назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [ 44 ] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53]


44

отмечает один трейдер: «Я не думаю, что на самом деле можно говорить о рациональном и иррациональном. Это зависит от того, каков твой подход к рынку, что ты о нем думаешь». Этот аспект рьшочных метафор предполагает, что подходы и понимание валютного рынка участниками - это психологические структуры. Некоторые удивительные подтексты структурной природы рынка представлены в следуюшей главе.

Чтобы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24.

Краткие ссылки

получить полную информацию, см. главу со ссылками в конце книги. Oberlechner, Т. Et al. (2004) Maital, S. (1982) Bennet, A. (1994)

Fan-, R.M. and Moscovici, S. (1984) Ricoeur, R (1975) Kubon-GIike, G. (1996) McGoun, E.G. (1996) McCloskey, D.N. (1990) Hodgson, G.M. (1993) . Schmitt, R. (1995) . Johnson, M. (1987) . Lakoff, G. (1987) Lakoff, G. and Johnson, M. (1980) Lakoff, G. and Johnson, M. (1999) Edwards, D. (1991) Edwar?fs, D. (1997) Weatherall, A. and Walton, M. (1999) Black, M. (1977) Ichheiser,G. (1949) McCIosliey, D.N. (1995) Freud, 8.(1900) Gray, J. (1997) Altman, M. (1990) Frankel, J.A. and Froot, K.A. (1990b)

Валютный рынок -психологическая структура

Экономические деятели не воспринимают объективную, реальность скорее ойи генерируют свое собственное понимание реальности, котороезат£м,руспавл1 пиит ихповедени .

Полученные из первых рук участников рьшка свидетельства, представленные в этой книге - например, в отношении субъективньгх свойств отбора и обработки рыночной информации, асимметрии в принятии рисков, социальных аспектов формирования ожиданий, влияния механизмов стадности и рьшочных слухов - показьюают, что рыночной динамикой управляют участники, которые принимают решения и действуют, скорее, психологически, нежели чем рационально. «Люди привносят на рынок гораздо больше, нежели чем просто деньги и информацию. Они сами приходят туда», - по словам экономиста Шломо Майталя (Shlomo Maital). Рыночные модели должны отражать эту психологическую динамику, без этого, они просто механистичны, а, следовательно, неполны.

Не только сама суть торговли на рынке психологична, но психология также влияет на теории рынка на мета-уровне, к которому редко обращаются. Каждый день, каждую минуту и даже каждую секунду на валютном рьшке идут валютные торги. Несомненно, эта нестабильность - это определяюшее свойство сегодняшнего рьшка. Даже для экспертов, колебания валютных курсов остаются, по большей части, непредсказуемыми. Например, ряд систематических эконометрических исследований показал, что текущие курсы (например, сегодняшний курс евро к доллару) гораздо лучше предсказывают будущие валютные курсы (например, курс евро к доллару через месяц), чем экономические модели".



В подобных неопределенных средах психология предсказывает, что люди формируют субъективные теории относительно событий, за которыми они наблюдают, причин, стоящих за этими событиями, и вероятного развития событий в будущем. Как только они сформированы, эти теории сопротивляются изменениям, поскольку предположения, на которых они базируются, являются типично самоукрепляющимися. Рассмотрим ситуацию с суеверными игроками в рулетку, которые придерживаются теории, что молитвы обеспечивают им денежный выигрыш. Если они выигрывают в казино, они увидят в этом подтверждение своей теории. Если счастливые числа так и не выпадают, то вместо того, чтобы усомниться в своей теории, они, возможно, говорят себе: «Мы недостаточно хорошо молились!». На валютном рынке устойчивая природа субъективных рьшочных теорий подсказывается наблюдением за трейдерами, чей ранний опыт биржевой торговли оказывает продолжительное воздействие на подходы трейдеров к рьшку и на их торговые стратегии.

Последствия того, что именно происходит, когда люди формируют субъективные теории и взаимодействуют на их основе, были показаны в ходе примечательного эксперимента социального психолога Александра Бавеласа (Alexander Bavelas). В этом эксперименте пары неопытных медиков-участников были разделены и им показали изображения клеток, на основании чего они должны были решить, являются ли эти клетки здоровыми или больными. В каждой паре участников участник А получал точный отзыв относительно своего выбора («правильно» или «црправильно»), что позволяло участнику узнать о двух типах клеток и, в конечном итоге, с довольно высокой точностью в 80% различить их в конце ряда картинок. Однако, одновременно, не зная этого, участник В получал отзыв, который не зависел от его

Люди, принимающие решения, часто «становятся жертвами предубеждений, которые жестко ограничивают их представления о способах проверки гипотез. Вследствие этого, субъектам может последовательно не удаваться удаление ложных гипотез, и вместо этого они будут убеждаться в их верности. Как только это произошло, субъекты могут серьезно зациклиться на своих убеждениях и сопротивляться последующим демонстрациям их ложности». 276

собственных диагнозов; вместо этого он отражал правильность выбора первого участника. Таким образом, участник В не получал должной информации, на которой можно было бы основывать свое изучение двух типов клеток. Тем не менее участник В также формировал субъективные предположения относительно того, что отличает больные клетки от здоровых. Нечто совсем интригующее произошло, когда обоих участников объединили, чтобы те объяснили свои гипотезы о различиях между здоровыми и больными клетками. В то время, как предположегшя участника А бьши простьг, конкретны и довольно правильны, участник В выработал очень подробную и сложную теорию, хотя и неггравильную, поскольку она основывалась на противоречивой информации. При обсуждении теории, на участника А огромное впечатление произвела подробная и сложная теория участника В; и чем более абсурдной бьша эта теория, тем более убедительной она казалась участнику А. Большинство пар участников решили, что сложная теория участника В намного превосходит «упрощенную», (но на самом деле верную) теорию участника А.

