- принимать любую информацию, надеясь на то, что количество правильной информшши перевесит количество ложной и таким образом будет получен обший суммарный доход:
- найти «золотую» середину.
Реализация первых двух крайностей вряд ли будет способствовать деловому процветанию. Отрицание всех и всего аналогично поведению волка-одиночки, однако в человеческом обществе отягчается безусловной необходимостью обшения. Если вы работаете на обшесгвеино важных рынках, каковыми несомненно являются финансовые рынки, то избежать влияния внешней информации не удастся, даже если вы будете стараться изо всех сил. Второй вариант - принимать на веру любую информацию аналоптчно детской доверчивости относительно рекламы. И первый и второй пути решения проблемы являются наиболее легкими. Однако, как мы знаем, легкий путь ведет скорее «в ад», нежели к успеху. Остается третий, действительно сложный путь. Вспомните, именно с этого момента начались злоключения человека, когда Адам и Ева вкусили плод от дерева познания добра и зла. С тех пор вся человеческая история подтвериадает, насколько тяжел путь выбора.
Однако деваться некуда, в свое время первый выбор был сделан, и мы вынуждены искать отличия между едобром и злом». Как показывает опыт реакции людей на рекламу, в целом человек с трудом, но способен отличить рекламу от просгой подачи информации. Так и на рынке, необходимо нач-читься отличать «рекламу» от действительно нужной и верной информации. Психологи предлагают следующие способы защиты-
- необходимо обладать критическим мышлением:
- активно воспринимать информацию, не быть просто внимающим, -.задавать вопросы, спорить. Если в ходе активного обсуждения поданная информация выдержит проверку на истинность, то ее можно действительно воспринять;
- получить как можно больше знаний об объекте информации. Чем больше знаешь, тем лучше можешь понять и оценить;
- уметь вовремя признавать свои ошибки Мы можем ошибиться, как восприняв ложную информацию, так и не восприняв истинную. Обе ошибки необходимо исправлять:
- спрашивать себя: «А поступил бы я раньше так, зная то, что я знаю сейчас?»
- узнать, какова ответственносгь даюшего информацию или делящегося своим мнением.
Предостережение; чрезмерная активность в дальнейшем может проявляться в укоренении принятого мнения. Это в свою очередь, приведет к тому, что вы не сможете вовремя принять свежую идею.
Для лучшего понимания важности информационных потоков, приведу следчтошее выражение, которое может пролить свет на многие парадоксы и 3aK0HOMqDHOCTH нашего личного и чужого поведения;
Психология рыночных масс
«Большинство - зло».
Биант, древнегреческий философ
Сейчас, наверное, уже ни для кого не секрет, что в основе всех наших действий лежат глубинные психологические процессы. Их влияние заложено в наших собственных поведенческих установках, а также находится под воадействием окружающих нас групп или глобальных непосредственно не видимых и не ощущаемых рыночных масс. Зачастую бывает трудно отделить индивидуальную психологию от психологического воздействия групп и масс. Более того, все наши действия на рынке являются в той или иной мере отражением внешнего влияния и результатом взаимодействия индивида и общества В связи с этим мы не будем здесь рассматривать индивидуальную психологию в ее клиническом или психотерапевтическом понимании, затронув только самые общие ее вопросы. Так как рынок является продуктом общественным, впрочем, также как во многом и сам человек, сосредоточимся на социальной психологии, освещающей вопросы связей между людьми и взаимного влияния одних на других. В качестве необходимого дополнения рассмотрим также психологию толп (публик, масс и т,п,),
В ходе написания этой главы во мне все больше и больше зрела уверенность в том, что американские специалисты, работающие в сфере финансовых и биржевых рынков, активно применяют методы социальной и индивидуальной психологии. Сейчас я могу утверждать, что это действительно так - достаточно одного взгляда на современное состояния рынка акций США и темпы его развития в 90-е годы XX столетия, где стоимость hi-tech акций далеко не отражает реального экономического состояния эмитентов.
«Учитывая глупость большинства людей, широко распространенная точка зрения будет скорее глупа, чем разумна».
Бертран Рассел, английский философ, математик
Результатом проявления психологии являются сдвиги в поведении людей от «нормального» или внутренне присущего к некоторым крайним точкам его проявления.
«Нейрофизиолог Лилли (Lilly, 1980) отмечает, что мысли, которые мы принимаем за свои собственные, на самом деле на 99% предопределены и обусловлены мыслями других людей»
Жо Годфруа. « Что такое психология»
Психология
«Нет ничего ненаеистнее большинства: дорогу должно указывать небольшое число сильных людей, .масса должна идти вслед за ними, не осознавая своей воли».
Иогани Вольфганг Гете, немецкий тсатель
Большинство людей являются людьми общественными, социальными. Только малая часть людей отклоняется от норм, предписываемых обществом. В философском пониманш! их можно отнести к категориям полулюдей-полуживотных (словно Минотавр из греческих эпосов) и полулюдей-полубогов (продолжая аналогию с древнегреческими легендами, Одиссея можно назвать типичным представителем этой категории людей). Последних Ницше, вслед за древнегреческим мыслителем Аристотелем называл сверхчеловеками.
Так. Аристотель тхсал: «Человек по природе своей есть животное общественное, а тот, кто в силу своей природы, а не вспедствие случайных обстоятельств живет вне общества, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек Общество существует по природе и по природе предшествует каждому человеку... А тот, кто не способен вступить в общение или. считая себя существом самодостаточным, не чувствует потребности в нем, уже не составляет элемента общества, становясь либо зверем, либо божеством».
Инвесторы и игроки, работающие на финансовых рынках, не являются в этом правиле исключением. Большинство из них составляют рыночную толпу, и только малая часть отличается нестандартным образом мыслей и поведением.
Рисунок 4.45. Распределение людей от индивидуалистов до общественных Кол-во людей
Получеяовек-Полуживотное
Человек общественный, социальный
Индивидуальная психология
Получеловек-Полубог
Область социальной психологии и в меньшей степени психологии индивидуальной
Индивидуальная
психология, психология вождя