| S S к ч W x я s | 00 со | 00 о) | со ю о> | | со ю | <n <л | С со | * со сХ |
Парк пассажир- | тыс. шт. | | | | | | | | |
ских вагонов | | | | |
Грузооборот | | | | | | | | | |
железных дорог .... | млрд. | | | | | | | | |
т-км | | | | | | | | |
Парк легковых автомобилей | тыс шт. | | | | 1 231 | 1 393 | 3 007 | 3 864 | |
Парк грузовых автомобилей | » » | | | | | | | | |
Тоннаж мор- | | | | | | | | | |
ского торго- | | | | | | | | | |
вого флота | | | | | | | | | |
(на конец года) .... | тыс. бр. | 3 295 | 2 287 | 3611 | 4 849 | 5019 | 5 380 | 5511 | |
рег. т | | | | | | | | |
Грузооборот | | | | | | | | | |
автомобиль | | | | | | | | | |
ного транспорта . . . | 1938 г.= = 100 | | | | | | | | |
Валовые | | | | | | | | | |
капитало- | | | | | | | | | |
вложения | | | | | | | | | |
(в текущих ценах) Всего ... | | | | | | | | | |
млрд. | | 1 378 | | 3 434 | 3 481 | 5 846 | 6 641 | 6 525 |
| | | | | | | | | |
В том числе: | | | | | | | | | |
промышленность . . . | » » | | | | 1068 | 1027 | 1848 | 2 068 | 1750 |
еельское хозяйство . . | » 1> | | | | | | | | |
транспорт и связь . . | | | | | | | | 1083 | |
жилищное | | | | | | | | | |
строительство . . . | » » | | | | | | 1 541 | 1884 | 2197 |
общественные работы | » » | | | 1 258 | | | | | |
Тор г ов л я | | | | | | | | | |
Внутренняя | | | | | | | | | |
торговля | | | | | | | | | |
Оборот рознич- | | | | | | | | | |
ной торговли . . . . | 1955 г.= | | | . . . | | | | i 242 | |
| = 100 | | | | | | | | |
| со » т X <и . <1) SS к ч | ао со | | со ю | t>-ю | | <n <л | 1рооол с со а> | жение с со сх |
Внешняя | | | | | | | | | |
торговля | | | | | | | | | |
Экспорт . . . | млрд. | | | | 1595 | 1611 | 2 916 | 3 160 | 3 723 |
Импорт. . . . Сальдо торго- | лир » » | | | 1 513 | 2 296 | 2 009 | 3 792 | 4 744 | 4 520 |
вого баланса Индекс физи- | » » | | -268 | -571 | -701 | -398 | -876 | -158i | 1-797 |
ческого объе- | | | | | | | | | |
ма экспорта | 1953 г.= = 100 | | | | | | | | |
Индекс физи- | | | | | | | | |
ческого объе- | | | | | | | | | |
ма импорта | 1953 г.= = 100 | | | | | | | | |
Цены | | | | | | | | | |
Индекс опто- | | | | | | | | | |
вых цен . . | 1953 г.= | | | | | | | | |
Индекс рознич- | = 100 | | | | | | | | |
ных цен . . | 1953 г.= | | | | | | | | |
Индекс рознич- | = 100 | | | | | | | | |
ных цеи на | | | | | | | | | |
пищевкусо- | | | | | | | | | |
вые товары | 1953 г.= | | | | | | | | |
| = 100 | | | | | | | | |
Финансы | | | | | | | | | |
и денежное | | | | | | | | | |
обращение | | | | | | | | | |
(за финансо- | | | | | | | | | |
вый год. | | | | | | | | | |
оканчивающий- | | | | | | | | | |
ся 30/VI) | | | | | | | | | |
Государствен- | | | | | | | | | |
ный бюджет | | | | | | | | | |
Доходы . , | млрд. | | | 1837 | 2 VVb | 3 027 | 4 394 | 4 999 | 5 031 |
Расходы . . в том числе | | | | | | | | |
| | 1318 | 2 418 | 2 949 | 3 310 | 4 851 | 5 595 | 5 593 |
военные . . Государствен- | » » | | | | | | | | |
ный долг . . Денежное об- | » » | | 1 730 | 3472 | 1859 | 5094 | 5919 | 3897 | 5713 |
ращение (иа | | | | | | | | | |
конец года) | | | | 1488 | 1950 | 2 109 | 5 328 | 5 801 | 1028 |
et M s X Ы s я s
Труд
Общее чнсло занятых . .
Число полностью безработных . . .
Индекс стоимости жизни
Количество несчастных случаев в промышленности .....
в том числе со смертельным исходом . . .
Число стачек
Число бастовавших . . .
Число забастовочных человеко-часов
млн. чел.
тыс. чел.
1938 г.= = 100
тыо.
млн. чел.
млн.
712 100
2 142 4 844
17.68
2 181 5 654
6,8 50
19,0»
1970 6 387
2.7 1.7
19,4»
1954 6693
2.8 1,9
19,4
1 311
7 452
1230
8,1 3.7
2,9 182
19,6
1 196 8 107
1339
3,3 4,1
3.7 91
19,5
1204 8 634
3.S 3,2
» Без добычи и распределения природного газа.
