назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [ 16 ] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53]


16

определенной теме, конкретность и близость определенных новостей (то есть временная, пространственная и чувственная близость) определяют то, насколько живо трейдеры воспринимают рыночную информацию и в какой степени она влияет на их торговые решения"". Например, один трейдер комментирует важность яркой рьшочной информации, передаваемой по финансовым каналам телевидения: «У тебя есть возможность быть там и слушать пресс-конференцию... Теперь ты можешь слушать господина Гринспэна (Greenspan), когда он делает заявление и слышать, как он это делает».

Якорь и корректировка

Сходньм образом, эвристика якоря-и-корректировки является еще одним скрытым эмпирическим правилом, которым пользуются принимающие решения люди для субъективных предсказаний и оценок. Эвристика жоря-и-корректировки работает на двух стадиях: во-первых, люди, принимающие решения, формируют изначальную оценку путем восприятия и выбора определенной величины-якоря, которая наделена психологической значимостью; и во-вторых, они принимают окончательное решение (то есть, делают свое реальное предсказание или оценку), корректируя предварительно избранный якорь. Как только якорь избран, обычно следующая за ним корректировка очень мала**. Например, трейдеры могут вспомнить, что валютный курс составлял что-то около 1,60; затем они формируют точную оценку реального валютного курса, выбирая число, расположенное довольно близко к этому изначальному числуПо словам широко известного руководителя фонда Дэвида Дремана (David Dreman), эффект якоря -«это упрощающая эвристика, которую люди принимают на вооружение, пытаясь произвести сложный подсчет. Вместо того, чтобы считать с нуля, они берут какую-то точку отсчета и вносят коррективы»*. Решения, основанные на выборе якоря и последующей корректировке, могут оказаться ненадежными, потому что избранный якорь может быть основан на незначимой информации. Более того, поскольку корректировка обычно мала, решения, на которые оказывает влияние эта эвристика, могут в конечном итоге оказаться недостаточно откорректированными.

На валютном рынке эффекты якоря-и-корректировки определяют оценки грядущих экономических данных и оказывают

влияние на предсказания валютньгк курсов. Действие этой эвристики предполагает, что участники рынка форлшруют подобные оценки и предсказания не обрабатывая рьшочную информацию и не подсчитывая вероятности независимо, но воспринимая определенные важные с психологической точки зрения рыночные якоря, и формируя субъективные корректировки. На самом деле, нет недостатка в якорях, предоставляемых рьшочными экспертами (например, предсказания экономистов и рьшочных аналитиков). «Экономисты из дилерского зала обладают самым сильным влиянием на рынки, и на то, на чем на самом деле фокусируется рынок. Потому что если они говорят дилерам: «Это важное число», -тогда дилеры больше ни на что и смотреть не будут», - говорит один финансовый журналист. Конечно, средства финансовой информации играют фундаментальную роль в снабжении участников рьшка якорями. «Без нас они не знают, где находится рьшок», - заключает другой финансовый журналист.

В то время как эффекты якоря наблюдаются постоянно, как внутри, так и снаружи рьшков, они могут даже активно порождаться, если намеренно давать людям, принимающим решения, оценку, которая затем служит в качестве якоря для их решений. В проницательном исследовании Тверски (Tversky) и Канемана (Kahneman)", перед участниками раскручивали колесо фортуны, а затем участникам бьш задан вопрос, является ли процентное соотношение африканских стран в Организации Объединенных наций выше или ниже, чем число, указанное колесом фортуны, и каким, на их взгляд, является реальный процент африканских стран в Организации Объединенных Наций. Колесо фортуны путем манипуляций заставили остановиться на цифре 65 в одной группе и 10 в другой группе людей, принимающих решения. Несмотря на то, что люди предположили, что это бьшо чисто случайное число, результаты в двух группах бьши явно разными. Когда число на колесе (то есть внедренный якорь) показало 65, участники в среднем оценили, что процентное соотношение африканских стран в Организации Объединенных Наций составляет 45. Когда число на колесе показало 10, оценочное соотношение африканских стран в Организации Объединенных Наций упало до 25, даже когда участникам платили за точные оценки, эффект якоря не изменился в обеих группах.



