Актуальность проблемы минерально-сырьевой базы страны обосновывать не приходится. Фундаментальное ее значение не только для сегодняшней экономики, по и для будущего страны широко известно. В условиях перехода к рыночной экономике и распада СССР минерально-сырьевой комплекс оказался наиболее устойчивым и востребованным, но одновременно законодательно незащищённым от некомпетентного, часто небескорыстного, распорядительства при приватизации и управлении. Более чем 10-летний период с начала экономических преобразований - достаточный срок, чтобы проявились определённые тенденции в использовании имеющихся минеральных ресурсов, чтобы определилась стратегия государства в этой валшейшей и в экономическом, и социальном, и политическом отношении области.
Первые годы новых политических и экономических условий ввергли страну в глубокий кризис. Запас минеральных ресурсов, созданный в основном в 50-х - 80-х годах прошлого столетия, и, прелсде всего топливно-энергетических, высоколиквидных, позволил пройти период шоковой капитализации страны. Последние годы принесли определённую стабилизацию в экономике, имеются некоторые позитивные изменения, но базируются они, в основном, на интенсификации экспорта минерального сырья и продуктов его первичной переработки и не подкрепляются приоритетом увеличения минерально-сырьевой базы страны в состоянии, отвечающем решению перспективных задач государства.
Объективно, приватизация подавляющего количества рентабельных запасов и отказ государства от участия в геологоразведочных работах, в создании новых ресурсов минерального сырья, ведёт к размыванию самого понятия «минерально-сырьевой базы (МСБ) страны». Частные компании и акционерные общества, далее при определённом участии государства, в лучшем случае осуществляют доразведку эксплуатируемых месторождений и прилегающих к ним лицензированных площадей. МСБ страны превращается в сумму имеющихся запасов (с частью полученных по лицензиям, и не осваиваемым) разобщённых многочисленных недропользователей, не интересующихся долгосрочной перспективой, дефицитными видами сырья, включая стратегические ресурсы.
Вызывают тревогу проблемы эффективности использования минерально-сырьевого потенциала страны. В самом общем виде они выражаются в соотношении экспорта и внутреннего потребления определённых видов сырья, а также в эффективности внутреннего потребления. Наиболее яркий и значимый показатель в этом отношении - эффективность энергопотребления. Сейчас мы тратим около 6 тонн условного топлива на одного человека, а создаём ВВП на 2 тысячи долларов США. Для США эти показатели: 11 тонн и 26 тысяч долларов США, для ФРГ, Франции и др.: 4 - 6 тонн и 30 - 35 тысяч долларов США, а Япония 40 тысяч долларов США, соответственно. Эти цифры не нулсно комментировать. Они отралсают наше экономическое положение.
Проблем, связанных с минерально-сырьевыми ресурсами России и их использованием, много. Некоторые из них рассматриваются в предлагаемой работе. Главным образом это те, которые непосредственно относятся к состоянию сырьевой базы, использованию и перспективам развития. В монографии дана оценка всей минерально-сырьевой базы, с некоторыми ограничениями лишь в части неметаллических полезных
ископаемых. Для представляемой работы характерен сравнительный анализ состояния этой проблемы в России с мировыми тенденциями.
В Заключении даны рекомендации по оптимизации качественных и количественных характеристик МСБ, по направлениям государственных структур для развития и эффективного использования минерально-сырьевых ресурсов страны. Указывается на неизбежность технологического перевооружения геологоразведочных работ на всех стадиях выявления и освоения, как топливно-энергетического, так и металлургического сырья.
Думаю, по-разному будут восприняты общие оценки и рекомендации по решению проблем минерально-сырьевых ресурсов России, но приведенная авторами обширная информация по реальному состоянию дел в рассматриваемой важнейшей области экономической и политической жизни страны имеет самостоятельное значение в качестве основы для прогностических выводов по развитию экономики России.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Социально-экономический и научно-технический прогресс мировой цивилизации сопровождается неуклонным ростом использования минерально-сырьевых ресурсов, хотя и неравномерным в различных странах по масштабу и во времени. Состояние экономики сильного государства, уровень жизни населения и темпы развития определяются количеством и эффективностью использования энергетических, рудных и других видов минерального сырья. Группой индустриально развитых стран, суммарно потребляется добываемых различных видов полезных ископаемых от 50% до 80-90%, а численность их населения составляет 16-17% от общей на планете.
Мощной геологической службой и геологической наукой в стране была создана крупнейшая минерально-сырьевая база (МСБ) - материальная и энергетическая основа развития индустриальной экономики, укрепления геополитической независимости и государственной безопасности. Достаточно, для примера, указать, что в СССР за период 1950-1990Г.Г., который по праву называют золотым веком в развитии геолого-разведочной отрасли и в создании минерально-сырьевой базы, добыча нефти в мире увеличилась в 6, а в СССР в 15 раз (в СССР - с 38 млн.т до более 600 млн.т), газа - соответственно в 13 и 140 раз (5.8 и 815 млрд.м), угля - в 2 и 2.15 раз (205 и 444 млн.т), железных руд в 3.6 и 6 раз (39.6 и 240 млн.т). Значительно возрос выпуск цветных, редких и благородных металлов, минеральных удобрений и др. Соответственно быстрыми темпами шел рост внутреннего потребления энергии и всех видов минерального сырья.
С распадом СССР и началом вхождения России в рыночную экономику положение изменилось коренным образом.
Экономический кризис 90-х годов ушедшего столетия проявился в резком падении промышленного и аграрного производства, в значительном снижении внутреннего потребления всех видов сырья. Минерально-сырьевой комплекс страны оказался востребованным, главным образом, в связи с возможностями экспорта высоколиквидного сырья и выполнения роли относительно устойчивого производителя ВВП, поставщика основной части валютных доходов, базовых для бюджета страны. В том, что страна все таки прошла путь наиболее тяжелых экономических потрясений и издержек аномальной приватизации в сферах топливно-энергетического и горно-металлургического производства, основное значение имел тот минералыю-сырьевой потенциал, который был создан в советский период и в более раннее время.
Для понимания сегодняшнего состояния минерально-сырьевой базы страны и ее перспективной оценки необходимо рассмотреть основные моменты истории ее развития, тесно увязывающиеся с общей историей развития государства. В становлении и развитии Российского государства эта взаимосвязь усматривается изначально и по настоящее время. Но целенаправленно минерально-сырьевая база страны, как важнейшее государственное достояние, начала создаваться лишь с конца XVII века - начала XVIII века. Известным указом (1700 г.) Петра 1 об образовании Приказа рудокопных дел были определены государственные начала в организации поисков, добычи и в учете запасов полезных ископаемых. История горного дела в стране имеет более глубокие корни, еще в Древней Руси и Московском княжестве, но необходимость создания крупного горно-рудного