назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [ 16 ] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34]


16

дарств с развитой рыночной экономикой. Отечественные банки предоставляют расчетно-кассовые услуги, аккумулируют свободные средства предприятий и населения, предоставляют кредиты, осуществляют валютные операции и являются агентами валютного контроля, проводят операции с драгоценными металлами и доверительные операции. Новыми для отечественных коммерческих банков являются два последних направления деятельности.

Коммерческие банки РФ получили право на совершение целого ряда операций с драгоценными металлами только в 1996 г. В соответствии с Положением ЦБ РФ от 1 ноября 1996 г. № 50 «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории РФ и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами» коммерческие банки имеют право осуществлять следующие операции с драгоценными металлами:

• покупать и продавать как за свой счет, так и за счет клиентов;

• привлекать во вклады (до востребования и на определенный срок);

• размещать от своего имени и за свой счет на депозитные счета в других банках и предоставлять займы в драгоценных металлах;

• предоставлять и получать кредиты в рублях и валюте под залог драгоценных металлов;

• оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных металлов при наличии сертифицированного хранилища.

Однако на практике развитие получили только продажа и покупка драгоценных металлов, хранение и перевозка, а также выдача кредитов под залог металлов. При этом если достаточно большое количество банков свободно продает золотые слитки, то только единицы потом выкупают их у лиц, ранее приобретших.

Доверительное управление коммерческие банки начали осуществлять с 1997 г. Нормативной основой для этого стала глава 53 ГК РФ. В соответствии со ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Переход имущества

в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

В настоящее время только кредитные организации, получившие лицензию в ЦБ РФ, и профессиональные участники рынка ценных бумаг могут получать в доверительное управление денежные средства. Деятельность кредитных организаций по доверительному управлению регулируется Инструкцией ЦБ РФ «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ» № 63 от 1997 г. с учетом последующих дополнений и изменений.

Договор доверительного управления может предусматривать управление имуществом без объединения имущества данного учредителя в единый имущественный комплекс с имуществом других лиц - индивидуальный договор доверительного управления или с объединением - общий фонд банковского управления.

Общий фонд банковского управления (ОФБУ) - это имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления. Юридическое или физическое лицо, передавшее свои денежные средства (или ценные бумаги) в доверительное управление банку, называется учредителем управления ОФБУ. Это лицо получает сертификат долевого участия - документ, свидетельствующий о факте передачи имущества в доверительное управление и размере доли учредителя в составе ОФБУ.

Каждому ОФБУ соответствует своя инвестиционная декларация - документ, содержащий информацию о доле каждого вида ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.п.), входящих в портфель инвестиций ОФБУ, доле средств, размещаемых в валютные ценности, об отраслевой диверсификации вложений. Банк обязан зарегистрировать ОФБУ в территориальном учреждении ЦБ.

В условиях значительной нестабильности отечественной банковской системы и многочисленных банкротств российских .банков важным является создание системы страхования депозитов и вкладов населения.

В настоящее время практически все развитые и многие развивающиеся страны защищают вкладчиков. Существует две принципиальные модели гарантирования вкладов (остальные рвляются их разновидностями). Первая, американская, преду-



сматривает создание особого государственного (или контролируемого государством) органа, участие кредитных организаций и совместное финансирование системы гарантий как за счет взносов банков, так и государственных сре:дств. Вторая модель - германская. Управление системой гарантий осуществляют союзы кредитных организаций. Участие в ней формально добровольное, и государственное финансирование отсутствует.

Российские и западные экономисты не однозначно относятся к системе обязательного страхования вкладов. Одни из них полагают, что подобный институт уравнивает между собой сильные и слабые банки в глазах вкладчиков и тем самым препятствует действию рыночных механизмов. Другие полагают, что на стадии становления рыночной банковской системы подобная мера необходима.

Проект закона об обязательном страховании вкладов был подготовлен в РФ еще несколько лет назад, но до сих пор не принят. По мнению руководителя ЦБ РФ В. Геращенко в нем нет больщой необходимости. В отсутствии закона вкладчики сами на свой страх и риск рещают вопрос о надежности того или иного банка. Однако для принятия рещения необходима информация.

В соответствии с Указанием ЦБ РФ № 192-У от 27 марта 1998 г. «О дополнительных мерах по защите интересов вкладчиков банков» с последующими изменениями и дополнениями банки в местах своей работы по приему и вьщаче средств должны предоставлять для общего обзора бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, адаптированный для восприятия рядовыми клиентами банка. Должны быть доступны для ознакомления аудиторское заключение по отчету за последний год и информация о том, по какому адресу можно ознакомиться с развернутыми формами бухгалтерского баланса (по счетам 2-го порядка) и отчета о прибылях и убытках. Информация о состоянии бухгалтерских счетов (баланс) должна обновляться ежемесячно.

Коммерческие банки должны ежегодно по итогам года проходить аудиторскую проверку и публиковать в открытой печати баланс по сокращенной форме, определенной ЦБ РФ, отчет о прибылях и убытках.

