- врожденные (не генетические) факторы - хромосомные аномалии, нарушение питание внутриутробного плода (еше до рождения человека), заболевания матери в период беременности и кормления, употребление матерью лекарственных и других веществ;
- факторы окружающей среды - питание (плохое питание не способствует развитию интеллекта), психическая стимуляция (обучение, общение), влияние числа детей в семье (обычно первый ребенок самый интеллектуальный, а последний нет. Так, чем больше детей в семье, тем значительней разница в уровне интеллекта между первым и последним р>ебенком. Русские сказки, где младший Иван всегда дурак, верно подметили эту особенность), социальное положение (детям из малоимущих Cjiocb сложнее повышать свой интеллектуальный уровень и получать нормальное образование).
Интемект трейдера проявляется в его способности логически осмыслить происходящее вокруг и с ним самим и принять на этой основе самое простое и выгодное решение. Если под воздействием инстинкта трейдер действует неосознанно, то интеллект пытается самостоятельно осмыслить эти советы и правила в соответствии с собственным мировоззрением и изменившимися внешними условиями Именно интеллект призван помочь найти выход из возможного тупика, в который может вас загнать простое следование старым правилам и собственным слабостям.
Мышление
Мышление применительно к торговле ка финансовых рынках представляет собой процесс оценки по каждому возможному инвестиционному решению соотношения риск/доходность и выбор наиболее эффективного варианта.
Этапы творческого мышления:
- подготовка, сбор информации;
- инкубация, когда собранная на первом этапе информация «отстаивается». Данный этап длится от нескольких часов до нескольких дней. В это время исследователь может по-новому взглянуть на накопленные факты, добавить новые элементы и убрать ненужные;
- этап озарения, близкого к инсайту, когда решение приходит как бы внезапно;
- разработка, когда найденное на третьем этапе решение проверяется и формулируется.
Этапы повседневного, обыденного мышления:
- изучение условий задачи (какую проблему нужно решить и с помошью каких средств и информации);
- создание общего плана предполагаемых действия, стратегия;
- тактика решения проблемы;
- проверка на исходных данных. Если проверка не пройдена, то процесс повторяется.
Стратегия мышления:
- случайный перебор (метод проб и ошибок).
- рациональный перебор (пошаговое илн посекторное решение проблемы);
- систематический перебор (проверка всех возможных гипотез). Самый сложный подход, но наиболее надежный и полный.
Существует два основных способа поиска решения той или иной проблемы. Первый, осуществляемый при помощи конвфгентного мышления, исходит из того, что существует только одно верное решение. Конвергентное мышление концентрируется на поиске единственного правильного решения с помощью уже имеющихся знаний и логического рассуждения. Второй путь, свойственный дивергентному мышлению, ищет решение по всем возможным направлениям. В большей степени людям присуще конвергентное мышление и вызвано это, скорее всего, традиционным подходом в обучении еще с детства. Творческим личностям в основном присуще дивергентное, не традиционное мышление Результаты этих двух типов мышления вы можете оценить в первую очередь по количеству предлагаемых вариантов решения проблемы. Человек с конвергентным типом мышления может дать один или два варианта, тогда как человек с дивергентным типом мышления предложит множество решений. Также следует отметить оригинальность и подвижность второго типа мышления. Здесь же следует отметить, что творческие личности менее конформны, а стандартом в обществе является конформный человек с конвергентным типом мышления. Здесь же обязательно стоит отметить, что творческое мышление, как еще иногда называют дивергентное мышление, не является прерогативой какого-нибудь общества или класса. Более того, оно является превалирующим у детей. И только с возрастом весь процесс обучения, построенный на принципах подавления личности и привития конформного поведения, приводит к тому, что большинство людей становятся обычными представителями конвергентного мышления.
Удое./етворенцы. Изложите на бумаге все возможные варианты событий, вероятности их наступления, ваши предполагаемые действия и ожидаемые суммы выигрыша. Это позволит вам действительно выбрать наилучший вариант. Однако при этом мы наверняка будем выбирать не самый оптимальный вариант, а тот. который нас удовлетворит.
Рекомендации психологов по снижению смещения оценок риска и вероятности:
- вести точные записи того, как часто отдельные события происходили в прошлом;
- остерегаться думать о желаемом (часто маленькая вероятность переоценивается а большая - недооценивается, плюс еще завышение шансов на выигрыш, плюс завышение шансов при получении большого количества информации и т.д.);
- разбивать сложные события на простые и irx оценка по отдельности, но только при условии независимости этих простых событий.
Эмоции
Эмоции находятся на стыке врожденных и приобретенных реакций человека Они являются одним нз самых ярких и в то же время одним из самых естественных проявлений деятельности человека на финансовых рынках, поэтому им мы уделим наибольшее внимание в ходе изучения индивидуальной психологии трейдера-инвестора.
Кэррол Э.Изард в своей книге «Пси.чология эмоций» дает следующее краткое определение эмоции:
«Эмоция - это нечто, что переэ1сиеается как чувство (feeling), которое мотивирует. организует и направляет восприятие, мышление и действия»
Эмоции сопровождают человека в течение всей его жизни. В каждый момент бодрствования человек переживает какую-нибудь эмоцию, даже если сам этого не осознает Они одинаковы для всех людей и различаются только интенсивностью переживаний и окраской.
С одной стороны, что подтверждается многочисленными исследованиями, эмоциональность человека определяется генетической наследственностью. С другой стороны, с самого первого дня рождения внешняя среда оказывает самое непосредственное влияние на человека и способна коренным образом изменить его эмоциональный статус.
Первоначально процесс «эмоционального обучения» заключается в настройке эмоциональной системы ребенка под реакцию окружающих иа определенное его поведение. Впоследствии, с усложнением связей и расширением внешнего мира все большее значение принимают вновь приобретенные эмоции, а наследственные факторы отступают на второй план, порой становясь абсолютно незаметными.
Одним из результатов «научения» является появление условно-приобретенных эмоций. Многократное однотипное внешнее воздействие, вызывающее определенную эмоцию, в сочетании с другим нейтральным внешним фактором закрепляет условно-рефлекторную связь между последним нейтральным фактором и эмоцией Например, если удары тока, вызывающие страх, сопровождаются вспышками света, то впоследствии одна только вспышка света вызывает страх Опыты, проведенные на животных, показывают, что такие условно-приобретенные эмоции остаются на всю жизнь Психотерапевты отмечают, что для избавления от данного типа эмоций необходимо определить и уничтожить причину их возникновения Обычно большая часть условных эмоций приобретается еще ребенком. Поэтому очень сложно, а иногда, к сожалению и невозможно привить эмоциональную устойчивость уже взрослому человеку, работающему на финансовых рынках.
«... спекулянт, поооаешийся чувствам. - человек пропащий»
Эдвин Лефевр. «Воспоминания биржевого спекулянта»