назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [ 29 ] [30] [31] [32] [33] [34]


29

Валютный коридор внес важный элемент стабильности в функционирование валютных рынков, что практически устранило спекуляцию на валютном курсе рубля, уменьшило импортируемую инфляцию, поскольку постоянное понижение курса рубля - важный дополнительный фактор усиления инфляционного процесса в стране. Стабилизация валютного курса рубля способствовала повышению благосостояния широких слоев населения, текушие доходы которых в долларовом выражении в эти годы повысились.

На укреплении валютного курса рубля сказался и отказ Правительства РФ от прямой эмиссии денежных знаков на покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит в 1995-1997 гг., как отмечалось ранее, стал финансироваться исключительно путем выпуска государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ и др.) и через получение внешних кредитов международных валютно-финансовых организаций.

Усилилась регулирующая роль государства на валютном рынке. Об этом свидетельствуют проведение ЦБ валютных интервенций на ММВБ и Санкт-Петербургской бирже, принятие в 1994г. инструкций по валютному экспортному и в 1996 г. по валютному импортному контролю.

В 1995 г. валютные резервы ЦБ существенно возросли и составили 12-13 млрд долл. США.

С 1 января 1996 г. по 1 июля 1996 г. был установлен валютный коридор в рамках 4550-5150 руб. за 1 долл. США. Следует отметить, что отклонения валютного курса от центрального в 4850 руб. за 1 долл. США сузились.

В мае 1996 г. российский валютный рынок вступил в новый этап развития. Правительством РФ и ЦБ был изменен механизм курсообразования. С 17 мая 1996 г. ЦБ в 10 часов московского времени каждого рабочего банковского дня объявлял ежедневные курсы покупки и продажи долларов США по своим операциям на межбанковском и биржевом валютном рынках. На основе этих курсов ЦБ осуществлял валютно-обменные операции с банками - ведущими участниками межбанковского валютного рынка.

Официальный курс рубля к доллару США устанавливался ЦБ ежедневно как средний курс между объявленными курсами покупки и продажи ЦБ.

Правительство РФ и ЦБ ограничивали колебания текущего обменного курса рубля на биржевом и межбанковском валютном рынках установленными пределами, которые изме-

нялись до 5000 и 5600 руб. за 1 долл. США на 1 июля 1997 г. и до 5500 и 6100 руб. за 1 долл. США на 31 декабря 1997 г., а затем (с 17 августа 1998 г.) с 6 до 9,5 деноминированных рублей за 1 долл. США.

Однако кризис на мировых финансовых рынках, развившийся с октября 1997 г. и 1998 г., резкое снижение мировых цен на нефть, крупный недобор налогов в России, утечка валютных средств за рубеж, падение курсов российских ценных бумаг, возникновение отрицательного сальдо платежного баланса по текущим операциям и в результате - значительное снижение золотовалютных резервов страны - вызвали тяжелейший финансовый кризис в России в августе 1998-го.

Он проявился в крупной девальвации рубля и вспышке инфляции, параличе банковской системы, банкротстве сотен коммерческих банков, нарушении механизма банковских расчетов, крушении фондового рынка и надежд на валютную стабильность. Государство отказалось платить по своим обязательствам перед внешними и внутренними кредиторами, что означало его фактическое банкротство.

Кризис показал тщетность попыток добиться сколько-нибудь серьезной валютно-финансовой стабильности с помощью паллиативных (временных) мер государственной политики без глубоких рыночных преобразований экономики.

Финансовый кризис оказал резко негативное влияние на положение России в мировой финансовой сфере. Одновременно девальвация рубля в результате кризиса 17 августа 1998 г. укрепила конкурентоспособность России и вместе с повышением мировых цен на нефть дает надежду на выход России в ближайшие годы из тяжелой долговой ямы, особенно по внешним долгам.

Финансовый кризис 1998 г. изменил процедуру установления биржевого курса рубля.

С сентября 1998 г. валютный коридор бьш упразднен и курс рубля стал полностью плавающим, меняющимся в соответствии со спросом и предложением валюты. ЦБ России вследствие снижения золотовалютных резервов прекратил интервенционные операции, что повлекло за собой значительное снижение валютного курса рубля. ЦБ лишь сглаживает резкие скачки валютного курса.

