назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [ 5 ] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90]


5

ГЛАВА

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

«Невнимательность губительна» ИСТОРИЯ СВЕЧНЫХ ГРАФИКОВ

Японцы первыми применили технический анализ в торговле на одном из первых в мире фьючерсных рынков - рынке фьючерсов на поставку риса. Появление этого рынка в Японии относится к началу XVII века. Любопытно, что своими корнями японский фьючерсный рынок риса уходит в военную историю страны.

В 1600 году- после столетней междоусобицы даймё (японских феодалов) - генерал Ясу Токугава, резиденция которого находилась в Эдо (старинное название Токио), выиграл знаменитое Секигахарское сражение. Эта победа способствовала объединению Японии. Впоследствии генерал Токугава стал сегуном всей Японии. По его мудрому указу, побежденные даймё вместе с семьями обязаны были жить в Эдо. Так что когда феодалы разъезжались по своим владениям, все члены их семей оставались в Эдо в качестве заложников. Основным источником дохода феодалов был рис, который они брали в виде пошлины с крестьян, обрабатывавших их поля. Но доставить собранное прямиком в Эдо было невозможно, поэтому в портовом городе Осака были построены хранилища для риса.

Обитая в Эдо в тесном соседстве, эти богатые даймё старались перещеголять друг друга в пышности нарядов, особняков и прочей роскоши. Их соперничество нашло отражение в известной поговорке того времени: «у эдоийца прибыль не залеживается и на день». Из нее следует, что даймё из Эдо были расточителями и предавались дорогим удовольствиям. Чтобы обеспечить себе такой образ жизни, даймё продавал рис из хранилища в Осаке, а иногда и из будущего урожая. В этих случаях в хранили-



ще выписывались квитанции на будущий рис. Они назывались «пустыми рисовыми контрактами» (так как физически этим рисом никто не обладал) и продавались на вторичном рынке. Так закладывался фундамент одного из первых в мире фьючерсных рынков.

Рисовые фьючерсы стали предметом активной спекуляции, и именно она привела к появлению технического анализа. Самым знаменитым трейдером на рисовом фьючерсном рынке был Хомма: его деятельность приходится на начало XVIII века. Он заметил, что, помимо соотношения между предложением и спросом на рис, большое влияние на рьшок оказывали и эмоции трейдеров. В силу этого временами рыночная оценка будущего урожая отличалась от его фактического размера. Поэтому изучение эмоционального состояния рынка может помочь в прогнозировании цен, заключил он. Иначе говоря, Хомма понял, что между стоимостью и ценой риса есть разница. Эта разница между ценой и стоимостью и сегодня характерна для акций, облигаций и валют в той же мере, что и для рисовых фьючерсов несколько веков назад.

В переведенных мною материалах свечные графики часто именуются графиками Сакаты: они названы так в честь портового города Сака-та, где жил Хомма. Однако, по моим данным, Хомма вряд ли использовал свечные графики. Скорее, они появились на начальном этапе Мейджий-ского периода в истории Японии (в конце XIX века), о чем будет подробнее сказано далее, в разделе о развитии свечных графиков.

Вопрос о том, является ли Хомма создателем данного метода графического анализа, остается открытым. Но ведь установить, создал или только использовал графики для торговли тот или иной человек (в данном случае - Хомма), не столь важно. Просто для Запада характерна дотошность в установлении персонального авторства. Вероятнее же, что дошедшие до нас свечные графики и все методы их анализа стали накопительным итогом работы нескольких поколений трейдеров. Пусть не Хомма первым построил свечные графики, но он осознал, что психологический аспект рынка очень важен для успеха в торговле. И, судя по имеющимся данным, технический анализ в Японии в его изначальных формах действительно касался не столько графиков, сколько психологии рынка.

В книге «Золотая жила - как три обезьяны считали деньги» (The Fountain of Gold - The Three Monkey Record of Money), предположительно написанной Хоммой, автор заявляет: «После 60 лет непрерывного труда я постепенно обрел глубокое понимание движений рисового рынка». Далее говорится: «Когда все настроены по-медвежьи, есть основание для роста цен. Когда все настроены по-бычьи, есть основание для падения цен». Это заключение перекликается с ньшешней теорией противоположного мнения - очень ценным для многрсх трейдеров инструментом. Напомню, что упомянутая книга написана в 1755 году. Подумать только: японцы торговали по принципу противоположного



мнения еще до становления государственности в Америке! Удивило и озадачило меня поначалу и заглавие книги: при чем тут какие-то «три обезьяны»? Но потом, в одной из переведенных мною книг, я наткнулся на сравнение принципов успешной торговли с правилами трех обезьянок, о которых мы знаем с детских лет: они учат не видеть, не слышать и не говорить плохого. И тогда меня осенило: этим названием Хомма хотел сказать трейдерам, желающим открыть свою «золотую жилу», что они должны следовать принципам этих обезьян, а именно:

1. «Не видеть плохого»: увидев бычью (медвежью) тенденцию, не дайте ей себя увлечь; расценивайте ее как возможность для продажи (покупки).

Как сказано в «Золотой жиле...», бычья (янь) и медвежья (инь) ситуации всегда чередуются. Следовательно, в рамках всякого бычьего рынка имеется медвежий, а в рамках медвежьего - бычий. Эта концепция позволяет понять, почему в японской методике свечного анализа сделан столь сильный упор на модели разворота, а не продолжения тенденции.

2. «Не слышать плохого»: услышав бычью новость, не покупайте; услышав медвежью новость, не продавайте.

Надежнее, пожалуй, открыть позицию после выяснения реакции рынка на поступившую информацию, а не в момент ее поступления. Как отметил Бернард Барух - биржевой миллионер и советник президента, на колебания рынка влияют «не сами события, а наша реакция на них». Из рис. 2.1 видно, что реакция рынка на новость может не уступать по значимости самой новости.

Война в Ираке разразилась в первые дни августа 1990 года. Но, как видно из рис. 2.1, цены на золото застыли на отметке 425 долл. Это был их максимум, установленный ранее в том же году. Цены не смогли преодолеть его, несмотря на Ближневосточный военный конфликт. Подобная неспособность цен подняться на фоне потенциально бычьих новостей сообщает массу интересного о состоянии рынка, а именно: нужно остерегаться рынка, не поднявшегося от бычьей новости. Обратите внимание, что после неудачи на уровне 425 долл. золото сильно «потускнело», вернувшись два месяца спустя к своему докризисному уровню 360 долл.

Опасайтесь также «тактики шушуканья», как ее называют японцы. Это распространение ложных слухов для обмана остальных участников рынка. Старайтесь избегать торговли на рынке, взбудораженном слухами. Исаак Ньютон сказал однажды: «Я могу рассчитать движение небесных тел - но не безумства людей». Так стоит ли участвовать в безумствах?

[Старт] [1] [2] [3] [4] [ 5 ] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90]