Интуиция
Интуиция - «...мгновенное знание чего-либо без доводов или анализа» (Дэвид Майерс, «Социальная психология»).
Считается, что интуиция управляется правым полушарием мозга. Левое при этом отвечает за сознательное. Хиндсайт является одним из проявлений интуитивного определения какой-либо ситуации как «я это знал». Исследования, проведенные с интуитивными оценками квалифицированных психиатров и статистической оценкой показали превосходство последней. Статистика также не является чем-либо абсолкэтно верным, однако она в большинстве случаев оказывалась более верной, нежели интуиция психиатров.
«Исследоват1Я физиологов показывают, что .мы испытываем определенные чувства по отношению к чему-либо за долю секунды до того, как начинаем об этом размышлять»
Роберт Чалдини, «Психология влияния»
Эвристика доступности. Это интуитивный процесс, в котором человек, принимающий решение, оценивает вероятность возникновения того или иного события по легкости их прихода на ум. Распространенные или яркие события легче вспомнить и представить, чем редкие.
Иногда приводит к заблуждениям. Если человек легче представляет себе рост котировок, то вероятность наступления этого события он оценит также более высоко. Воображение заставляет думать о некотором событии как о более вероятном. Олнако, если воображение не способно представить тот или иной результат или событие, то вероятность его настлпления кажется наоборот, заниженной Если результат или событие представляются ужасными (например, атомная война или разорение), то вероятность этого события также кажется заниженной. Одним из способов защиты против эвристики доступности является анализ графиков через их -зеркальное отражение, где верх меняется на
ИИЗ.
Одними из проявлений эвристики доступности являются следующие психологические сдвиги в поведении и мнении людей:
1. Люди находятся гораздо больше под влиянием яркой информации, чем под влиянием абстрактной, бледной илн статистической. Яркая информация оказывает непропорционально много влияния на оценку.
2. Чем доступней событие, тем более вероятным оно кажется.
3. Чем более выпукло (ярче или доступней) что-либо, тем больше оно похоже на причину.
4. Положительные перспективы кажутся более вероятными, нежели отрицательные.
Интересно, что реакции, приобретенные в процессе научения, постепенно сносит в сторону внутренних установок.
Результато.м реализации приобретенного опыта будет автоматизм реакций на вновь поступающую информацию. Наступление стрессовой ситуации для неопытного трейдера с большой вероятностью закончится плачевно, так как он
Психология
будет руководствоваться в первую очередь эмоциональными решениями, а на разумную реакцию у него времени уже не будет.
Кратко схема появления автоматизма в человеческом поведении показана на следующем рисунке.
Рисунок 4.22. Стремление к экономии сил приводит к увеличению вероятности появления ошибок
Стрешение к экономии сил
------j
Используем
часть информации
Автоматизм действий
Действительно экономим силы и время, но расплачиваемся увеличением вероятности ошибки, когда поступает неизвестная информация
Неопытный человек, как правило, говорит о рынке как о чемто простом -это свойство каждого несведущего человека. Знание дает понимание всей сложности рынка, когда можно повторить слова древнегреческого философа Сократа:
«Я знаю, что ничего ие знаю»
Полу-чая новые знания, трейдер не только начинает понимать всю сложность происходящего иа рынке, ио и испытывать перед ним страх. Страх за неизвестность, который может спрятаться только после перехода накопленных знаний за некую невидимую черту. Однако такой переход совершают только очень немногие люди.
Информация
«Любая трещина может вызвать на бирже и «бум» и панику... будь то крах банка или только слух, что бабушка вспиего двоюродного брата схватила насморк» Теодор Драйзер, американский писатель
Любая вновь поступающая информация воздействует на наш разум и эмсядиональное состояние
Люди отдают предпочтение следующим типам информации
Рисунок 4 23. Зависимость внимания от «красоты» наблюдаемого объекта
Безобразие
Красота
Обычная информация
Мы склонны любить то. что находится рядом, а также то, что практически недоступно. Средние позиции чаще всего обделены наши.м вниманием, и мы их «не замечаем». Как результат, мы можем пропускать многие неплохие возможности для торговли.
- уже виденной информации,
- информации, за которую большее вознафаждение;
- информации, за которую меньшее наказание (поэтому мы очень часто «не видим» негативных для нас событий);
- интенсивность информации;
- близкой нам информации;
- информации, которую мы хсаим увидеть;
- ожидаемой информации.
Мы обращаем внимание иа яркуто красоту и исключительное безобразие. Что на рынке обычно, скорее останется вне нашего внимания, чем нечто редкое, но необычное. Крайние случаи лучше всего запоминаются, так как они не похожи на все остальные. Как результат, оценивая по крайностям некую выборку, мы склонны переоценивать значимость этих событий, их вес и частоту. Еще большим заблуждением, выходящим из ярких крайностей, является обобщение этих крайностей и возведение их в ранг правила. Впоследствии очень часто то, что еще вчера казалось исключительным, крайним сейчас становится обычным. Таким образом, крайние уровни превращаются в уровни «жизни», а редкие цены в обычные.