Для укрепления валютного положения России необходимы:

1) преодоление экономического кризиса;

2) обеспечение экономического роста на основе увеличения инвестиций в производственную сферу;

16 Финансы. Денежное обращение. Кредит



3) ликвидацрм бюджетного дефицита;

4) улучшение состояния платежного баланса;

5) контроль за ростом внутреннего и внешнего госдолга.

21.3. Платежный баланс

Платежный баланс - это соотношение платежей, произведенных страной за границей, и поступлений, полученных ею из-за границы, за определенный период времени (месяц, квартал, год).

Общий платежный баланс страны образуют платежный баланс по текущим операциям, баланс движения капиталов и кредитов, а также движение золотых и валютных резервов. Общий платежный баланс страны всегда сбалансирован, т.е. его активные и пассивные операции составляют одинаковую величину.

Различают платежный баланс по текущим операциям, баланс движения капиталов и кредитов и балансирующие статьи.

Элементы платежного баланса. Важнейшая составная часть платежного баланса по текущим операциям - торговый баланс, отражающий соотношение стоимости экспорта и импорта товаров за соответствующий период. В платежный баланс по текущим операциям включаются также платежи и поступления по страхованию, комиссионным операциям, туризму, проценты и дивиденды по капиталовложениям, платежи по лицензиям за использование изобретений. В платежном балансе отражаются также военные расходы страны за рубежом.

Баланс движения капиталов и кредитов отражает платежи и поступления по экспорту-импорту государственного и частного долгосрочного и краткосрочного капиталов. Сюда входят прямые и портфельные инвестиции, вклады в банках, коммерческие кредиты, специальные финансовые операции и др.

Как отмечалось, состояние платежного баланса по текущим операциям оказывает непосредственное воздействие на валютный курс страны. При хронически пассивном платежном балансе курс валюты падает, при активном - повышается. Следует иметь в виду, что для динамики валютного курса основное значение имеет сальдо платежного баланса по текущим операциям не между двумя странами, а общее сальдо этого баланса по отношению ко всем странам, участвующим в международных расчетах страны.

Важным элементом платежного баланса являются балансирующие статьи, к которым относятся государственные золото-

валютные резервы, внешние государственные займы, кредиты международных валютно-финансовых организаций.

От платежного баланса следует отличать расчетный баланс, который представляет требования и обязательства страны по отношению к зарубежным странам. В эти требования и обязательства включаются государственные (золотовалютные и прочие) и частные активы, прямые инвестиции, полученные и предоставленные кредиты, обязательства финансовых и нефинансовых корпораций. В отличие от платежного баланса в расчетный баланс входят все требования и обязательства по отношению к другим странам, по которым не произведены платежи.

В СССР основным документом в области внешних платежно-расчетных отношений бьш Сводный валютный план (платежный баланс СССР), составлявшийся Министерством финансов СССР и Госпланом СССР на основе валютных планов министерств и ведомств и представлявшийся на рассмотрение и утверждение правительства. После одобрения правительством и утверждения сессией Верховного Совета СССР плана экономического и социального развития страны он становился законом. Сводный валютный план включал постутшения средств в страну и все платежи иностранным государствам. Он состоял из пяти разделов: торговые операции; услуги; неторговые операции; кредиты и имущества; безвозмездная помощь иностранным государствам.

Показатели сводного валютного плана составлялись в двух категориях валют: в свободно конвертируемых валютах и замкнутых валютах зарубежных стран.

Платежный баланс Российской Федерации впервые бьш составлен за 1992 г. по методологии Международного валютного фонда. Основным источником валютных поступлений России является экспорт товаров. Основные торговые партнеры России из стран дальнего зарубежья - ФРГ, Финляндия, США, Великобритания, Италия и Китай. В ближнем зарубежье первые места по показателю внешнеторгового оборота занимают Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан и Молдова. В целом на эти страны приходится более 90% оборота России со странами СНГ.

Структура экспорта России за последние годы не претерпела существенных изменений. По-прежнему в российских товарных поставках за рубеж превалируют сырая нефть, нефтепродукты, природный газ, а также древесина, продукция целлюлозно-6\маАШ)п и химической промышленности.