Наконец, эвристика якоря-и-корректировки важна не только для количественных оценок, но также для решений, включающих в себя качественные результаты™. Действительно, эмпирические исследования безошибочно показывают, что даже эксперты полагаются на процессы якоря-и-корректировки, чтобы принять решение. Например, в одном исследовании опытные профессиональные агенты по продажам недвижимости объезжали дома, выставленные на продажу. Им была предоставлена всесторонняя информация о домах. Однако различным агентам бьша предоставлена различная информация о прейскурантной цене домов. Агентов по продажам недвижимости, многие из которых являются ветеранами в своей области, попросили оценить стоимость домов. Хотя они сознательно не расценивали прейскурантную цену как важную информацию, их оценочные стоимости значительно отличались. Агенты, которые увидели более высокую прейскурантную цену, решили, что дома более ценны, а, следовательно, предоставили значительно более высокие оценочные стоимости домов, чем другие". Подобные открытия предполагают, что и на валютном рьшке опыт и знание дела не сводят на нет сильное влияние эвристики якоря-и-корректировки на решения трейдеров.

Ошибка хиндсайта (ретроспекции)

«Как часто я сидел вот так и говорил: «О, этот доллар, на него очень хороший спрос, и этот доллар собирается вырасти», - и ничего не делал. А затем наблюдал за тем, как он идет вверх, а я не заработал денег потому, что ничего для этого не сделал», - размышляет один трейдер о великих сделках, которые он так и не заключил. С психологической точки зрения, мы могли бы добавить «ему кажется, что он так и не заключил», потому что когда люди вспоминают о событиях и их развитии, они не просто достают информацию из хранилища, так как поступает процессор компьютера с информацией, сохраненной на жестком диске. Ошибка ретроспекции демонстрирует, что помнить - это значит психологически реконструировать. Ошибка хиндсайта описывает склонность людей, принимающих решения, подобньтх этому трейдеру, ретроспективно воспринимать свои прошлые предчувствия и предсказания как более точные, чем эти предчувствия и

предсказания бьши на самом деле в то время, когда они имели место. Как только люди ознакомлены с реальными итогами и знают ход I истории, ошибки ретроспекции приводят к тому, что они верят, что такие события, как итоги парламентских выборов, недавний взрыв пузыря фондового рьшка и внезапный рост популярности валюты, бьши очевидны и неизбежны даже до того, как они произошли. Эту ( тенденцию «я всегда знал» - можно в равной степени обнаружить I как среди дилетантов, так и среди экспертов, принимающих решения. Она срабатывает автоматически; принимающие решения люди обычно не отдают себе отчета, что их текущие суждения о прошлом находятся под в.чиянием ретроспективного знания".

Широко известный пример ошибки ретроспекции дается [психологами Барухом Фишхоффом (ВаплсЬ Fischhoff) и Рут Бейт (Ruth Beyth). Он касается визитов президента США Никсона (Nixon) в Китай и Россию в 1972 году. До отъезда Никсона участникам I исследования предложили оценить вероятности различных собьггий и итогов, таких как встреча Никсона с Мао (Мао) или совместная I космическая программа США и России. После возвращения Никсона участникам предложили вспомнить свои изначальные предсказания. Результаты показали наличие ошибок ретроспекции, поскольку большинство участников считали, что они дали более высокие вероятности для событий, которые произошли на самом дече, и более \ низкие вероятности для событий, которые не произошли

Этим бьшо продемонстрировано, что ошибки ретроспекции оказывают влияние на экономические ожидания" а интервью с трейдерами дают достаточно свидетельств ошибок ретроспекции, в том числе и среди участников валютного рынка. «Почему я не сделал I того, о чем все время знал?» - задается вопросом относительно недавнего торгового решения один трейдер, в то время как другой трейдер отмечает, что в оценках торговьк решений других всегда присутствует хиндсайт. Если торговые решения оказываются плохими, то критика со стороны других членов торговой команды и начачьства, скорее всего, будет окрашена ошибкой ретроспекции: «Ты решил сыфать на повышение - если все в порядке, ты никогда ничего об этом не услышишь. Однако, если ты ифаешь на повышение, а цена пойдет вниз, ты получишь убытки, а затем [с точностью в] 100%, ты услышишь фразу: «Да, я придерживался другого мнения».



