назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [ 72 ] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182]


72

Alan Lightman. Great Ideas in Physics. - New York: McGraw-Hill, 2000.

жер, который демонстрирует отсутствие разумной скромности, хвастаясь своими достижениями, показывает, что не готов к постоянно меняющейся реальности рынка. Может быть, хвастаться легче, чем тратить энергию на рутинную работу, необходимую для получения прибылей, но иногда это - сознательный прием, скрывающий серьезные проблемы.

Об этом хорошо сказал Альберт Эйнштейн в своей речи о проблемах образования, с которой он выступил в 1936 году в Олбани, шт. Нью-Йорк, опубликованной в книге Great Ideas in Physics (Великие идеи в физике): «Стремление к признанию и одобрению - это здоровое стремление, но желание, чтобы вас признали лучшим, более сильным и интеллектуальным, чем ваш коллега-ученый, часто приводит к эгоистическим психологическим установкам, которые могут оказаться вредными и для самого ученого, и для общества»*.

Желание быть лидером характерно не только для топ-менеджеров. Управляющие инвестиционными портфелями также нередко этим страдают. В ответ на одну из наших колонок-обозрений, которую мы написали для MSN MoneyCentral, пришло письмо читателя: «Нидерхоффер - это лучший пример гордыни, которая предвещает падение. Сразу после того, как его признали лучшим управляющим хедж-фондом, он написал в 1996 году книгу, выступал как почетный гость на многих конференциях и скоро оказался в полном забвении».

Нельзя отрицать правоты нашего корреспондента, но мы можем гарантировать, что в будущем Вик уже никогда не будет стремиться стать «номером 1» среди управляющих хедж-фондами. Он уже усвоил, что гонку выигрывает тот, кто бежит «надежно и в ровном ритме». Механика сложных процентов такова, что, если ваши акции будут постоянно приносить прибыль, а потом чуть более 10% этих акций будет продано, вам этого будет вполне достаточно для достижения финансового процветания. Если же вы стремитесь к значительно бо-



Michael Lewis. Self-Conscious Emotions/ZGale Encyclopedia of Childhood and Adolescence, January 1, 1995.

лее высоким прибылям, то и риск возрастет соответственно. Этот дополнительный риск может привести к краху, особенно, если финансовые возможности конкурентов выше ваших.

Высокомерие и наглость

Мы хотели бы провести четкую границу между смелыми идеями и манией величия. Уверенность в себе необходима для успеха, а высокомерие - это самоуверенность, которая не выдерживает проверки реальностью. Увы, никто из нас не совершенен. Ловушка захлопывается, когда человек, пораженный высокомерием, пытается убедить себя в том, что постоянно должен быть на самом верху. Для того чтобы обрести чувство уверенности в себе, можно «изменить стандарты, правила и цели или изменить представление о том, что считается успехом», - пишут Майкл Льюис и Роберт Джонсон в статье Self-Conscious Emotions (Самоосознаваемые эмоции) в книге The Encyclopedia of Childhood and Adolescence (Энциклопедия детства и подросткового возраста)*.

Отец Вика, Артур (Арти) Нидерхоффер, - очень скромный человек, несмотря на свои многочисленные достижения и как офицера полиции, и как практикуюш,его юриста, и как исследователя, мастерски описал отличие между уверенностью и высокомерием в статье для Connecticut Law Review, напечатанной зимой 1970-1971 годов. Арти писал о высокомерном поведении судьи во время процесса, проходившего в Чикаго. Этический кодекс Американской ассоциации юристов призывает судей быть «сдержанными, внимательными, терпеливыми и беспристрастными». Когда адвокат обвиняемого Бобби Скейла попал в больницу, судья Джулиус Дж. Хоффман отказал Скейлу в просьбе перенести слушания по его делу. Он также приказал заключить в тюрьму двух адвокатов без права заменить это постановление штрафом за «неуважение к суду».



Arthur Niederhoffer and Alexander В. Smith. Power and Personahty in the Courtroom: The Trial of the Chicago /Connecticut Law Review, Winter 1970-1971.

постоянно прерывал адвокатов защиты и отказывал им практически во всех просьбах. Арти писал:

Как возможно, чтобы федеральный судья был так предвзято настроен против защиты, что готов был «поддержать любые возражения обвинения, даже если они не были заслушаны и поняты», и превратить слушания в юридический фарс? Мы думаем, что самая убедительная причина такого поведения - высокомерие.

В древнегреческой философии в основе концепции справедливости лежало имплицитное представление об определенном богами социальном порядке, в котором у каждого человека есть свое место и своя роль в этом мире. Высокомерие и гордыня расценивались как серьезнейший недостаток характера, из-за которого человек нарушал самые важные социальные нормы и обычаи. Немезида, богиня возмездия, непреклонно наказывала таких нарушителей, и в их жизни, по словам Аристотеля, «счастье сменялось страданием». Это было одной из самых важных тем древнегреческих трагедий, но в третьем международном издании толкового словаря Вебстера, где объясняется значение этого понятия, вы уже не почувствуете подобной трагической ноты. Высокомерие определяется весьма прозаично, как «чрезмерная гордость, самоуверенность и заносчивость».

В еврейском фольклоре мы можем найти похожее понятие - шуцпа (chutzpa), которое обозначает нахальство, дерзость и высокомерие.

И высокомерие (hubris), и шуцпа похожи по смыслу, но какое же между ними отличие? Высокомерие - это свойство цивилизации на пике могущества, когда она оказывается хозяином подвластного ей мира. Ее герои бросают вызов богам-олимпийцам. Мы немедленно вспоминаем Прометея, Сизифа, Агамемнона и Эдипа. Отличие «шуцпа» в том, что это относительно современное понятие, источник которого - опыт жизни в гетто, в слабых, рассеянных и отчужденных еврейских общинах. Высокомерие возникает из осознания своего могущества. Шуцпа - это компенсация своего бессилия.

Высокомерие может быть долгое время скрытым, замаскированным. Часто оно поначалу кажется свидетельством высокой требовательности и честности, которые ведут к успеху, а не фатальной переоценкой собственных сил, предвещающей фиаско. Высокомерие несет с собой почти религиозную ауру, а шуцпа не вызывает подобного священного трепета*.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [ 72 ] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182]