назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [ 108 ] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147]


108

«Угадайте подряд три раза, и заработаете репутацию экспертизы»

Лоуренс Дж. Питере, американский экономист

Одним из весьма многочисленных примеров проявления эффекта ореола стали события, развернувшиеся 7 января 1981г. иа американском рынке акций. Накануне вечером известный советник по капиталовложениям Джозеф Гранвилл разослал своим клиентам телеграмму, в которой советовал им продать свои акции, так как, по его мнению, они должны упасть в цене. Гранвилл был весьма знаменитым человеком, и многие люди узнали о его рекомендации. Как результат в среду 7 янвгфя индекс DJI в течение торговой сессии опускался на 4.4% ниже закрытия предыдущего дня, а этот день вошел в историю как один из самых черных в календаре фондового рынка США.

«Как объясиш один менеджер фонда с Уолл-стрит: «Вы можете соглашаться или не соглашаться с мнением Гранвилла, это уже не имеет значения. Если вы думаете, что его совет заставит других продавать, то вы захотите продать до того, как цены упадут еще ниже. Если вы полагаете, что другие будут покупать, вы купите сейчас, чтобы опередить остальных»

Дэвид Майерс, «Социальная психология»

Стремительное падение котировок акций в понедельник 19 октября 1987 года психологи объясняют во многом также проявлением самореализующихся прогнозов. Известный экономист Джон Мейнард Кейнс сравнил психологию рынка ценных бумаг с конкурсами красоты, которые проводились в то время английскими газетами. В этих конкурсах для того, чтобы выиграть, нужно было угадать не самую привлекательную девушку, а ту, которая больше всего понравится другим участникам. Также и на фондовом рынке, инвесторы стремятся предугадать поведение других рыночных игроков Именно поэтому люди интересуются мнениями Джорджа Сороса, Уорена Баффетта и других известных финансистов, экономистов и аналитиков.



1020

1000

22/ 29/ 06/ 13/ 201 27/ 03/ 1С/ 17/ 241 01/ 08/ 15/ 22/ 29/ 05/ 12/ 19/ 26/ 02/ 09/ 09/ 09/ 10/ 10/ 10/ 10/ 11/ 11/ 11/ 11/ 12/ 12/ 12/ 12/ 12/ 01/ 01/ 01/ 01/ 02/ 02/ во 80 во 80 80 80 во 80 80 80 80 80 80 80 80 ei 81 81 81 81 81

«Мы все умны, когда дело идет о том, чтобы давать советы; но когда надо избегать промахов, мы не более как дети»

Менандр, древнегреческий поэт

Итак, на нас с бюльшей вероятностью могут повлиять следующие люди:

- честные и компетентные;

- отстаивающие позиции, которые противоречат их собственным интересам;

- не стремящиеся оказать на вас влияние. Самооченка

Трудно оказать влияние потоками новой информации на люден с низкой и высокой самооценкой. Первые слишком медленно воспринимают информацию, а вторые обладают собственным развитым мнением, которое достаточно сложно переубедить. Лучше всего поддаются влиянию люди со средней самооценкой.

Рисунок 4.43. Динамика фондового индекса ОЛ после того, как Гранвилл дал совет продавать акции



Психология

Рис\ нок 4.44. Зависимость возможности влияния от степени самооценки

Низкая самооценка

Высокая саюоиенка

Средняя самооценка

Включенность

Низкая включенность (присущая, как правило, аналитикам) приводит к склонности доверять мнению экспертов В то же время высокая включенность (присущая, как правило, трейдерам) приводит к склонности доверять веским аргументам Трейдеры в большей степени предпочитают самостоятельно формировать свое мнение и не полагаться на авторитетное, но безосновательное (не аргументированное) мнение других людей.

Таблица 4.3 Зависимость влияния от степени включенности

Низкая включеннность (аналитик)

Высокая включенность (трейдер)

Веские аргументы

Неубедительные

аргументы

Слабо принимаются Очень слабо принимаются

Принимаются хорошо Практически не принимаются

Мнение эксперта Мнение неэксперта

Хорошо принимается Практически не принимается

Слабо принимается Слабо принимается

Что делать, если вы подверглись явной или завуалированной информационной атаке со стороны своего брокера, аналитика, учителя, директора или просто постороннего лица (первое, как правило, при .чичном контакте, второе - через средства массовой информации). Вы можете получить абсолютно достоверную информацию и информацию, которая полностью или частично не отвечает действительности. Последняя может быть случайно или преднамеренно передана вам, а результат будет один - потеря денег. Таким образом, область оценки поступившей информации расширяется с простого «верна - не верна» до более сложного: «подана из лучших побуждений или со злым умыслом». Вариантов поведения может быть много, однако выделим основные три:

- отвергать любую стороннюю информацию, считая ее заведомо ложной и вредной;

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [ 108 ] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147]