18.2. Расчетно-кассовое обслуживание

Расчетное обслуживание. Расчетные услуги - это услуги по осуществлению расчетных операций через расчетные сети, уча-

стником которых является коммерческий банк в соответствии с используемом технологией расчетов. Каждый коммерческий банк обязательно является зл1астником как минимум одной расчетной сети - сети ЦБ РФ. Проведение расчетов предполагает прием расчетных документов от плательщиков, их обработку, пересылку, доведение средств до конечного получателя, зачисление их на счет в банке и вьщачу выписок о состоянии счета его владельцу.

Для проведения расчетов предприятия и организации открывают в банке расчетные или текуш,ие счета. Эти счета предназначаются и используются для зачисления выручки от реализации продукции (работ и услуг), учета своих доходов от внереализационных операций, сумм полученных кредитов и иных поступлений, осуществления расчетов с поставщиками, бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, с рабочими и служащими по заработной плате и другим выплатам, а также для платежей по рещениям судов и других органов, имеющих право принимать решения о взыскании средств со счетов юридических лиц в бесспорном порядке.

Предприятия имеют право открывать любое количество расчетных счетов в любых банках, которые предоставляют расчетно-кассовые услуги. Для открытия расчетного (текущего) счета необходимо заключить с банком договор банковского счета. Согласно ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и вьщаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Согласно ст. 846 ГК РФ банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленным в соответствии с ним банковскими правилами.

Банк обязан зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета.

Банк обязан по распоряжению клиента вьщавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом,



изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета. Банк, если у него отсутствуют средства для выполнения поручения клиента, должен в течение следующего дня сообщить клиенту о помещении переданных расчетных документов в картотеку неоплаченных документов. В свою очередь клиент имеет право отозвать эти документы.

Для открытия расчетного (текущего счета) в банк предоставляется комплект документов, к которым, в частности, относятся: заявление на открытие счета, свидетельство о государственной регистрации, копии учредительных документов, подтверждающих статус юридического лица, свидетельство о постановке на учет в налогом органе и др.

Закрытие расчетного (текущего) счета осуществляется на основании расторжения, договора банковского счета, которое в соответствии с ГК РФ возможно (ст. 859) по заявлению клиента в любой момент.

По требованию банка договор может быть расторгнут судом в следующих случаях: когда сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом; или при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором.

Кассовое обслуживание предполагает, что банк выдает и принимает от клиента наличные деньги. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются банком каждому предприятию по согласованию с его руководителем, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы банка.

В кассах предприятия наличные деньги могут храниться в пределах лимитов, устанавливаемых банками по согласованию с руководителями предприятий ежегодно. Предприятия обязаны сдавать в банк все наличные деньги сверх установленных лимитов. Исключения сделаны только для вьщачи заработной платы, выплат социального характера и стипендий, которые могут находиться в кассах предприятий не свыше трех рабочих дней (для Крайнего Севера - 5), включая день получения денег в банке.

Банки не реже одного раза в два года проверяют соблюдение порядка ведения кассовых операций своими клиентами. Круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителем банка в зависимости от объема налично-денежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятием порядка работы с денежной наличностью.

В ходе проверки рассматриваются:

1) полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке;

2) полнота сдачи денег в кассу банка;

3) соблюдение согласованных с банком условий расходования поступивших в кассу наличных денег;

4) соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. (ЦБ РФ ограничивает расчеты наличными между юридическими лицами. В настоящее время предельный размер расчетов наличными между юридическими лицами установлен в сумме 10 тыс. руб. (исключение - 15 тыс. руб. - сделано для предприятий потребительской кооперации и Главного управления исполнения наказаний Министерства внутренних дел РФ);

5) соблюдение лимита кассы.

18.3. Привлечение средств коммерческими банками (пассивы)

Наибольший удельный вес в структуре пассивов российских коммерческих банков занимают депозиты (по состоянию на 1 марта 2000 г. - 25% всех пассивов), на втором месте находятся средства на расчетных, текущих и прочих счетах (19,6%), на третьем - фонды и прибыль банков (13,4%), на четвертом - межбанковские кредиты и депозиты (9,2%) и на пятом - выпущенные долговые обязательства (6,1%).

На первый взгляд остатки на расчетных (текущих) счетах клиентов являются самым дешевым источником ресурсов для коммерческих банков, поскольку проценты по ним или совсем не начисляются, или начисляются по низким ставкам. Однако ведение расчетных счетов предполагает расчетно-кассовое обслуживание клиентов, которое в свою очередь сопряжено со значительными накладными расходами по содержанию штата операционистов, кассиров, охранников, помещения, оборудования.

Остатки на расчетных счетах резко колеблются независимо от воли и желания самого банка и по этой причине могут инвестироваться только в высоколиквидные и краткосрочные активы. Достаточно стабильные ресурсы обеспечиваются путем привлечения депозитов, реализации собственных долговых обязательств, получения межбанковских кредитов как на внутреннем рынке, так и за рубежом.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [ 16 ] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34]