назад Оглавление вперед


[Старт] [ 1 ] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34]


1

Окончание табл. 1.1

4. Товарное производство

5. Монополизация производства. На рынке господствует товар. Товаром становятся не только продукты труда, но и совесть, честь.

4. Денежная форма стоимости Один товар, преимущественно металл, становится всеобщим эквивалентом. Процесс конструирования товара в роли всеобщего эквивалента - сложный и длительный (Т-Д).

Для превращения денег в товар необходимы следующие условия:

Т) общее признание покупателем и продавцом товара-денег, т.е. оба субъекта не могут отказаться при обмене своих ценностей на данный товар;

2) наличие особых физических свойств у товара-денег, пригодных для постоянной об-мениваемости;

3) длительное выполнение товаром-деньгами роли всеобщего эквивалента.

Денежная форма стоимости характеризуется следующими чертами:

1) один товар монопольно выполняет роль всеобщего эквивалента продолжительное время;

2) натуральная форма денежного товара (металла) срастается с его эквивалентной формой, т.е. потребительная стоимость товара-денег внешне скрывается, а остается лишь его всеобщая общественная форма ценности. 5. Бумажно-денежная форма обмена Постепенно с переходом от полноценных денег к знакам стоимости и развитием безналичных расчетов деньги утрачивают товарную форму и присущую ей природу - наличие стоимости и потребительной стои-мости. Денежные знаки сохраняют лишь меновую стоимость, все больше отличаясь от обычного товара.

В условиях натурального производства продукт удовлетворяет потребности производителя и его семьи, те. для них о„ имеет значение как потребительная стоимость (способность продукта удовлетворять какую-либо потребность человека) а

не стоимость. Для производителя товара в первую очередь важна его стоимость, и лишь во вторую - потребительная стоимость, ибо не обладающий потребительной стоимостью товар невозможно обменять. С возникновением денег

7) создаются условия для появления, а затем и расширения рынка, поскольку денежный эквивалент позволяет преодолеть узкие рамки обмена товара на товар;

2) единый акт обмена расчленяется на две самостоятельные

сделки:

Продажа собственного товара (Г-Д) Покупка нужного товара (Д-Т)

Сделки (Т-Д) и (Д-Т) могут быть разделены во времени и пространстве;

3) деньги приобретают самостоятельное, не связанное с товарным обменом движение, возникает возможность для предпринимателя их накопления от момента продажи своего товара до момента покупки необходимых производству сырья, материалов и т.д.

С заменой действительных денег знаками стоимости и последующей отменой их фиксированного золотого содержания обеспечивался свободный выпуск этих знаков в соответствии с потребностями товарного оборота независимо от наличия золотого обеспечения.

Деньги - экономическая и историческая категория. Экономическая категория (товар, кредит и т.п.) выражает общественные отношения между людьми в процессе производства, т.е. одну из сторон производственных отношений. Следовательно, любая экономическая категория взаимосвязана с движением стоимЬсти валового внутреннего продукта (ВВП) и его основной части - национального дохода (НД).

Деньги выступают активным элементом и составной частью всего эоспроизводственного процесса, обслуживая все его фазы (производство, распределение - первичное и вторичное, обмен и использование), поэтому они входят в систему производственных отношений.

Функционируя в системе производственных отношений и обеспечивая движение стоимости ВВП и НД, деньги отражают



определенную сторону объективной хозяйственной деятельности, т.е. выступают экономической категорией. Они обслуживают весь производственный процесс образования стоимости ВВП и НД через определение цен, выражающих стоимость отдельных товаров и услуг. Цена отражает не индивидуальные затраты отдельных товаропроизводителей, а общественно необходимые затраты на изготовление определенных групп товаров и услуг.

В условиях рыночной экономики цена товара складывается исходя из необходимой стоимости товара, с возможным отклонением цены от стоимости. На цену товара влияют спрос и предложение на рынке, а также конкуренция товаропроизводителей. Рыночная цена вынуждает товаропроизводителя снижать издержки производства, повышать его эффективность.

Деньги как экономическая категория, возникшая на определенной ступени развития товарных отношений, выступают поэтому исторической категорией. Как историческая категория деньги на каждом этапе товарного производства наполняются новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства.

В далеком прошлом всеобщим эквивалентом на короткий период времени и на ограниченной территории выступали товары, имеющие индивидуальную потребительную стоимость (скот, меха). При систематическом обмене, когда товар стал перевозиться на большое расстояние, использование таких денег вызывало большие неудобства. Роль денег переходит к металлам (сначала меди, затем серебру и, наконец, золоту).

Деньги - товар по происхождению, но отличаются от него, выступая как особый привилегированный товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Следовательно,

1) потребительная стоимость денег удваивается, поскольку, кроме конкретной стоимости (например, золото удовлетворяет эстетическую потребность человека - ювелирные изделия), они обладают всеобщей потребительной стоимостью, т.е. способностью удовлетворять любое желание владельца через рынок;

2) стоимость денег в отличие от обычного товара, у которого она скрыта, имеет внешнюю форму проявления до их обмена на рынке. Обладая деньгами, владелец уверен, что эта стоимость по его желанию может превратиться в любую полезную вещь.

