назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [ 27 ] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53]


27

\ \ \ ♦

\ -...............

\.....

Хороший Стзбилкнш Важк,1Й ewoTPVi" Сильный ОшимйОТИЧИк* Аивчый Успешный Слокиый

Рисунок 4.7 Восприятие австрийского шиллинга: 1= негативное восприятие; 6=положительное восприятие.

\ I/ Х. V/ V

Хороший Стабильный аный ЫСТРЫЙ Сильный Рлтимистичный Активный Успеилный Сложный

Рисунок 4.8 Профиль восприятий швейцарского франка: 1= негативное восприятие; 6=положительное восприятие.

оптимистичный, более активный и более успешный, чем другие трейдеры, 172

валют была оценена иначе трейдерами, оценивавшими свою национальную вапюту, каждый раз, когда в дело вовлекалась валюта страны группы, становились очевидными заметные различия. Напротив, доллар США, как любая внешняя валюта, бьш оценен очень однородно различными географическими группами трейдеров в Европе. Следовательно, восприятия валгот последовательно характеризовались систематическими несоответствиями между местными и неместными трейдерами.

Социально-психологическое объяснение этих различий предлагается теорией социальной идентификации межгрупповых отношений""*°. Эта теория предполагает, что, будучи членами групп, люди обретагот социальную идентификацию. Согласно теории социальной идентификации, такие групповые категории как национальности, дают человеку важные возможности для самоопределения. Более того, когда люди формируют социальную индивидуальность, в этом участвует процесс социальной и познавательной самооценки, этот процесс вьфажает человеческую потребность в позитивной самооценке. Однако, что происходит, когда группы и самооценка важны для идентификации человека? Желание придать себе большую значимость может заставлять людей проводить различие в сравнениях между группами, членами которых они являготся, и внешними группами, и к оценкам в пользу групп, в которые они входят, вместо внешних групп. Другими словами, благоприятные сравнения помогают людям достичь позитивной социальной идентификации"*. Например, потребность в социальной идентификации и позитивной самооценке можно наблюдать в конфликтах между группами. Эта потребность может привести к предвзятости к представителям внешних групп даже при отсутствии внешних причин". Таким образом, на валютном рынке на отношения к валютам влияет национальность*, а теория социальной идентификации помогает объяснить национальные предубеждения в отношениях трейдеров""".

Для трейдеров из Германии и Великобритании тенденция оценивать свою национальную валюту иначе бьша менее выражена и не являлась последовательно положительной. Почему так происходит? Возможно, здесь задействованы различные степени национальной идентификации трейдеров из различных стран, поскольку предпочтение, отдаваемое национальным



Когда оценки всех валют были факторно проанализированы, то результаты выявили три фундаментальных параметра, согласно которым трейдеры воспринимают валюты. Эти факторы - это оценка вачюты (этот аспект определяется тем, насколько хорошей, стабильной, оптимистичной и успешной воспринимается валюта), сила валюты (определяемая тем, насколько важной и насколько активной воспринимается валюта) и активность валюты (определяемая тем, насколько быстрой и сложной воспринимается валюта). Другими словами, трейдеры провели различие между психологическими аспектами того, насколько хорошей (оценка валюты), сильной (сила валюты) и активной (активность валюты) они считают валюту. Трейдеры пользовались этими тремя факторами очень однородно: для каждой отдельной валюты оценки трейдеров показали одни и те же лежащие в их основе три фактора, и по различным валютам одни и те же аспекты внесли свой вклад в каждый из этих факторов.

Метод семантических отличий как результат вьщал эти три фактора оценки, силы и активности в многочисленных исследованиях по множеству тем. С точки зрения психологии очень важно, что эти факторы не относятся только к теоретическим или семантическим явлениям, но, напротив, они охватывают основные базовые параметры человеческого опыта. Например, фактор оценки обращен к таким вопросам, как: Является ли оцениваемый объект хорошим или плохим для меня? Должен ли я приложить максимум усилий, чтобы его заполучить, или лучше держаться от него на безопасном расстоянии? Легко представттть, что подобные вопросы также играют центральную роль в ожиданиях участников валютного рынка, когда они принимают решение относительно того, какую валюту покупать, а какую продавать. Трейдеры валютного рынка в данном случае обладают разными ожиданиями не только потому, что они по-разному интерпретируют информацию"", но также потому, что у них различное отношение к валютам.

товарам, безусловно, связано с национальной идентификацией*. Различия

могут также относиться к чувству собственного достоинства трейдеров*"

или к национальным политическим факторам, которые оказывают влияние

на взгляды трейдеров на их национальную валюту.

"" Смотри МакДональда (MacDonald) и Марша (Marsh)*.

Помимо семантических отличий рейтингов валют, 288 трейдеров оценили вероятность различных сценариев развития событий на валютном рьшке. Два значимых сценария описывали ожидание повьштения курса швейцарского франка и повышение курса доллара США. Из этих двух сценариев, 60,4% трейдеров оценили повьпнение курса доллара как более вероятное, 29,2% оценили повышение курса швейцарского франка как более вероятное, а 10,4% приписали равную вероятность этим двум сценариям будущего.

