Опредсчеиие толпы, данное Густавом Лебоном {Le Bon) в книге «Психология толп» (Psychologie desfoules, 1895)
«Под словом «толпа» подразумевается в обыкновенном смысле собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия luiu пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание».
Однако здесь же Лебон дает более широкое трактование понятия «толпа» - это « .собрание людей (которое - автор) имеет совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивщов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты». Следует добавить, что необходимым условием соединения людей из простого скопища в толпу является общая цель.
«Всякое собрание людей есть толпа, независгаю из кого оно состоит...»
Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд. английский писатель, политик
Толпы бывают организованными и неорганизованными, разнородными и однородными. Разнородные толпы могут быть анонимными и неанонимными -уличная толпа и парламент соответственно, например Биржевая толпа является скорее разнородной анонимной Хотя брокеры «на полу», а также отдельные торговцы и инвесторы все-таки могут друг друга знать, поэтому в некоторых и отнюдь не многочисленных случаях биржевая толпа может быть неанонимной.
«Что большинство? Большинство - безумие. Ум ведь лишь у .меньшинства»
Иоганн Фридрих Шиллер, немецкий поэт
Интеллект - сознательное (индивидуальные черты) - в толпе нивелируется.
Душа - бессознательное (общечеловеческие, национальные черты) -объединяясь в толпе, усиливаются. В результате бессознательное перевешивает сознательное и толпа перестает быть «умной».
Тело - физическое - в сумме коллектива людей слабее, чем у каждого по отдельности.
OcHoBHbiNm чертами толпы являются временный характер толпы;
- толпа возникает под влиянием возбудителей;
- нестабильность мнения Одержимая покутткой может в один момент, испутшись, начать активную продажу;
сумма отдельных индивидов, находящихся в толпе, не равна сумме этих же индивидов вне толпы Это проявляется как в физических, так и в умственных объединениях (вспомните пример с перетягиванием каната):
исчезновение сознательной личности;
стремительность толпы - действует не думая, так как некогда:
- действия под влиянием чувств, а не разума; заразительность - покупай (продавай) к-ак все;
- сознание своей силы, которое приводит к уменьшению чувства ответственности:
гипертрофированное развитие отдельных черт индивидуальной психологии, как правило, далеко не самых лучших; импульсивность, изменчивость и раздражительность (как правило, к идеям, возникшим до появления толпы);
нетерпимость, авторитетность и консерватизм (по отношению к новым идеям после того, как некая идея уже была принята толпой); легковерие, внушаемость. Как правило проявляется в начальный момент появ.чения толпы или когда старая идея явно устарела; преувеличение и односторонность чувств; в толпе мы склонны доверять слухам;
в толпе мы с трудом можем отличить реальное от вымышленного.
- толпам присущи крайности - или превознести, или оплевать.
Значительное событие воздействует на воображение толпы гораздо сильней, нежели слабовоспринимаемое, пусть даже еще более значительное событие (сравните, например, гибель «Титаника» и ежедневные смерти в автокатастрофах, безусловно «Титаник» занимает наше внимание гораздо больше).
Габрголь Тард (Tarde) в своем труде «Мнение и толпа» (L opinion et la foule. 1892) расширяет понятие «толпа» и вводит новое - публика.
Публика, писал он «...есть не что иное, как рассеянная толпа, в которой влияние умов бруг на друга стало действием на расстоянии, на расстояниях, все возрастающих»
В настоящий момент, с развитием интернет-технологий, когда стало возможным мгновенное общение миллионов людей, публика действительно опередила толпу, на что и указывал Тард. Тем не менее, для возникновения публики мало простого чтения одной газеты нли совместного использования одного источника информа1дии. Необходимо, также как и для появления толпы, наличие обшей цели. Как только читатели одной газеты или страницы на web-сайте начинают увлекаться одной идеей, зажигаться общей страстью, в тот же момент появляется публика. Мнение толпы может быть постоянным (внутренне присущим) и временным (калифы на час)
«Мнение для публики е наше щ>емя есть то же, что душа для тела, и изучение одной естественно ведет нас к другому».
Габриэль Тард, «Мнение и толпа»
Этим один из основоположников психологии масс определил важность существования общего мнения для появления публиюг Что же это такое?
«Мнение ... есть кратковременная и более или менее логическая группа суждений, которые, отвечая задачам, поставленным современностью, воспроизведены в многочисленных экземплярах, в лицах одной и той же страны, одного и того же времени, одного и того же общества»
Габриэль Тард, «Мнение и толпа»
В собственном смысле слова мнение есть совокупность суждений. Общая воля, порожденная общим мнением, является совокупностью желаний Далее по цепочке совокупность желаний становятся совокупностью действий. Мнение, можно добавить, рождает идею, которая объединяет массы. Первоначально мнение возникает из индивидуальной идеи, т.е. всегда есть кто-то, кто первый проявил свое мнение, которое, оказавшись своевременным, было подхвачено многими. От этого мнение сначала персонифицировано, а затем все более и более обезличено. Частное мнение передается из уст в уста путем разговоров, книг, писем, газет, радио, телевидения, электронной почты, интернета. Бывает два и больше мнений по одному вопросу. Выразителем каждого является своя публика. Необходимо слушать мнение не потому, что оно может быть право, достаточно того, что оно влияет на многих. Мнение порождает публику, которая в свою очередь порождает тренд. Ослабевание того или иного мнения неизбежно приводит к серьезным коррекциям на финансовых рынках. Серж Московичи пишет, что «биржа играет роль барометра мнений и реагирует в указанном смысле».
Почему мы следуем за чужим мнением? Нас вынуждает к этому атавизм или лень, стремление к подражанию (конформизм) и экономии сил соответственно. Как пишет Московичи: «Человек - это мыслящая овца Легковерный и импульсивный, он устремляется навстречу тому, чего не видит и не знает». В каждом из нас есть доля овцы, подчиняющейся окрику пастуха.
«Если нам нужно принять важное решение или мы просто колеблемся.... то нам очень трудно обойтись без мнения другого человека»
Серж Московичи. «Век толп»
Может быть, азиатский кризис 1997 года сильное влияние на мировую финансовую систему оказал именно по причине глобальной информатизации, а не движения капиталов Преувеличенные ожидания ухудшения экономической