проявлением иллюзии контроля). Однако сейчас я вижу третий, наверняка наиболее гфавильный вариант ответа: мои зачастую успешные прогнозы являлись не более чем иллюзией. На самом деле мои удачные прогнозы перемежались неудачными, которые я просто старался «не замечать».
Нетдгшая корреляхщя. Еслн люди не ожвдают увидеть корреляцию между факторами, то даже сильная связь может остаться незамеченной.
Причинность. Наличие корреляции между факторами еше не означает, что один из них является причиной для другого.
Эффект контраста
ее Что не нужно, то всегда слишком дорого»
Катон младший, древнеримский политик
Мы склонны преувеличивать разницу между сравниваемыми величинами. Классический пример: три ведра воды. В первое налита холодная вода, во второе теплая, в третье горячая. Первоначально необходимо опустить левую руку в ведро с холодной водой, а правую руку в ведро с горячей водой. Подержав в указанных ведрах свои руки на несколько минут, затем необходимо обе руки поместить в среднее ведро с теплой водой. В результате мы от левой руки получим информацию, что в этом ведре вода горячая, а от правой - что холодная. Вместо ведер с водой мы можем взять цены (низкая - средняя -высокая). Это наиболее яркий и доступный пример влияния эффекта контраста, когда после горячей воды теплая нам уже кажется холодной. Так как на рынке каждой длинной позиции соответствует короткая, то люди (трейдеры, инвесторы) неизбежно воспринимают движение цены неадекватно происходящему. Комбинация "сначала высокая и затем низкая цена" может сподвигнуть нас на покупку, так как новая цеиа будет казаться нам ниже, чем это есть на самом деле. Аналогично комбинация "сначала низкая цена и затем высокая" может привести к появлению у нас желания продать.
с( Что оешево обходится, мало ценится»
Миге.пь де Сервантес Сааведра, испанский писатель
Современные аналитики часто используют эффект контраста, когда публикуют свои прогнозы о прибыли акционерных компаний и оказывая тем са.мым сильное влияние на динамику их акций. Комбинация «осорошие ожидания ло прибыли и затем реальность хуже ожидания» приводит к продажам акций, даже если компания имела неплохую прибыль Чем значительней разница между ожидаемыми и фактическими данными, тем волатильней будет последующее движение цены. Сейчас часто используется комбинация "плохие или заниженные ожидания и хорошая реальность". Рынок нормально реагирует падением котировок на ожидания низкой прибыльности илн даже убыточности. Однако последующая реакция рынка на хорошие фактические данные является ненормальной, так как подвергается эффекту контраста. Тем самым аналитики добиваются достижения более высоких итоговых ценовых уровней, чем это было бы при естественном ходе событий. Коротко эффект контраста работает на
покупку в комбинации "ожидается плохо - фактически происходит лучше", и на продажу в комбинации "ожидается хорошо - фактически происходит хуже". Здесь же нельзя забывать про торговое правило: «покупаем слухи и продоем факты».
«Все хорошие вещи дешевы, все плохие - очень дороги» Генри Дейвид Торо. американский писатель
Если вы последовательно получили сначала убытки, а затем прибыль, то эффект последней (моральное удовлетворение от получения прибыли) вам покажется намного меньше реального. Также и наоборот.
«Даровому товару дешева цена»
Русская пословица
Эффект привязки
Данный эффект является одним из проявлений эффекта контраста Если вы первоначально думали о шансах на рост или падение как об очень высоких (высокая привязка), то последующее ваше мнение будет привязано к предыдущему и будет завышено. Если же первоначально вы оценивали шансы на рост или падение как очень незначительные (низкая привязка), то последующее мнение окажется заниженным. Это касается не только оценки риска и вфоятности, но и расчета уровней сопротивления и поддержки, а также цен для тейк-профитов и стоп-лоссов.
Вероятность
«Исход любого отдельного периода в беЛсболе почти невозможно предсказать, потому что он определяется не только отбивающим мяч. но и подающим, и случайными событиями. Однако, когда мы соберем в одно целое много случаев, мы нейтрализуем эти усложняющие факторы. Зная же игроков, мы в средне.» можем предсказать, на что они способны во время игры»
Дэвид Майерс «Согрюльная психология»
Так, например, нельзя уверенно сказать, пойдет ли верующий человек в следующее воскресенье в церковь (установка - верующий человек). Его желание пойти в церковь может столкнуться с невозможностью это сделать. Ужасная погода, плохое самочувствие и многое другое может изменить поведение человека в конкретную суббогу. Однако в целом мы люжем достаточно точно утвфждать, что этот человек по воскресеньям ходит в церковь. Отсюда видно, чго воздействие установок становятся более очевидным, когда анализируется масса явлений, а не какое-либо одно событие. Именно это правило используется аналитаками при оценке вероятности наступления того или иного события.
Эвристика репрезентативности
Когда количество факторов в сценарии увеличивается, его вероятность неуклонно падает, но его репрезентативность - привлекательность - м(»кет расти. Нас привлекают более сложные, но снабженные большим количеством деталей (например, индикаторов при проведении технического анализа), сценарии. Хотя суммарная вероятность одновременного исполнения всех факторов вместе явно ниже, чем реализация одного фактора. Поэтому опытные трейдеры НС рекомендуют использовать сложные стратегии, а новички наоборот, стремятся к усложнению стратегий, более репрезентативных для них и, соответственно, с развитием ложной уверенности.
Например, вероятность успешности двух индикаторов достигает 80%. Под вероятносгью успешности мы здесь понимаем количество правильных прогнозов, сделанных с простым применением одного конкретного индикатора. Применив правило сложения вероятностен, получим итоговую оценку успешности применения обоих индикаторов вместе - 0.64 (0.8 ♦ 0.8). Это значительно ниже исходной вероятности успешности каждого отдельно взятого индикатора.
Пс-ихо.чогия математического ожидания
Обычная экономическая теория исходит из того, что человек является существом рациональным, который всегда совершает действительно правильный, статистически оправданный выбор. Однако, как мы увидим немного ниже, это далеко не так. Реальность человеческой психики вносит свои коррективы в красивые теоретические выкладки.
Вероятность соединенных событий обычно переоценивается. Соединенные события - фуппа событий, только одновременный выигрыш в каждом из которых обеспечивает общий положительный результат. Тенденция переоценки вероятности объединенных событий особенно важна при оценке вероятности работоспособности комплексных систем. Т.е., чем сложнее торговая система, тем на самом деле менее работоспособна она.
Сдвиг предпочтений
Проведем эксперимент, где перед вами стоит выбор между двумя альтернативами А и Б:
А. Купить фьючерсный контракт на сахар (Sugar) - очень хорошая по потенциальной доходности сделка, но средняя по вероятности получения этой доходности;
Б. Купеть фьючерсный контракт на кофе (Coffee) - очень хорошая по вероятности получения дохода сделка, но средняя по дохошости.
Каждый человек сделает свой выбор в зависимосли от того, чему он отдаст предпочтение - доходности или надежности (вероятности получения этой доходности). Большее число людей при этом выберут последний вариант («синицу в руке»), предпочтя ее «журавлю в небе». В последнем случае мы увидим сдвиг в пользу альтернативы Б.