назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [ 111 ] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147]


111

Психология

ситуации, вполне вероятно привели к реальным убыткам То, что еше пятьдесят лет назад прошло бы незамеченным, сейчас оказывает самое что ни на есть серьезное влияние сначала на финансовую публику, а затем на действия всех ее членов.

«Для того чтобы найти истину, нужно только повернуться стеной к толпе»

Бернар Ле Бовье Фонтенель. французский писатель

Биржевая толпа в точном понимании ее смысла имеется только «на полу» биржи, где брокеры исполняют распоряжения своих клиентов или менеджеров. Все остальные участники этого процесса скорее являются публикой. Последняя в количественном исчислении намного многочисленней, нежели толпа. По этой тфичине большую часть места мы отведем психологии публики, которая немного отличается от психологии толпы, что обосновано разницей в определенных чертах.

Отличия публики от толпы:

публика соединена духовно, но разъединена физически В толпе же существует полное обьединение ее членов,

члены одной публики могут одновременно принадлежать к другой публике. Однако можно быть членом только одной толпы. Отсюда люди в публике более терпимы, чем в толпе; публика менее догматична;

- толпа подчиняется силам природы. Толпа чаще возникает летом, в хорошую погоду, нежели в сиег или дождь. Публика гораздо меньше подвержена силам природы;

в толпе ярче проявляются нашюнальные черты, а в публике - вождя, лидера;

- публика может быть интернациональна, толпа - вряд ли, так как душа толпы, как правило, является отражением расы;

- толпа действующая преобладает над толпой идеализирующей. Публика же наоборот, идеализирующая преобладает над публикой действующей;

- толпу легче обмануть;

толпы стараются избегать открытого силового противостояния с другой толпой;

толпа подчиняется зову предков и обычаев, а публика - гению вождя, публициста.

«Публика - это толпа горазоо менее слепая и гораздо более долговечная...»

Габриэль Тард, «Мнение и толпа» Публики часто воюют меяаду собой (через СМИ).

Возбужденная публика может стать толпой, хотя это случается очень редко.

Финансовую публику объединяет одна общая цель - жажда наживы.



Разновидности толп (публик):

- ожидающая, где правит бал любопытство; внимающая;

манифестантская;

- действующая.

Также и человек, подпадая под действие рыночной толпы, аналогично проходит все стадии ее разновидностей, лишь изредка перескакивая.

Кроме этого толпы бывают спонтанные и организованные. Первые образуются под влиянием внешних факторов (погода, перебои с электричеством и тпV Спонтанные толпы являются естественными Здесь умственные способности людей низводятся до низшего уровня. Именно про них говорят, что толпы неумны. Организованные толпы возникают под действием внутренних факторов (цепь подражаний, верования и т.п.). Они возникают искусственным образом, как правило под влиянием лидера. Здесь рядовые члены толпы стремятся быть похожими на своего вождя. Умственное развитие толпы в этом случае иелико.м и полностью зависит от развития лидера. Способности толпы таким образом могут подниматься выше феднего уровня отдельных ивдивидов. Поэтому нельзя утверждать, что все толпы неумны. По крайней мфе, если толпа организована и обладает умным вождем, то ее действия могут быть также достаточно умными, В некоторых случаях толпа даже может оказаться умнее среднего интеллекта отдельных своих членов,

«... ОЛЯ того, чтобы мыслить, нужно изолировать себя не только от толпы.... но и от пуб.чики»

Габриэль Тард, «Мнение и толпа»

Серж Московичи ввел еще одно понятие толпы, публики - массы, дав ему вполне конкретное определение:

«... масса - это ременная совокупность равных, анонимных и схожих между собой людей, в недрах которой идеи и эмоции каждого имеют выражаться спонтанно»

Человек подпадает под влияние толпы из-за внушения, когда идеи из-вне воспринимаются как наши собственные. Причиной внушаемости людей, говорит Фрейд, является либидо. Одна часть либидо обращена на себя («Я»-либидо), а вторая - на других.

Как возникают толпы (массы)?

1. Ра;фознениые люди сначала должны вступить в связь,

а) физически (города, крупные предприятия и тп);

б) удаленно (ииформашюнные каналы - радио, интернет, пресса, телевидение и тп)

2. Вступив в связь люди заражаются общей идеей, мнением, что очень часто выгладит как внушение,

3. Далее мнение-идея способствуют появлению толпы, то есть объединению многих людей вокрут этой идеи-менения.



Толпа живет прошлым. Она «воспринимает не го, что изменяется, а то, что повторяется». - пишет Московичи. Это дает шанс на проведение анализа и подтверждает один из ключевых принципов существования технического анализа - история повторяется.

Сверх-«Я» толпы в период ее расцвета жестко подавляет любые проявления индив»щуального «Я», разоряя несогласных.

«.Конформизм, предсказуемость, побуждение идентифицировать себя с идеалами коллектива дают определенное удовлетворение»

Серж Московичи. «Век толп»

И прибыль. - можем мы добавить.

«Уничтожение эротических склонностей миметическим желанием, обязанность всегда желать того же, что и другие, неизбежно приводят к затруднениям, вплоть до депрессии. Когда одна из точек насыщения достигнута, стремятся найти выход. Научается резкая перемена».

В этот период жизни толпы Сверх-«Я» сливается с «Я», болыие не подавляя его Следующий шаг уже описан Фрейдом: «На смеиу экзальтации вскоре приходит депрессия, тем более ярко выраженная, чем более бурной была коллективная лихорадка, и эта депрессия неизбежно приводит к пробуждению индивидуальных инстинктов самозащиты и самосохранения».

«Таким должно быть объяснение цикла, которому подчинены естественные толпы»

Серж Московичи, «Век толп»

Разница между индивидом и толпой: индивида убеяадают, массе внушают;

поведение индивида рационально (направлено на создание богатств и вещей), а поведение толпы и, соответственно, индивида в ней иррационально (направлено на идеи и верованм) Толпа проявляется в тенденциях Нет толпы - нет тенденции Сорос, хотя и называет себя ярым противником действий в толпе, пишет:

«Инвесторы, как и определенные виды .животных, гшеют основания для передвижения стадами. Только на точках пе})еги6а тренда курсов не думающие инвесторы, следующие за тенденцией рынка, понесут настоящие убытки, но если они будут проявлять бдительность, то у них есть еозлюжность выжить» Джордж Сорос «Кризис мирового капитализма»

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [ 111 ] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147]