выбором субъекта, чья точка зрения станет базовой оценкой группы. В этол* случае резко снижается процент ошибки. Здесь, правда, кроется также возможность ошибки - диктатор склонен подбирать ответ ближе к среднему в группе, снижая его точность.
Группе в большей степени присуща эвристика репрезентативности, чем индивидууму. Группа склонна доверять большому количеству факторов, считая это увеличением вероятности успеха.
В крайних точках групповой поляризации можно видеть огруппленис мышления, когда в угоду общегрупповому мнению отбрасываются реалистичные оценки. Основными проявлениями огруппления мышления являются иллюзия неуязвимости, вера в непогрешимость группы, стереотипное восприятие мнений не членов группы, прямое дав.псние на несогласных, внутренняя цензура (самоограничение высказываний), иллюзия единомыслия. Все это приводит к тому, что не рассматриваются все возможные варианты развития событий, практически не обсуждаются возражение общепринятой точке зрения, предвзятость мнения, небрежность в оценке рисков. Результатом является групповое заблуждение и ущербность принятых решений.
Как возникает иллюзия неуязвимости:
- первоначально все правила строго выполняются, что, как правило, приводит к весьма исп.похим результатам:
- вследствие сравнительно продолжительного периода безаварийной работы, а также общей утомленности выполнением строгих правил допускаются мелкие послабления;
- небольшие отклонения от правил или даже их не выполнение в первое время, как правило, не приводит к возникновению аварийной ситуации, а это позволяет думать, что так можно работать и дальше;
- первые нежелательные симптомы и негативные последствия обычно пропускаются «мимо ушей»;
- следующий и заключительный этап - систематическое несоблюдение правил приводит к крупной, если не трагической ошибке.
Психологи выделяют два основных вида влияния группы:
- информационное влияние (информация, собранная и обсуждаемая группой в большей мерс благоприятна для изначально предпочтенной хтьтернатиБЫ и как следствие усиливает поддержку последней);
- нормативное влияние (тенденция оценивать себя и свои поступки путем сравнения с .другими людьми и, как следствие, подстраивая свои поступки под мнение окружающих; мы часто поступаем так. как поступают другие, даже если последнее есть всего лишь наше измышление).
Конформизм. Это изменение поведения или мнения в результате реального или воображаемого воздействия другого человека или группы людей. Большинство людей выносят некоторые оценки ка основании мнения окружающих, даже если оно противоречит нх собственному
От себя мы ожидаем меньшей конформности, а от других большей, чем это есть иа самом деле. Тем самым мы недооцениваем собственную подверженность трендам и переоцениваем чужую.
Психология
Рисунок 4.39. Мы неадекватно оцениваем свою и чужую конформность
Наши | |
ожидания | |
Ч>ЖОЙ | |
конформности | |
▲ | Реальная | занижены |
завышены | конформность | |
| Наши |
| ожидания |
| собсгвеиной |
| конформности |
Чем авторитетней человек или группа, тем легче мы поддаемся конформизму. Даже читая эту книгу вы невольно, но поддаетесь некоторым ее идеям. Конформизм не является однозначным добром или злом. Однако в некоторых случаях, безусловно, он оказывает отрицательное воздействие.
Обычно, чем больше люден в группе, тем больше вероятность согласия с мнением большинства. Еще больший конформизм проявляется, когда мы выслушиваем мнений нескольких групп, а не одной, пусть даже в суммарном количестве этих групп (две группы по два человека окажут на нас большее влияние, нежели одна из четырех человек).
Если в группе есть хотя бы один несогласный с мнением большинства (активный оппонент), - это резко снижает риск конформизма. Проявления конформизма - уступчивость, одобрение, схождение мнений, давление большинства. В случае уступчивости присутствуют элементы личного несогласия, которые являются фоном, но практически никак ие проявляются в поступках. Одобрение - это искренняя вера в то, что принуждает нас делать группа или другой человек. Схождение мнений оказывает влияние на мнение разных членов группы, первоначально стоявших на противоположных точках зрения В ходе обс\-ждения мнения разных членов группы постепенно сойдутся к середине. Если мнение большинства членов группы намного отличается от вашего, то это увеличивает шансы на то. что в конечном итоге вы примете точку зрения именно большинства, даже если были первоначально правы.
Меньшинство также может оказывать влияние на большинство и заставлять его соглашаться с собой При этом есть, однако, оговорка - это меньшинство должно быть настойчиво, едино и занимать твердые последовательные позиции.
После публичного высказывания своего мнения вы скорее будете склонны защищать его. нежели обсуждать противоположную точку зрения н изменить таким образом свое первоначальное мнение. Если свое мнение вы в уединении запишете на листе или голосуете тайно, то, с одной стороны, вы в меньшей степени подвергаетесь конформизму и, с другой - не будет вынуждать вас настаивать на нем.
Рисунок 4.40. Нормативное и информационное влияния на наше поведение
«Kii>T и нряиик» (.нормативное олияние)
«Делаю как все (или он)» (информационное влияние)
Чем более уверенно вы чувствуете себя в группе, тем больше ваша склонность отклоняться от мнения толпы. Если же вас группа принимает средне или даже враждебно (до определенной степени, конечно) и вы будете чувствовать себя в этой фуппе чужим, то вы в большой степени будете конформны к ее мнению.
У конформизма есть две основные причины - мы хотим чувствовать себя членами некоей группы или же мы хотим быть правыми. Первое является проявлением нормативного влияния, а второе - инфсрмационного влияния. Нормативное влияние, как правило, краткосрочно, а информационное -долгосрочно.
Нормативное влияние - боязнь социальной отверженности, вынуждающая нас следовать за толпой. Вызывает конформизм уступчивости. Одними из причин проявления нормативного влияния можно считать:
- боязнь наказания (убытков);
- жажда поощрения (прибыли).
Информационное влияние важно в моменты двусмысленной реальности, когла мнения окружающих являются ценным источником информации. Вызывает одобрительный конформизм
«Многочисленные лабораторные исследования показали, что люди склонны осмысленно реагировать на информацию тогда, когда у них есть и желание и возлюж-ность тщательно ее анализировать: в противном случае люди обычно предпочитают реагировать... » автоматически
Роберт Чалдини, «Психо.чогия влияния»
Схематично отражение нормативного и информационного влияния на наше поведение отражено на следующем рисунке.