Фактическая непредсказуемость валютньгх курсов может привести к еще более жаркому поиску объясняющих и предсказывающих моделей. В почти случайных средах, тактгх как валютный рынок, объяснительные модели не только обещают понимание среды, но они также предполагают наличие руководящих принципов относительно того, как действовать. Однако зачастую они являются объяснительным домыслом и «иллюзиями контроля», (то есть личными убеждениями, что определенные события являются случайными для других, в то время как они на самом деле таковыми не являются). Помимо своей объяснительной функции, эти теории дают чувство контроля над беспорядочными событиями. Психологические исследования указывают на то, что люди интерпретируют бессистемные последовательности как по-настоящему структурированные, и что они воспринимают модели в совершенно случайном ряду событий. Например, поклонники баскетбола верят в так называемый эффект Монте-Карло (то есть в то, что шанс игрока забросить мяч выше, если текущая попытка забросить следует за удачной попыткой, нежели чем если она следует за промахом в предьщущей попытке). Однако анализ профессиональных баскетбольных команд, таких как «Boston



Celtics», показывает, что между результатами последовательных бросков нет связи."

Сходным образом, теории о биржевой торговле и рынке могут основываться на неверно воспринимаемой реальности и ошибочных субъективных теориях. Как объясняет один трейдер: «ты иногда обнаруживаешь, что кто-то, кто только что вьплел на рынок, никогда по-настоящему не терпел убытков - потому что они играли на пов*.пиение, и у них бьшо пару хоропшх попаданий - они пришли и что-то попробовали, оно сработало, возможно, оно сработает и в третий раз. И внезапно человек думает, что он непобедим. Я видел такое очень много раз, и они как раз стоят на пороге серьезного падения, потому что они решили, что они действительно знают, действительно погшмают, как будто они обладают контролем над исходом событий. Но я думаю, если ты занимаешься этим достаточно долго, ты понимаешь, что это не так».

Сходным образом, прогнозы погоды важны для людей даже тогда, когда погодные условия абсолютно непредсказуемы; по крайней мере, они уменьшают некоторые сомнения, которые создаются непредсказуемыми средами, дают чувстю комфорта в отношении неизведанного будущего*. Таким образом, хотя объективная «правда» ограничена, теории относительно рынка, по крайней мере, дают утешительное ощущение того, что у трейдеров есть некоторый контроль над средой. Прогнозы валютных курсов и модели валютного рьшка вьшолняют похожую функщтю: они зачастую служат как механизмы обнадеживания в крайне непредсказуемой торговой среде. Сходным образом, один трейдер честно говорит об использовании компьютерных моделей для предсказания рынка, что когда дело % доходит до предсказаний, он «не уверен, что настоящая причина, стоящая за этим - получтпъ больший коэффищтент попаданий, сделать рьшок предсказуемым, рши дело просто в человеческой природе -общем желании контролировать все, что происходит!»

" Ошибочная вера в подобные «эффекты Монте-Карло», возможно, выражает ложное представление о шансе, которое основывается на репрезентативной эвристике (смотри Главу 2 «Психология торговых решений»). Люди предполагают, что короткие случайные последовательности представляют лежащий в их основе процесс, который дает эти последствия.

В то время как обращение к иллюзиям контроля, когда средой нельзя управлять, с помощью только объективной информации и эмпирического знания, безусловно, не является «рациональным» в экономическом смысле слова, его можно понять психологически. Более того, различия между разными группами рыбаков архипелага Тробриан (юго-восток Новой Гвинеи) показывают, что суеверия помогают снизить беспокойство в ситуациях с неопределенным результатом. В закрытой внутренней лагуне архипелага ловля рыбы проста и безопасна. Поэтому у рыбаков в этих защищенных местах не появилось суеверий и магических ритуалов в отношении рыбалки. В отличие от этой безопасной среды, можно изучить тех рыбаков, которые ежедневно подвергаются воздействию жестокой стихии и работают в вероломных условиях открытого океана, где в любой момент может возникнуть смертельная угроза и где улов в лучшем случае неопределенен. У этой группы рыбаков имеется множество суеверий относительно рыбалки, они соблюдают сложные ритуалы, чтобы увеличить свои шансы поймать рыбу. Участники и наблюдатели валютного рынка испытьшают на себе такой же неустойчивый климат, как рыбаки, рыбачащие в открытом море архипелага Тробриан. Последующее исследование подтекстов свойственной «открытому морю» природы рынка демонстрирует, что рынок и объяснения колебаний валютных курсов - это постоянно меняющиеся человеческие структуры.

Рынок как структура и иллюзия

в то время как информация играет центральную роль на валютном рынке, главы этой книги ясно показали, что колебания валютных курсов нельзя просто вывести из отдельных фактов «объективной» рыночной среды и из механической работы экономической данности. Торговыми решениями и проистекающей из них торговой динамикой управляет не сама информация, но восприятия, тштерпретации и ожидания участников. «Какие данные сдвинут рьшок с места - это зависит от того, что в моде», -утверждает один трейдер. «Часто изменяется именно восприятие важности информации», - прибавляет финансовый журналист.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [ 44 ] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53]