек научился осваивать энергию ветра и падающей воды. По мере развития производства расширялся не только объем осваиваемых естественных ресурсов, но в хозяйственный оборот вовлекались и новые площади девственной природы.
Территориальное расширение сферы хозяйственной деятельности человеческого общества и вовлечение в материальное производство новых видов природных ресурсов вызывало в природе разнообразные изменения, своего рода ответные реакции в виде различных природ-но-антропогенных процессов. В докапиталистических общественных формациях эти процессы и изменения не носили повсеместного характера и концентрировались в отдельных регионах - очагах мировой цивилизации (Среднеземноморье, Месопотамия и Ближний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия). И хотя во все времена освоение природных ресурсов человеком носило чисто потребительский, а подчас и откровенно хищнический характер, оно редко приводило к серьезным широкомасштабным экологическим катастрофам. Интенсивность освоения естественных ресурсов и объем природных богатств, вовлекаемых в хозяйственную деятельность, стали резко возрастать в эпоху возникновения и развития капиталистического общественного уклада. Применение машинной техники сопровождалось значительным увеличением объемов извлекаемого сырья (древесины, полезных ископаемых, сельскохозяйственной продукции и т. д). Одновременно шло ос-