Психология
ситуации, вполне вероятно привели к реальным убыткам То, что еше пятьдесят лет назад прошло бы незамеченным, сейчас оказывает самое что ни на есть серьезное влияние сначала на финансовую публику, а затем на действия всех ее членов.
«Для того чтобы найти истину, нужно только повернуться стеной к толпе»
Бернар Ле Бовье Фонтенель. французский писатель
Биржевая толпа в точном понимании ее смысла имеется только «на полу» биржи, где брокеры исполняют распоряжения своих клиентов или менеджеров. Все остальные участники этого процесса скорее являются публикой. Последняя в количественном исчислении намного многочисленней, нежели толпа. По этой тфичине большую часть места мы отведем психологии публики, которая немного отличается от психологии толпы, что обосновано разницей в определенных чертах.
Отличия публики от толпы:
публика соединена духовно, но разъединена физически В толпе же существует полное обьединение ее членов,
члены одной публики могут одновременно принадлежать к другой публике. Однако можно быть членом только одной толпы. Отсюда люди в публике более терпимы, чем в толпе; публика менее догматична;
- толпа подчиняется силам природы. Толпа чаще возникает летом, в хорошую погоду, нежели в сиег или дождь. Публика гораздо меньше подвержена силам природы;
в толпе ярче проявляются нашюнальные черты, а в публике - вождя, лидера;
- публика может быть интернациональна, толпа - вряд ли, так как душа толпы, как правило, является отражением расы;
- толпа действующая преобладает над толпой идеализирующей. Публика же наоборот, идеализирующая преобладает над публикой действующей;
- толпу легче обмануть;
толпы стараются избегать открытого силового противостояния с другой толпой;
толпа подчиняется зову предков и обычаев, а публика - гению вождя, публициста.
«Публика - это толпа горазоо менее слепая и гораздо более долговечная...»
Габриэль Тард, «Мнение и толпа» Публики часто воюют меяаду собой (через СМИ).
Возбужденная публика может стать толпой, хотя это случается очень редко.
Финансовую публику объединяет одна общая цель - жажда наживы.
Разновидности толп (публик):
- ожидающая, где правит бал любопытство; внимающая;
манифестантская;
- действующая.
Также и человек, подпадая под действие рыночной толпы, аналогично проходит все стадии ее разновидностей, лишь изредка перескакивая.
Кроме этого толпы бывают спонтанные и организованные. Первые образуются под влиянием внешних факторов (погода, перебои с электричеством и тпV Спонтанные толпы являются естественными Здесь умственные способности людей низводятся до низшего уровня. Именно про них говорят, что толпы неумны. Организованные толпы возникают под действием внутренних факторов (цепь подражаний, верования и т.п.). Они возникают искусственным образом, как правило под влиянием лидера. Здесь рядовые члены толпы стремятся быть похожими на своего вождя. Умственное развитие толпы в этом случае иелико.м и полностью зависит от развития лидера. Способности толпы таким образом могут подниматься выше феднего уровня отдельных ивдивидов. Поэтому нельзя утверждать, что все толпы неумны. По крайней мфе, если толпа организована и обладает умным вождем, то ее действия могут быть также достаточно умными, В некоторых случаях толпа даже может оказаться умнее среднего интеллекта отдельных своих членов,
«... ОЛЯ того, чтобы мыслить, нужно изолировать себя не только от толпы.... но и от пуб.чики»
Габриэль Тард, «Мнение и толпа»
Серж Московичи ввел еще одно понятие толпы, публики - массы, дав ему вполне конкретное определение:
«... масса - это ременная совокупность равных, анонимных и схожих между собой людей, в недрах которой идеи и эмоции каждого имеют выражаться спонтанно»
Человек подпадает под влияние толпы из-за внушения, когда идеи из-вне воспринимаются как наши собственные. Причиной внушаемости людей, говорит Фрейд, является либидо. Одна часть либидо обращена на себя («Я»-либидо), а вторая - на других.
Как возникают толпы (массы)?
1. Ра;фознениые люди сначала должны вступить в связь,
а) физически (города, крупные предприятия и тп);
б) удаленно (ииформашюнные каналы - радио, интернет, пресса, телевидение и тп)
2. Вступив в связь люди заражаются общей идеей, мнением, что очень часто выгладит как внушение,
3. Далее мнение-идея способствуют появлению толпы, то есть объединению многих людей вокрут этой идеи-менения.
Толпа живет прошлым. Она «воспринимает не го, что изменяется, а то, что повторяется». - пишет Московичи. Это дает шанс на проведение анализа и подтверждает один из ключевых принципов существования технического анализа - история повторяется.
Сверх-«Я» толпы в период ее расцвета жестко подавляет любые проявления индив»щуального «Я», разоряя несогласных.
«.Конформизм, предсказуемость, побуждение идентифицировать себя с идеалами коллектива дают определенное удовлетворение»
Серж Московичи. «Век толп»
И прибыль. - можем мы добавить.
«Уничтожение эротических склонностей миметическим желанием, обязанность всегда желать того же, что и другие, неизбежно приводят к затруднениям, вплоть до депрессии. Когда одна из точек насыщения достигнута, стремятся найти выход. Научается резкая перемена».
В этот период жизни толпы Сверх-«Я» сливается с «Я», болыие не подавляя его Следующий шаг уже описан Фрейдом: «На смеиу экзальтации вскоре приходит депрессия, тем более ярко выраженная, чем более бурной была коллективная лихорадка, и эта депрессия неизбежно приводит к пробуждению индивидуальных инстинктов самозащиты и самосохранения».
«Таким должно быть объяснение цикла, которому подчинены естественные толпы»
Серж Московичи, «Век толп»
Разница между индивидом и толпой: индивида убеяадают, массе внушают;
поведение индивида рационально (направлено на создание богатств и вещей), а поведение толпы и, соответственно, индивида в ней иррационально (направлено на идеи и верованм) Толпа проявляется в тенденциях Нет толпы - нет тенденции Сорос, хотя и называет себя ярым противником действий в толпе, пишет:
«Инвесторы, как и определенные виды .животных, гшеют основания для передвижения стадами. Только на точках пе})еги6а тренда курсов не думающие инвесторы, следующие за тенденцией рынка, понесут настоящие убытки, но если они будут проявлять бдительность, то у них есть еозлюжность выжить» Джордж Сорос «Кризис мирового капитализма»