Основными статьями импорта являются импорт машин и оборудования, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья.

Следует отметить, что обшее сальдо платежного баланса России за указанные годы отрицательное; происходит значительная утечка капитала, оседающего на счетах западных банков. Правда, возрастали прямые иностранные инвестиции в Россию. Нерезиденты вкладывали средства в финансовый сектор, предприятия топливно-энергетического сектора - в отрасли, обеспечивающие быструю окупаемость (пищевую промышленность, общественное питание и торговлю).

Значительная часть средств нерезидентами была помещена в государственные ценные бумаги - ГКО-ОФЗ (3,1 млрд долл. США). Помимо ГКО-ОФЗ Правительство РФ эмитировало в первом квартале 1998 г. семилетний еврооблигаци-онный заем в немецких марках на сумму 1,25 млрд немецких марок из расчета 9,375% годовых. Однако в 1998 г. иностранные нерезиденты в условиях все обостряющегося валютного кризиса осуществляли возврат своих средств, что отрицательно сказалось на платежном балансе.

В целом платежный баланс России является дефицитным. Де; фицит платежного баланса финансируется за счет переноса платежей по обслуживанию официального внешнего долга, использования новых внутренних и внешних займов органами государственного управления.

21.4. Проблемы внешней задолженности России

Российская Федерация - правопреемница СССР по его зарубежным активам и пассивам. СССР привлекал среднесрочный и долгосрочный иностранный капитал преимущественно в форме экспортных кредитов и банковских ссуд. В настоящее время основными кредиторами России стали международные финансовые организации, которые при предоставлении кредитов требуют проведения стабилизационной программы, прежде всего сокращения бюджетного дефицита и инфляции.

Россия является должником и одновременно кредитором. Российская Федерация взяла на себя все обязательства по обслуживанию внешних долгов СССР в обмен на право владения всеми активами, в частности, право получения долгов с додж-

НИКОВ СССР. Однако советскими должниками являются, как правило, беднейшие страны, которые требуют списания основной части долга (до 80%).

С другой стороны, внешняя задолженность собственно России за годы реформ значительно возросла. Если в 1985 г. она составляла 28,3 млрд долл., то в 1990 г. увеличилась до 59,8 млрд долл., в 1993 г. - до 80 млрд долл., а по состоянию на конец 1999 г. превысила 150 млрд долл., из которых долг СССР - 95 млрд долл. и долг РФ, накопленный после 1991 г., - 55 млрд долл.

По оценкам экспертов Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Российская Федерация занимает шестое место в мире по размерам внешней задолженности после Бразилии, Мексики, Китая, Индии и Индонезии.

Россия в период с 1991 по 1998 г. получила кредиты от МВФ в размере более 13,6 млрд долл., от МБРР - 5,6 млрд долл., от Европейского банка реконструкции и развития и от стран ОЭСР под гарантии их правительств - более 22 млрд долл. США.

Внешний долг России подразделяется на

1) задолженность России по отнощению к иностранным правительствам и долговые обязательства, гарантированные правительствами зарубежных стран;

2) внешний долг иностранным коммерческим банкам. Долговые обязательства России иностранным банкам являются объектом свободной купли-продажи на мировом международном рынке;

3) задолженность внешнеторговых объединений по централизованным импортным поставкам, образовавшуюся до 1991 г. В соответствии с Постановлением Совета Министров России такая задолженность оформляется в виде векселей, гарантированных Правительством РФ.

СССР имел репутацию надежного должника, и задолженность погашалась строго по фафику. В 1992 г. фафик перестал соблюдаться. Россия должна была вьщелить на обслуживание внешнего долга 19,5 млрд долл., а реально платежи составили 2,6 млрд. долл. Такая же ситуация повторилась в 1993-м, 1994-м и 1995 гг.

Переговоры по урегулированию официальной задолженности Россия проводит в рамках Парижского и Лондонского клубов.

Парижский Kjiy6 - это фуппа главных государств-кредиторов мира. Если какая-либо страна-должник, испытывающая трудности в сбалансировании платежного баланса, начинает проводить

На таких рынках котируются долговые обязательства многих развивающихся государств и стран бывшего социалистического содружества.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [ 29 ] [30] [31] [32] [33] [34]