Сравнение ожиданий с отношениями трейдеров к доллару и франку показывает, что ожидания систематически соотносились с лежащими в их основе отношениями. Трейдеры, которые считают повьппение курса швейцарского франка более вероятным, придерживаются значительно более положительных отношений к швейцарскому франку по параметрам оценки, сшы и активности, нежели чем другие трейдеры. Сходным образом, трейдеры, которые ожидают сценария, по которому более вероятно повьпнение курса доллара США, придерживаются значительно более позитивного отношения к доллару США в параметре оценки, чем другие трейдеры. Следовательно, сушествует выраженная взаимосвязь между отношениями участников рьшка к валютам и их ожиданиями относительно развития событий на рынке. Положительное отношение к .валюте существенно соотносилось с ожиданиями, что курс валюты вырастет; другими словами, субъективные отношения и оценки трейдеров оказывают влияние на то, как трейдеры прогнозируют рынок. Более того, свидетельство присутствия национальных предубеждений среди трейдеров валютного рьшка показывает, что психологические процессы влияют на восприятия и отношения, и что это влияние продолжает существовать на уровне крупных групп участников рьшка.

Эти результаты отнюдь не ограничиваются европейскими трейдерами. В «Североамериканском опросе» я просил трейдеров спрогнозировать ряд реальных валютных курсов по различным временным диапазонам. Их ответы подчеркивают степень, с которой ожидания валютных курсов подвержены влиянию субъективных отношений. Например, существует сильная зависимость между прогнозами трейдеров относительно курса евро к доллару и их Отношениями к евро и доллару США: трейдеры, которые



воспринимают евро более благосклонно по сравнению с долларом США, более склонны предсказывать более высокие валютные курсы евро, и наоборот. Более того, данные, полученные с помощью «Североамериканского опроса» подтверждают, что такие субъективные факторы, как местоположение трейдера, влияют на ожидания валютных курсов национальных валют трейдеров. По фавнению с трейдфами США, канадские трейдеры в «Североамфиканском опросе» ожидают, что канадский доллар вырастет по отнощению к доллару США почти в два раза в среднесрочном и почти в три раза в долгофочном периоде!

Психология предлагает убедительное объяснение тому, почему влияние субъективных отношений на ожидания валютного рынка является таким сильным. Отношения имеют даже более сильную склонность влиять на решения, которые принимаются при офаниченном времени и когда информация двусмысленна. Как показала Глава 2 «Психология торговых решений», заключение сделок по валютам происходит в феде, которая не только полна стрессов, но также и крайне неопределенна. Таким образом, решения трейдфов подвержены влиянию психологических отношений не пфйферически, но решающе.

Социальная динамика, мета-ожидания и средства распространения финансовой информации

Будучи спрошенным, как на самом деле формируются ожидания относительно будущих валютных курсов, один трейдер отвечает, что: «Ты говоришь с людьми, воспринимаешь их мнение и выдаешь свое видение. На рьшке существует выбор мнений; твоих друзей, других учреждений и компаний, и это помогает тебе сформировать свое собственное мнение». Другой трейдер соглашается, отмечая: «Люди склонны говорить со своими коллегами, они говорят с людьми на рынке, в учреждениях, о которых они знают и которые давно уважают». Эти ответы красноречиво иллюстрируют то, что подобно торговым решениям, ожидания трейдеров валютного рьшка также являются не просто отстраненными творениями, формируемыми изолированными индивидами. Вместо этого они являются результатом

динамичного взаимодействия между участниками рынка, которые подвержены влиянию других и которые, в свою очередь, оказьшают влияние на лрутш..

Рассказы участников рынка изобилуют примерами социальной динамики в ожиданиях валютного рынка. Эти гримеры демонстрируют, что социальные факторы ифают важную роль по ряду уровней. Например, многие трейдфы отмечают, что мнения коллег оказывают влияние на ожидания, и что эти ожидания особенно подвержены влиянию предположительно хорошо осведомленных других людей. «Люди очень восприимчивы к хорошим идеям, идущим от кого-то, кого считают знатоком», -отмечаег один трейдер. Соображения относительно социального влияния других также определяет, какие именно новости о рьшке выбираются для формирования ожиданий. «Если новость написана кем-то, кто обладает доверием на рынке, или кем-то, за кем, как нам известно, стоят определенные крупные фонды... нам интересно услышать, что он хочет сказать, потому что то, что он хочет сказать, повлияет на определенных людей, которые повлияют на рьшок», -объясняет другой трейдер.

Другой пример динамики ожиданий, которая не просто основывается на информации, но также является социальной по природе, можно найти в том, как институциональные рыночные ифоки вырабатывают рьшочные ожидания и переводят их в 1торговые решения. Внутренние экономические отделы и экономисты [операционных залов в банках регулярно устанавливают рыночные сценарии и возможные развития событий на рьшке. Эти планы позволяют трейдерам сфокусироваться на сравнениях этах предварительно сформированных ожиданий с новостями в режиме реального времени, и действовать без промедлений, исходя из любых различий между ожиданиями и рьшочными новостями. «Ты можешь I мысленно приготовиться, так что ты действуешь намного быстрее, когда действительно поступает информация [например, экономический отчет]», - откровенно отмечает один трейдер. Следовательно, теории рьшочных экономистов обладают решающим влиянием на ожидания трейдеров и могут заставить трейдеров внезапно изменить свои ожидания. «Иногда эти экономические прогнозы изменяются в течение недели... до выхода крупного отчета, типа данных по занятости в несельскохозяйственной сфере. И

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [ 27 ] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53]