С 1957 г. включая электромотрисы и автомотрисы.
ifH£SSSS,s=n.™..™ ...... I
дорогам и кТицйсиям, по состоянию на конец года.
:РП;:"гааины. магазины стандартных н. крупные кооперативные
""SHHHe обследования в мае 1954 U
Данные выборочных обследованн».
Послевоенное развитие экономики Японии поставило ее в ряд наиболее промышленно развитых стран. В 1964 г. ее доля в промышленном производстве капиталистических стран составила 6,2% (1,3% - в 1948 г.). На протяжении 1953-64 гг. Япония показывала самые высокие в капиталистическом мире темпы прироста валового национального продукта - 11,0%. Темпы роста добывающей и обрабатывающей промышленности за эти годы составили 13,8%. Значительное обновление и расширение основного капитала было Связано не только с разрушительными последствиями войны и моральным износом оборудования, но и с необходимостью поднять конкурентную способность японских товаров на мировых рынках. Япония развивает быстрыми темпами тяжелую промышленность, создает новые отрасли индустрии, что вызывает серьезные изменения ее экономической и промышленной структуры. Доля сельского, лесного хозяйства и рыболовства в национальном доходе снизилась примерно с 20% в 1934-36 гг. до 13,5% в 1963 г., добывающей промышленности - соответственно с 2,3 до 1,5%. Заметно вырос удельный вес строительства (с 3,2 до 7%) и обрабатывающей промышленности (с 25,5 до 30,6%). Особенно глубокой структурной перестройке подверглась обрабатывающая промышленность. Наиболее быстрыми темпами росли машиностроение -на 20,4% в год в 1953-64 гг., нефтехимия- на 17,7%, черная металлургия - на 13,67о. В то же самое время традиционные отрасли обрабатывающей промышленности- пищевая, деревообрабатывающая, текстильная - развивались значительно медленнее. Весьма высокие темпы роста характерны для новых отраслей. Так, за последнее 10-летие производство легковых автомобилей увеличивалось более чем на 60% в год, радиоприемников и телевизоров - почти на 30% и 40% соответственно. Япония является крупнейшим в мире производителем и экспортером фотоаппаратов и транзисторов.
Создание новых производств, строительство новых и реконструкция старых предприятий, оснащение их передовой техникой, относительная дешевизна рабочей силы обусловливают высокую конкурентную способность японских товаров на мировых рынках, что сделало возможной широкую экспансию не только на рынки развивающихся стран, но и на рынки промышленно развитых государств. Характерно, что Япония выступает на мировых рынках не только со своими традиционными товарами (текстиль, продукция рыболовства, керамика), но и с продукцией машиностроения, металлургии, нефтехимии, судостроения.
Быстрые темпы роста индустриального производства связаны с высокой нормой эксплуатации и высокой нормой накоп-
ления капитала. В последнее десятилетие более 30% совокупного общественного продукта шло на валовые капиталовложения. Они направлялись в первую очередь в электроэнергетику, черную металлургию, нефтехимию, автомобильную промышленность.
Несмотря на успехи экономики и некоторое улучшение положения трудящихся, Япония еще не достигла уровня передовых капиталистических стран по таким показателям, как национальный доход на душу населения. Уровень заработной платы японских рабочих значительно ниже, чем в других экономически развитых капиталистических странах. «Двойственная» структура японской экономики - наличие средних и мелких предприятий наряду с крупнейшими современными предприятиями, оснащенными новейшим оборудованием,- порождает значительную разницу (до 40%) в уровне заработной платы рабочих, занятых на этих предприятиях. В стране существует безработица (по официальным данным - свыше 300 тыс., но японская статистика не включает в число безработных лиц, имевших в течение недели работу хотя бы на 1 час).
Растет забастовочное движение (в 1957 г. было зарегистрировано 830 забастовок, в 1964 г.- 1502).
Земельная реформа, почти полностью уничтожившая помещичье землевладение, способствовала капиталистическому пути развития японской деревни. «Основной сельскохозяйственный закон» (1961 г.) предусматривает изменение структуры сельскохозяйственного производства, расширение строительства промышленных предприятий в сельской местности с целью поглощения избыточного сельского населеА!я. акон предусматривает сокращение населения деревни на 60%.
S «J X
00 00
CS1 о
00 ч»
>а S
л (-о о
S S ш ч 3 3
со СО
г-со*
Oi
о 00
CM 05
о" "
8 8 8 8
ь и
а S
г о I а. с
Н 1)
о о и S аз ЕГ
5 S 3 о
о ii h
. 3 3
S . о
• <л
g
CO CO 0> CM.. CO CO CM CO CM CO CD-ч- -i
OJIOCO CM CM CO - CM
о Ю oo Tf M - lO -CM CM
til о
Oi p -cм"aГ--T)
t-- CM
00 CO CO Tt< CM
5g Й SSfeJ Й
*(-.юсооо"-«"
~ о - d"r-. cm" со"
CO CO л.
Й ™""SS°S"
\0 Ч к CO
о ct) 347
>>
ta a.
к dl =t n: о
a a.
3 • я в-3
• СИ i
й S § "
S fts ta
О) с: s 2 С sS -В- ч CJ к са tfi
- со
И о са 3" ОС
и/