Деньги разрешили противоречие товарного производства между потребительной стоимостью и стоимостью. С появлением денег товарный мир раскололся на два полюса: на первом - один товар - деньги, на другом - все остальные товары. По-

требительная стоимость сконцентрирована на стороне всех товаров, а их стоимость - на стороне денег. Товары, действующие в обмене, выступают как потребительные стоимости, деньги становятся выразителем этих потребительных стоимостей всех товаров через стоимость. Итак,

деньги - это товар, стихийно вьщелившийся в процессе исторического развития товарного производства и обмена; деньги - это особый привилегированный товар, играющий роль всеобщего эквивалента;

деньги - это механизм, разрешивший протиюречие между потребительной стоимостью и стоимостью.

1.2. Функции денег и их роль

Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннюю основу, содержание денег, выполняются при участии людей.

Мировые деньги

Мера стоимости

Средство обращения

Средство платежа

Средство накопления и сбережения

Рис. 1.1

Функция денег как меры стоимости. Эта функция денег заключается в измерении стоимости товаров путем установления цен. Как всеобщий эквивалент деньги определяют стоимость всех товаров. Однако не они делают товары соизмеримыми, а



общественно необходимый труд, затраченный на производство товаров, создает условия их уравнивания. Все товары выступают продуктами общественно необходимого труда, поэтому действительные деньги (серебро и золото), обладающие стоимостью, могут стать мерой их стоимости.

Для измерения стоимости товара достаточно мысленно приравнять товар к деньгам, т.е. решить, сколько он может стоить. Следовательно, эту функцию выполняют идеальные деньги. У товаропроизводителя не обязательно должны быть наличные деньги, чтобы измерить стоимость своих товаров.

Количественная оценка товара в деньгах называется ценой. Она определяется общественно необходимыми затратами труда на его произюдство и реализацию. В основе цен и их движения - закон стоимости. Цена товара формируется на рынке и при равенстве спроса и предложения на товары зависит от стоимости товара и стоимости денег. При функционировании действительных денег

Цена = Стоимость товара Стоимость денег

Если между спросом и предложением нет соответствия на рынке, то цена неизбежно отклоняется от его стоимости (вверх и вниз), что служит сигналом товаропроизводителям, каких товаров произведено недостаточно, а каких - в избытке.

При одинаковых ценах на отдельные виды товаров производители с более низкими затратами на изготовление продукции по сравнению с общественно необходимыми имеют на рынке определенные преимущества в конкурентной борьбе. И наоборот, при расходах на производство выше общественно необходимых возникают убытки, которые могут привести даже к прекращению производства таких товаров. Следовательно, проявляется активное воздействие денег на процесс производства.

При золотом обращении цены определялись стоимостью товара, так как стоимость товара-денег была относительно постоянна. При бумажно-денежной и банкнотной системах цены выражаются в денежных знаках, не обладающих стоимостью. Поэтому они не отражают точно ценности товара и создают различия в ценах одного и того же товара, что затрудняет принятие товаропроизводителем правильных рациональных решений.

В этой функции денег заключено глубокое противоречие товарного произюдства. Постоянное колебание товарных цен во-

круг стоимости, происходящее в результате конкуренции на рынке, приводит к разорению массы мелких товаропроизводителей, обогащению крупных собственников, расслоению населения.

Цена товара обеспечивает не только соизмерение продуктов общественного труда, но и части одного и того же денежного товара - серебра или золота. Для сравнения цен разных по стоимости товаров необходимо свести их к одному масштабу, т.е. выразить в одинаковых денежных единицах. Масштабом цен при металлическом обращении называется весовое количество металла, принятое в данной стране за единицу и служащее для измерения цен всех других товаров.

Деньги как масштаб цен устанавливаются государством и выступают как фиксированное весовое количество металла, изменяющееся со стоимостью этого металла. Первоначально весовое содержание денежной единицы совпадало с масштабом цен, что нашло отражение в названиях некоторых денежных единицах. Так, английский фунт стерлингов в прошлом действительно весил фунт серебра. В ходе исторического развития масштаб цен обособился от весового содержания.

При золотом обращении масштаб цен предполагал установление денежной единицы, приравненной к определенному количеству золота.

В 1900 г. доллар США приравнивался к 1,50463 г, в 1934 г. - 0,888671 г, в 1973 г. (февраль) - к 0,736 г золота.

В России золотое содержание рубля установлено в конце XIX в. 0,774234 г, в 1950 г. (март) - 0,222169 г, а в 1961 г. (с изменением масштаба цен) - 0,98741 г.

Страны-участницы Международного валютного фонда в 80-х гг. прошлого века отменили официальную цену золота и золотое содержание денежных единиц. Теперь их официальный масштаб цен складывается стихийно на мировом рынке путем сопоставления стоимости товаров посредством цены. В России также с 1992 г. отсутствует официальное соотношение рубля и золота.

В современных условиях произошел процесс демонетизации золота, т.е. утрата им функций денег, в том числе и функции меры стоимости. Золото вытеснено из внутреннего и внешнего оборота неразменными знаками стоимости - кредитными деньгами.

С установлением господства неразменных кредитных денег масштаб цен претерпел существенные изменения. Государство устанавливает:

[Старт] [ 1 ] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34]