назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [ 43 ] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182]


43

Elroy Dimson, Paul Marsh, and Mike Staunton. Murphys Law and Market AnomaUes/ZJournal of PortfoUo Management, vol. 25-2 (Winter 1999).

лоса началась в 1983 году, после того как вдохновленные этим исследованием инвесторы стали вкладывать в них свои деньги. Димсон, Марш и Стаунтон привлекли внимание публики к этим событиям в своей статье Murphys Law and Market Anomalies (Законы Мерфи и рыночные аномалии)*, опубликованной в 1999 году. По иронии судьбы, именно в 1999 году, когда была опубликована эта статья, прибыли небольших компаний оказались одними из самых лучших за прошедшие годы. В 2000 и 2001 годах небольшие компании продолжали получать более высокие прибыли, чем крупные компании, входяш;ие в S&P 500.

На самом деле панорама рынка настолько обширна и раз- нообразна, что можно найти примеры, подтверждаю-jr ш;ие любые гипотезы и теории. Для того чтобы прове-рить, не начался ли новый цикл, к кому вы обратитесь в первую очередь? К спекулянтам, биржевым игрокам.

Мы отобрали 20 самых привлекательных и самых непривлекательных компаний S&P 500 по итогам 2000 года. Нужно учесть, что в текуш;ем индексе S&P 500 есть несколько компаний, которые туда не входили в начале 2000 года. Мы обнаружили, что 20 лучших акций по итогам 2000 года в среднем снизились за последуюгцие 16 месяцев (данные до 29 апреля 2002 года) на 11%. Среди наиболее пострадавших - акции компании Calpine, которые упали на 76%, компании PerkinElmer Inc. - падение на 76% и компании Allergan - снижение на 32%. Ситуация выглядела бы еш;е хуже, если бы были учтены данные по компаниям, подобным Enron, которые были в 2000 году звездами индекса S&P. Акции Enron были исключены из этого индекса в ноябре 2001 года, и мы их не учитывали по этой причине, а если бы Enron осталась в списке, она бы понизила средние результаты 20 лучших по итогам 2000 года компаний еш;е на 5%.



Цены 20 худших по итогам 2000 года акций в среднем не изменились в следующие 16 месяцев, хотя в этом списке есть и преуспевшие компании, акции которых очень существенно подорожали. Так, акции компании American Greetings поднялись на 91% за период с 29 декабря по 29 апреля 2002 года; Apple Computer - на 55%; Cendant - на 91%; Circuit City - на 86%, Dell - на 48%. А вот индекс S&P 500 в целом снизился за 16 месяцев на 19%. Обобщенные данные представлены в табл. 3.3.

Ясно, что покупка акций худших компаний не гарантирует богатства. Интернет-компания Yahoo, акции которой упали на 86% в 2000 году, потеряла за следующие полтора года еще 53% стоимости своих акций. Сходная ситуация сложилась с акциями компаний Novell, Lucent и Gateway. Что касается компании WorldCom, то ее акции сначала упали с 13,15 до 2,35 долл. за акцию, и падение продолжалось до 1 июля 2002 года, когда цена акции достигла 6 центов.

Затем мы проанализировали акции крупных компаний, чтобы проверить, подвержены ли они трендам. Мы обнаружили, что для больших фармацевтических компаний характерен трехнедельный цикл подъемов и спадов. Так, акции Johnson & Johnson падали три недели подряд начиная с последней недели апреля 2002 года. Ваш прогноз? Начнут ли эти акции подниматься, или падение продолжится? Ответ «да» характерен для людей, которые склонны к «ошибке азартных игроков» (gamblers bias), второй ответ - «нет» - выбирают те, кто верит в «удачные/неудачные» полосы, и он называется

Таблица 3.3. Рейтинги и прибыли

Компании S&P 500 % роста/снижения

(рейтинг 2000 года) за следующие 16 месяцев

20 лучших -И

20 худших О

Индекс S&P 500 -19



* Gamblers bias (ошибка азартных игроков) - это ожидание того, что если, например, при игре в рулетку или в кости какое-то число долго не выпадало, то оно вот-вот должно выпасть. На самом деле, с точки зрения теории вероятностей, исход каждого следующего броска абсолютно случаен и никак не зависит от результатов предыдущих бросков. Representation bias (ощибка представительности) - это убежденность, что какая-то тенденция (или тренд) продолжится, потому что началась «полоса» везения/невезения, хотя на самом деле все происходит случайно и никакой закономерности нет. - Прим. пер.

** Эвристиками в психологии называют простые правила, которые люди применяют, чтобы принять рещения, не имея достаточной информации. Например, убежденность в том, что «толстая книга - это умная книга» - это эвристика объема. Эвристики иногда «работают», а порой приводят к ошибкам. - Прим. пер.

*** Daniel Kahneman, Paul Slovic, and Amos Tversky. Judgment under Uncertainty: Heuristics and Biases. - Cambridge, England: Cambridge University Press, 1982.

«ошибкой представительности» (representation bias)*. На самом деле акции Johnson and Johnson падали 10 недель подряд. Но такого рода пример - это просто отдельный факт, который отнюдь не подтверждает точку зрения приверженцев суш,е-ствования трендов. Как писали в своей классической книге Judgment Under Uncertainty: Heuristics and Biases (Суждения в ситуации неопределенности: эвристики** и ошибки)*** психологи Даниэль Канеман, Пол Словиц и Амос Тверски, распространенная склонность оценивать вероятность события на основе того, насколько легко оно припоминается, ведет к разнообразным ошибочным суждениям и заключениям. Примером может служить оценка вероятности инфаркта у людей среднего возраста на основе припоминания того, что происходило с вашими знакомыми этого возраста. Вряд ли кто-то серьезно отнесется к подобным «медицинским» заключениям, но, когда люди рассуждают о рынке, они часто используют такую логику.

Для того чтобы доказать это утверждение, недостаточно данных о больших фармацевтических компаниях, потому что таких компаний слишком мало. Поэтому мы провели исследование динамики акций 10 крупнейших компаний, входяш;их в индекс NASDAQ, и 10 крупнейших компаний, входящих в

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [ 43 ] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182]