«Анализировать причину своих убытков ... я думаю, очень важно. Усвоить опыт, проанализировать, что было неверно», -говорит один трейдер. Ошибки ретроспекции в оценке торгового решения делают подобный анализ затруднительным, поскольку приводят к тому, что люди, принимающие решения, начинают верить, что, по словам другого трейдера, они «все заранее знали». Финансовые рьшки часто дают участникам возможность «убедить себя в том, что они могли бы сделаТь правильный выбор, если бы они лучше старались, или что они смогут это сделать заранее в будущем»". На валютном рьшке хиндсайт придает прошлому развитию событий иллюзорную логику и предсказуемость, которая осложняет должное обучение на своем опыте. Эта иллюзорная логика влияет на будущее взаимодействие участников с рынком и качество их торговых решений (например, когда она удерживает участников от открытого анализа прошлых стратегий заключения сделок и от того, чтобы учиться на ошибках, которые они могли бы совершить).

Таким образом, знание о хиндсайте не только дает утешение трейдеру, слова которого были процитированы в начале этого раздела, но также обеспечивает его более реалистичным пониманием для его будущих торговых решений. Как замечает другой трейдер, размышляющий о том, чему он научился в биржевой торговле: «Я выяснил, что хиндсайт является самым превалирующим в том, что касается сделок, которых я так и не заключил... мне всегда казалось, что все размышляют о выгодных сделках, которых они не заключили, в противоположность тому, чтобы сказать: « Что ж, хорошо, что я этого не сделал»».

Краткие ссылки

Чтобы получить полную информацию, см. главу со ссылками в конце книги.

1. Yates, F. J. (1990)

2. Maas, P. and Weibler, J. (1990)

3. Watzlawick,P. (1967)

4. Mullen, B, and Riordan, C. A. (1988)

5. Stoner,J. A. (1961)

6. Moscovici, S. and Zavalloni, M. (1969)

7. Brown, R. (1986)

8. Bray, R. M, and Noble. A. M. (1978)

9. Isozaki.M.(I984)

10. Maital, S. (1982)

11. Bernoulli, D. (1738/1954)

12. Kritzman,M. (1998)

13. Bai-on, J. (2000)

14. Starmer,C.(1993)

15. von Neumann, J. and Morgenstern, O. (1947)

16. Edwards, W. (1954)

17. March, J. G. and Simon, H. A. (1958)

18. Simon, H. A. (1957)

19- Kahneman, D. and Tversky, A. (1979)

20. AUais, M. (1953)

21. Ellsberg,D.(1961)

22. Tvei-sky, A. and Kahneman, D. (1974)

23. Frey, B. S. (1990)

24. Slovic, P. (1990)

25. Beach, L. R. (1997)

26. Pennington, N. and Hastie, R. (1992)

27. Jungermann, H. and Thuring, M. (1987)

28. Klein, G. A. (1998)

29. Klein, G. A. (1993)

30. Hogarth, R. and Reder, M. W. E. (1987)

31. Lopes, L.L.( 1995)

32. Zeckhauser, R. et al. (1991)

33. Tversky, A. and Kahneman, D. (1988)

34. McNeil, B. J. et al. (1982)

35. De Bondt, W. F. M. and Thaler, R. H. (1994)

36. Simon, H. A. (1959)

37. Thaler, R. H. (1992)

38. Rubinstein, A. (2003)

39. Newcomb, T. M. (1972)

40. Schartstein, D. S. and Stein, J. C. (1990)

41. Sherif,M.(I936)

42. Asch,S.E.(1951)

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [ 16 ] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53]