соба «развеять» эту неясность пока не существует. Именно в этом смысле и говорится о пространственно-временной неопределенности графических конфигураций.
Свойство пространственно-временной неопределенности цикла Эллиотта означает что не существует способа выяснить, какая из известных и наиболее вероятных пропорций в соотношении между волнами цикла реализуется в заданный период.
Итак, вы уже щагнули в мир Эллиотта, и, чтобы начать в нем осваиваться, попробуйте сделать следующее упражнение.
Упражнение 1
На графиках 3,4и6 (см. Приложение), оцените разметку «пяти-волновок», максимально умещающихся в заданном масштабе.
Прежде чем углубиться в детали технического анализа по волновому принципу, остановимся на объяснении, которое дал Эллиотт движущим силам рынка.
ГЛАВА 4
ПСИХОЛОГИЯ ДВИЖУЩИХ СИЛ
Трейдер окажется в толпе себе подоб-HbLX, даже если будет отслеживать поведение рынка из тюремной камеры-одиночки.
«ТОЛПА» И РЫНОК
«Толпа», которая движет рынком, сама не знает, когда, куда и насколько серьезно она будет это делать.
О парадоксе «психологии масс»
Поскольку рынок - результат социально-экономической активности человека, естественно, что именно они является движущей силой происходящих на рынке изменений.
Однако возникают странные вещи. Ведь человек - существо разумное. А вот поведение рынка редко когда поддается серьезно обоснованным рациональным объяснениям*.
Эллиоттинцы настаивают на том, что все макроэкономические объяснения поведения финансово-биржевых рынков являются не более чем надуманной рационализацией, схожей с тем, как первобытный человек объяснял непоиятные ему естественные явления природы. Как правило, при ближайшем рассмотрении, эти, так называемые экономические, «экспертные оценки» и интерпретации поведения тех или иных движений рынка не выдерживают ни логической, ни эмпирической проверки. Примечательный и обширный материал на данную тему с детальным анализом многочисленных образцов подобной «макроэкономической рационализации» представлен, например, в разделе «Проблемы традиционных подходов к объяснению поведения финансовых рынков» известной книги Роберта Пректера (The Wave Principle of Human Behavior and the New Science of Socionomics. P. 351-387).
В нашем контексте рассмотрения движущих сил рынка не имеют особого значения тонкие академические различия между такими явлениями социальной психологии, как поведение группы, толпы или массы людей.
А.С. Pigou. Industrial Fluctuations, 1927.
В этой связи нельзя не вспомнить хорошо известное утверждение Канта о том, что в мире есть только две настоящие тайны - бездонное небо над нами и моральные устои внутри нас.
Видимо, по этой причине индивидуальное и коллективное взаимодействие человека с природной и социальной средой обитания невозможно описать простыми формулами (например, «бытие определяет сознание»). Каждая из сторон - участников этого процесса имеет какие-то свои «тайны», которые дают о себе знать, проявляясь в тех или иных парадоксах, связанных с «психологией масс».
Вот один из них; в «массовом» (социальном, групповом и т.д.) человеческом поведении* нередко возникают тенденции, которые не только не соответствуют естественным ожиданиям, вытекающим из каких-то определенных событий материальной и духовной жизни, а наоборот, развиваются «в пику» реальности.
Внезапные изменения в поведении и предпочтениях «народа», не имеющие, казалось бы, какой-либо причинной связи с текущим бытием, - один из парадоксов «психологии толпы».
Существуют разные модели, объясняющие поведение рынка: от «океанских приливов и отливов» биржевика Доу до «маятника оптимизма-пессимизма» английского экономиста Пигу (Pigou)**.
Однако все эти теории не могут объяснить, почему, скажем, изменения направления движения цен (не говоря уже об их диапазоне) в большинстве случаев и для подавляющего большинства участников нередко становятся полной неожиданностью.
Именно это обстоятельство и заинтересовало Эллиотта. В рамках волнового принципа он попытался вскрыть причинно-следственные связи между «настроениями масс», с одной стороны, и экономическими реалиями, с другой.
Эллиотт не просто стал рассматривать «психологию толпы» как главенствующий фактор, ответственный за колебания рыночной конъюнктуры, а попытался объяснить объективно-закономерный характер этих процессов, который не зависит от воли и сознания людей.